Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

В ходе хрущевских преобразований не удалось обеспечить стабильный экономический рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства

Содержание

1. Смена политического руководства. 3
2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Итоги. 3
3. Развитие сельского хозяйства

5
3.1. Необходимость реформирования сельского хозяйства. 5
3.2. Аграрная реформа 1965 г. Итоги. 5
4. Нарастание противоречий в экономике. 8
Заключение 10
Тестовые задания: 12
Список литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     Решить продовольственную проблему руководству не удалось. В 1963г. с прилавков магазинов исчезли мясо, молоко, яйца. В магазинах за ними выстраивались многокилометровые очереди.  
     Впервые в истории страны правительство решило закупать продовольствие за границей. С начала 60-х гг. продовольственную проблему начали решать, закупая зерно у американских фермеров. Н.С. Хрущев надеялся на то, что это временная мера, но она растянулась на десятки лет.
 

     3.2.  Аграрная реформа 1965 г. Итоги. 

     Аграрная  политика нового руководства характеризовалась  крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. В области сельского  хозяйства мартовским (1965 г.) Пленумом намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию,

     На  мартовском пленуме ЦК КПСС (1965г.) была предпринята программа ускоренного  развития сельского хозяйства. Устанавливался твёрдый и неизменный план закупок  зерна. На зерновые культуры, на продукцию  животноводства были повышены закупочные цены. Наряду с плановым было предусмотрено сверхплановое, свободное приобретение продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товарного хлеба. В целях поощрения продажи колхозами и совхозами продукции сверх плана была установлена надбавка в размере 50% к основной закупочной цене. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально - технической базы сельского хозяйства: предполагалось увеличить выпуск сельскохозяйственной техники, повысить её качество, надёжность и долговечность; были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного - 34%., разрабатывалась программа электрификации, химизации аграрного производства, орошение и мелиорация полей. Резко увеличились капиталовложения в сельское хозяйство.

     В 70-е гг. стали создаваться интегрированные  хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

     Тем не менее, объём валовой продукции  сельского хозяйства сокращался. В годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) он составил 13% совокупного общественного  продукта, а в годы десятой пятилетки (1981-1985гг.) - 6%.

     Колоссальные  капиталовложения, направляемые в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные агропромышленные комплексы не стали однако жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную структуру (в 1985 г. был создан Госагропром СССР). Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 80-х - 1,4%. Большинство колхозов и совхозов оказалось убыточным, в результате СССР продолжал осуществлять массовые закупки зерна (в среднем 40 млн. т и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

         4. Нарастание противоречий в экономике.

     К началу 70-х годов экономика страны находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. начинается снижение основных экономических  показателей. Темпы прироста национального  дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8% в одиннадцатой (1981-1985). Соответственно упали темпы роста производительности труда с 6,8% до 3%. В СССР осуществлялось расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли, то есть экономика носила экстенсивный характер. Концентрация средств преимущественно в тяжелой и военной промышленности ограничивала возможности решения социальных задач. В обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь, нефти) делалась ставка на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров широкого потребления. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

       Главной бедой советской экономики  этого периода было то, что  она почти не была связана  с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию и производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

     Экономика 70-х и первой половины 80-х годов  развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

  • в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы  удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;
  • экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;
  • экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);
  • наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ);
  • в сверхцентрализации экономики.

     В стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 году в промышленности действовало 89481 механизированных поточных линий, то в 1985 - 161601; соответственно автоматических линий - 10917 и 34278.

     Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую  часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.

     В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).

     На  рубеже 70-80-х годов начали проявляться  серьезные диспропорции в структуре  промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980 года) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение.

           Первые шаги  реформы  вселяли   надежду.  Ускорился  экономический  рост. Восьмая  пятилетка,  совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной.  Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

         Попытка провести реформу при одновременном  свертывании  процесса демократизации в политической сфере оказалась  безуспешной.  В этом основная причина  неудачи реформы 1965 года.  Необходимо учесть и то, что большая часть  партийнохозяйственного  аппарата  сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и  руководства.

         Сказывались и недостатки самой реформы,  её непоследовательность, господство вала,  приведшее к формальному и  перевыполнению планов многими предприятиями и  отраслями.  В начале 70-х годов,  свертывание реформы оказалось не так болезненным,  как в предыдущем периоде.  Освоение западносибирских источников  нефти  позволило  организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии.  Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз,  но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства,  создавались промышленные объединения -  агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные,  упразднялись отдельные бюрократические надстройки.  Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных  комплексов  и  форсированное развитие отдельных отраслей экономики.  В середине 70-х в СССР  велась работа над 15 крупнейшими народохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР,  созданию Западно-Сибирского   территориально-производственного   комплекса, строительству БАМ-а т т.д. и т.п.

         От  предприятий  постоянно  требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало  предприятия возможности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели, себестоимость.  Нарастал  дефицит бюджета,  требовались постоянные денежные вливания в экономику.

         Существующая  система глушила всю инициативу снизу и сверху.  Трудовые коллективы не были заинтересованны во внедрении  новой техники  и технологии, так  как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом.  Поэтому  внедрение  совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых индустриальных странах этот срок не  превышал  нескольких  лет.  В промышленности к началу 80 было автоматизировано только 15%  предприятий.

           В рассматриваемый период партия  и правительство  прилагали   много усилий для  стабилизации  положения в такой жизненно  важной для советского народа  области как сельское хозяйство.  Попыткой разработать  эффективную аграрную  политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года.  Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.  Важной частью было решение перехода от  административного  метода  управления сельским хозяйством к экономическим, а так же интенсивное  и  всеобъемлюще-широкое  введение хозрасчета. Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах мелких, средних и крупных городах, на прилавках магазинов был вполне сносный набор продуктов.

         Однако  многое осталось нереализованным. Новые  идеи не вписывались в старую систему.  Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации,  химизация и мелиорация земель не принесли должных и эффективных результатов. Удорожания сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными к началу 80-х годов.  Массированные инвестиции  в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд.  рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожили заинтересованность в конечном результате своего труда.

         Недостаточный социальный уровень села и ликвидации "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей  из деревни в город. Сокращение аграрного населения  является  общемировой  закономерностью. Но  при всем ускорении урбанизации в 70-80 года в сельском хозяйстве страны было занято 20%  работающего населения. Это вдвое большее количество народа, чем необходимо по мировым стандартам. Из деревни уходила в основном молодежь.  С 1967 по 1985 года, ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.  Противоречия и трудности,  в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна.  За 20 лет, импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

Информация о работе Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны