Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:13, контрольная работа
В ходе хрущевских преобразований не удалось обеспечить стабильный экономический рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства
1. Смена политического руководства. 3
2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Итоги. 3
3. Развитие сельского хозяйства
5
3.1. Необходимость реформирования сельского хозяйства. 5
3.2. Аграрная реформа 1965 г. Итоги. 5
4. Нарастание противоречий в экономике. 8
Заключение 10
Тестовые задания: 12
Список литературы: 15
Решить
продовольственную проблему руководству
не удалось. В 1963г. с прилавков магазинов
исчезли мясо, молоко, яйца. В магазинах
за ними выстраивались многокилометровые
очереди.
Впервые в истории страны правительство
решило закупать продовольствие за границей.
С начала 60-х гг. продовольственную проблему
начали решать, закупая зерно у американских
фермеров. Н.С. Хрущев надеялся на то, что
это временная мера, но она растянулась
на десятки лет.
3.2. Аграрная реформа 1965 г. Итоги.
Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства мартовским (1965 г.) Пленумом намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию,
На
мартовском пленуме ЦК КПСС (1965г.) была
предпринята программа
В
70-е гг. стали создаваться
Тем
не менее, объём валовой продукции
сельского хозяйства
Колоссальные капиталовложения, направляемые в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные агропромышленные комплексы не стали однако жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную структуру (в 1985 г. был создан Госагропром СССР). Со второй половины 70-х годов ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 80-х - 1,4%. Большинство колхозов и совхозов оказалось убыточным, в результате СССР продолжал осуществлять массовые закупки зерна (в среднем 40 млн. т и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.
4. Нарастание противоречий в экономике.
К началу 70-х годов экономика страны находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. начинается снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8% в одиннадцатой (1981-1985). Соответственно упали темпы роста производительности труда с 6,8% до 3%. В СССР осуществлялось расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли, то есть экономика носила экстенсивный характер. Концентрация средств преимущественно в тяжелой и военной промышленности ограничивала возможности решения социальных задач. В обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь, нефти) делалась ставка на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров широкого потребления. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.
Главной бедой советской
Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:
В
стране велась определенная работа по
осуществлению технической
Ресурсы страны все больше истощались. Небольшую часть экономики страны составляли наиболее современные производства высокой технологии, которые работали на военные заказы.
В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).
На
рубеже 70-80-х годов начали проявляться
серьезные диспропорции в структуре
промышленности СССР. Приоритетное развитие
получили отрасли тяжелой индустрии,
прежде всего оборонная. Производство
военной техники достигло 60% всей выпускаемой
продукции. В период 10-й пятилетки (1976-1980
года) была сделана попытка перевести
промышленность на путь интенсивного
развития. Однако намеченные планы по
внедрению новой техники труда выполнены
не были. Кроме того, наметилось дальнейшее
отставание во всех индустриальных отраслях.
Заключение.
Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономический показателей выполненной. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.
Попытка провести реформу при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийнохозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства.
Сказывались
и недостатки самой реформы, её
непоследовательность, господство вала,
приведшее к формальному и
перевыполнению планов многими предприятиями
и отраслями. В начале 70-х годов,
свертывание реформы оказалось не так
болезненным, как в предыдущем периоде.
Освоение западносибирских источников
нефти позволило организовать значительный
экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов
позволил оттянуть проявление негативных
последствий в экономическом развитии.
Попытки улучшить механизм планирования,
стимулирования и управления предпринимались
уже в меньших масштабах ещё не раз,
но они оказались малоуспешными. Принцип
директивного управления оставался неизменным,
проводились лишь частичные перемены
и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей
концентрации производства, создавались
промышленные объединения - агропромышленные,
торгово-промышленные, научно-производственные,
упразднялись отдельные бюрократические
надстройки. Наряду с этим предусматривалось
создание территориально-
От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику.
Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованны во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет. В промышленности к началу 80 было автоматизировано только 15% предприятий.
В рассматриваемый период
Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли должных и эффективных результатов. Удорожания сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными к началу 80-х годов. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожили заинтересованность в конечном результате своего труда.
Недостаточный социальный уровень села и ликвидации "неперспективных деревень" повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. Сокращение аграрного населения является общемировой закономерностью. Но при всем ускорении урбанизации в 70-80 года в сельском хозяйстве страны было занято 20% работающего населения. Это вдвое большее количество народа, чем необходимо по мировым стандартам. Из деревни уходила в основном молодежь. С 1967 по 1985 года, ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек. Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет, импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.
Информация о работе Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны