Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

В ходе хрущевских преобразований не удалось обеспечить стабильный экономический рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства

Содержание

1. Смена политического руководства. 3
2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Итоги. 3
3. Развитие сельского хозяйства

5
3.1. Необходимость реформирования сельского хозяйства. 5
3.2. Аграрная реформа 1965 г. Итоги. 5
4. Нарастание противоречий в экономике. 8
Заключение 10
Тестовые задания: 12
Список литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)
 

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

    Контрольная работа 
 
 

    Тема: Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны. 
 
 
 
 
 
 
 

    Номер группы: МОП 82

    Наименование  специальности: Менеджмент организации

    Студент: Антонова  Юлия Юрьевна

    Номер зачетной книжки: 083899

    Учебная дисциплина: Отечественная история.

    Кафедра: Истории и политологии.

    Номер варианта контрольной работы: 9

    Дата  регистрации институтом: «____» _________  2009г

    Дата  регистрации кафедрой: «____» __________ 2009г 
 
 
 

    Проверил: ________________________________ 
 

    Новосибирск

     2009г 
 

    Содержание:  
       
    1. Смена политического  руководства.  3
    2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Итоги. 3
    3. Развитие сельского хозяйства

          

        
    5
    3.1. Необходимость реформирования  сельского хозяйства. 5
    3.2.  Аграрная реформа 1965 г. Итоги. 5
    4. Нарастание противоречий  в экономике. 8
    Заключение 10
    Тестовые задания: 12
    Список  литературы: 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Смена политического руководства.

     В ходе хрущевских преобразований не удалось  обеспечить стабильный экономический  рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства. Допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм в политике облегчили приход к власти консервативных сил, окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со своего поста и Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии(10). Председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь переименовывается в Политбюро, а Первый секретарь становится Генеральным. В 1977 г. Брежнев занимает еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР. 

     2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. Итоги.

     Главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь  страны в середине 60-х гг., был  поиск путей дальнейшего экономического и социального развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Она затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство.

     В 1965 г. сентябрьский пленум ЦК КПСС принял решение об экономической реформе. Вводились изменения в систему  управления производством. Совнархозы - децентрализованное управление народным хозяйством на региональном уровне - ликвидировались и восстанавливались министерства - отраслевое управление производством. Основные принципы советской экономики остались прежними: всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль за основными показателями развития. Главное заключалось в том, что советским предприятиям предоставлялась относительная автономия. Одним из главных показателей работы предприятия становился объём реализованной продукции. Реализация продукции сверх плана позволяла создавать на предприятиях специальные фонды за счёт отчислений от прибыли. Полученные доходы предприятия пускали либо на развитие производства, либо на стимулирование труда персонала.

     Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ.

     ХХIII съезд КПСС (март 1966 г.) провозгласил переход от административных к экономическим  методам управления народным хозяйством.

     Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчёта осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объём промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2, 3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. При участии итальянской фирмы "Фиат" за 3,5 года был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти. Он выпускал в год 660 тыс. легковых автомобилей. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплекса страны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Осуществлялись программы создания территориально - производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитии республик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистские тенденции. Они активизировались в 80-е гг.

     В результате за годы восьмой пятилетки  был создан мощный промышленный потенциал.

     Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.). Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы, а ее реализация встретила мощное сопротивление административного аппарата. В результате реформа не пошла вглубь, не затронула основ хозяйственного механизма. В результате в 1970-е гг. начался спад темпов развития народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Развитие сельского хозяйства

      3.1. Необходимость реформирования сельского хозяйства.

     «Соревнование»  с США в производстве мяса, молока и масла на душу населения окончилось конфузом. Желание поскорее догнать  Америку вело не только к росту  производства (в первый год «соревнования» в СССР удалось увеличить производство мяса на 301 тыс. т, а в 1960 — на 1007 тыс.), но и к припискам, созданию видимости успеха. Наиболее показательна была попытка руководства Рязанской области увеличить в 1959 г. производство мяса в 4—5 раз. Мясо скупалось у. населения и в соседних областях, школьники выращивали кроликов, в колхозах и совхозах забивали даже молочный скот. В декабре был доложено, что область продала государству 100 тыс. т мяса вмест плановых 50 тыс., а в следующем году продаст 180—200 тыс. Секретар обкома А. Н. Ларионов получил звание Героя Социалистического Тру да, опыт рязанцев был рекомендован для повсеместного распространения. Но в конце 1960-го обман раскрылся, и секретарь застрелился. В 1964 г., когда сошел с дистанции главный лидер соревнования, производство мяса в СССР достигло лишь 8,3 млн т. Продолжение «соревнования» в новых условиях привело к тому, что в 1983 г. СССР производил 16 млн т мяса (столько же, сколько США в 1956), а Соединенные Штаты — 27,8.

     В 1963 г. надежды на подъем сельскохозяйственного  производства власти стали связывать уже не с кукурузой и энтузиазмом в «соревновании» с США, а с развитием промышленности минеральных удобрений и химизацией сельского хозяйства. В октябре ЦК КПСС и Совет Министров СССР опубликовали письмо ученым и работникам химической промышленности об увеличении производства минеральных удобрений и химических средств зашиты растений, декабрьский (1963) пленум ЦК принял специальное постановление об ускоренном развитии химической промышленности. Отдача от химизации пришлась на 70-е годы.

     Не  дала ожидаемого результата и осуществленная в соответствии с постановлением февральского (1958) пленума ЦК КПСС реорганизация машинно-тракторных в ремонтно-тракторные станции. Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), разбудит инициативу колхозников. Однако для многих слабых колхозов расходы на приобретение техники были непосиль ными. Ремонтная база в сельском хозяйстве оказалась подорванной. значительная часть механизаторов и специалистов МТС не захотели превращаться в колхозников и отправились в города.

     Губительным для деревни стало начавшееся во второй половине 50-х годов сселение «неперспективных» деревень. В результате деятель ности Хрущева, как отмечалось на конференции, приуроченной к 100-летию со дня его рождения в апреле 1994 г., в России исчезло 139 тыс. деревень — по 13 в день. Не менее пагубным оказалось укрупнение и преобразование колхозов в совхозы с одновременным свертыванием личного подсобного хозяйства. В 1939 г. в стране было 234,1 тыс. колхозов, не считая рыболовецких, и 4 тыс. совхозов. К концу 1965-го число колхозов сократилось до 36,3 тыс. (в 6,4 раза), количество совхозов выросло до 11,7 тыс. (в 2,9); в них было занято соответственно 18,6 и 8,2 млн человек.

     В 1958—1964 гг. размеры приусадебных участков в колхозах сократились на 12% (до 0,29 га), в совхозах — на 28 (до 0,18). Производство мяса и молока в личном подсобном хозяйстве упало на 20%. 20 августа [958 г. было принято постановление «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Оно касалось около 12 млн городских семей, имевших свои огороды, и воспринималось как «малое раскулачивание». Сведение к минимуму мелкого крестьянского хозяйства опустошало важнейший источник поступления продовольствия, недостаток которого страна остро ощутила уже в начале 60-х годов. Все это существенно отразилось на уровне производства продукции сельского хозяйства в целом и на общем настрое жителей деревни, особенно молодежи. В 1960—1964 гг. 7 млн сельчан, включая 6 млн молодых людей (до 29 лет), перебрались на жительство в города. С отставкой Хрущева необоснованные ограничения, касающиеся подсобных хозяйств, были отменены.

     Общий баланс успехов и неудач в развитии сельского хозяйства виден из следующих цифр. Сельскохозяйственное производство в СССР за 1951-1955 гг. выросло на 20,5%; в 1956-1960 - на 30; в 1961-1965 — на 18 (за 3 года шестой пятилетки — на 32, в годы семилетки — на 15 вместо запланированных 70). Среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства были значительно ниже, чем в промышленности. В первое из названных пятилетий они составляли 4,1% в год; во второе — 5,7; в третье — 2,4. Планы подъема сельского хозяйства выполнить не удалось.

     Низкие  темпы развития сельского хозяйства  замедляли рост национального дохода страны (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материального производства). Тем не менее 1951 — 1960 гг. оказались рекордными по среднегодовому приросту национального дохода в отечественной истории XX в. — 10,3% по официальным данным. На протяжении следующего десятилетия они составляли 7% в год. Альтернативные подсчеты (экономисты В. В. Попов, Н. П. Шмелев; 1990) показывают, что в 50-е годы национальный доход ежегодно возрастал на 9,3; в 60-е — на 4,2%.     

Информация о работе Экономические реформы середины 1960-х годов – новая попытка модернизации страны