Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 11:59, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу и осмыслению. С развитием и усложнением жизненного уклада, с появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля ……………………………………………………………..4
2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима ……………….8
3. Расскажите, как специфика экономики Древней Греции и Древнего Рима отражалась в особенностях экономической мысли этих обществ …….11
Заключение ……………………………………………………………….13
Список использованной литературы …………………………………....14

Вложенные файлы: 1 файл

История экон. учений.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное  государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический  институт»

(ВЗФЭИ)

Филиал ВЗФЭИ в г.Туле

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине  «История экономических учений»

 

на тему: «Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»

 

 

 

 

                            Выполнил: студент  2  курса

                                                  факультета  МиМ

                                                  специальности бакалавр менеджмента

                                                  группы  дневной

                                                  Слабоденюк И.О.

                                                  № л.д11млб01174

                            Проверил: Свиридов А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2012 г.

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………3

1. Экономические взгляды  древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля ……………………………………………………………..4

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима ……………….8

3. Расскажите, как специфика  экономики Древней Греции и  Древнего Рима отражалась в  особенностях экономической мысли этих обществ …….11

Заключение ……………………………………………………………….13

Список использованной литературы …………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Хозяйственная деятельность на самых ранних ступенях развития человечества подвергалась анализу  и осмыслению. С развитием и  усложнением жизненного уклада, с  появлением новых общественных институтов и все более прогрессивных форм хозяйствования экономика как наука прошла сложный путь от вспомогательной прикладной дисциплины до магистральной научной отрасли. Наиболее ранние из сохранившихся источников, посвященных социально-экономической проблематике, относятся к достижениям мыслителей Древней Греции и Рима. Несмотря на то, что попытки осмысления явлений и форм экономической деятельности в древности носили непоследовательный, фрагментарный характер, научные изыскания ученых античности оказали неоспоримое, существенное влияние на развитие и формирование западной экономической мысли.

  В высказываниях античных авторов мы встречаемся с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы ставились и рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта классовая позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала — торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию. Таким образом, классовый характер экономической мысли этой эпохи выражен очень наглядно. Отсюда историческая ограниченность и противоречивость взглядов античных авторов по экономическим вопросам.

 

 

1. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Наибольшую роль в  истории экономических учений Древней  Греции сыграли произведения известных  мыслителей Ксенофонта, Платона и  Аристотеля.

  Ксенофонт родился  в Афинах в 430 г. до н.э. (умер  в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он – ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

  Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие – мать и кормилица всех искусств». Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремёслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

  «Домострой» содержал  многочисленные советы рабовладельцам  в области    хозяйственной  деятельности. Их уделом являлось  руководство хозяйством, эксплуатация  рабов, но ни в коем случае  не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

  Ксенофонт одним  из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделении труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительских стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессией.

  Ксенофонт – идеолог  прежде всего натурального рабовладельческого  хозяйства. Вместе с тем он  считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

  У Ксенофонта наметилось  понимание двоякого назначения  вещи: как потребительной стоимости,  с одной стороны, и меновой  стоимости – с другой. Будучи  идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения. [2 - с. 52]

  Платон (428—347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства в его произведениях «Государство» и «Законы».

  В первом сочинении  речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять  аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в  обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

  Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

  Особенно ярко  основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.). В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. Па рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они – исполнители, такова их природа.

  Экономические взгляды  Аристотеля были реакцией на  явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребления в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время существовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство. [2 – c. 53-54]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблематика экономической мысли Древнего Рима.

Римляне оставили менее  заметный след в истории экономической  мысли. Практический склад ума заставлял  их интересоваться прикладной стороной всяких знаний. Землевладельцы Марк Порций Катон, Марк Терренций Варрон и Юний Модерат Колумелла составили подробные руководства по рациональному ведению хозяйства. Римлянам недоставало недовольства существующими в обществе отношениями, которое греческие мыслители испытывали в отношении демократических институтов V-IV вв. до н.э. Римское государство и царившие в нем порядки были предметом их гордости. Область экономических отношений римские авторы затрагивали лишь в связи с вопросами права, собственно, наука о праве – юриспруденция – родилась и развилась именно на римской почве. В отличие от Греции, где город-государство предъявлял права на имущество и личность отдельных граждан, в Риме их частная жизнь была отделена от государства и пользовалась защитой закона.

Катон Старший был  первым, кто обратился к проблемам хозяйства. В его трактате «О земледелии» – еще нет систематического изложения знаний о земледелии, в нем даются разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо общей идеей. Трактат является своего рода руководством для начинающего хозяина. Земледелие, по мнению Катона, из всех видов хозяйственной деятельности – самое почетное и самое выгодное. Главное внимание Катон уделяет получению прибыли. Особенно важной Катон считает близость имения к городу (желательно к крупному) как рынку сбыта товаров. Немаловажное значение имеет также количество и качество дорог.

Идеальным, по мнению Катона, является имение, в котором объединено как можно больше хозяйственных  отраслей, однако все они должны приносить доход – от неприбыльных лучше отказаться.

Взгляды Катона на организацию  сельскохозяйственного производства поддержал и развил писатель и ученый-энциклопедист Марк Терренций Варрон. Он занимался литературным творчеством, писал труды по истории, искусству, философии, лингвистике, литературе, юриспруденции, музыке, математике. Экономические вопросы освещены Варроном в произведении «О сельском хозяйстве», написанном в форме диалога и представляющем собой сборник практических сельскохозяйственных советов об организации полевых работ, об уходе за скотом, о разведении домашней птицы, рыбы, о пчеловодстве.

По Варрону, в хозяйстве  должен использоваться наемный труд, однако основным является труд рабов, которых, наряду с рабочим скотом и инвентарем, он относит к орудиям  труда.

Поставленный Варроном вопрос о повышении эффективности труда рабов стал особенно актуальным для Рима в начале новой эры в связи с падением доходности сельскохозяйственного производства и нехваткой рабов. Этой проблеме уделял большое внимание писатель и агроном Луций Юний Модерат Колумелла. В его трактате «О сельском хозяйстве» последовательно излагаются, основные принципы ведения дел в поместье, сведения о сельскохозяйственных работах, об уходе за деревьями, виноградниками, о разведении домашнего скота, рыб, пчел, об обязанностях хозяина и хозяйки имения. [1 – c. 116]

Главным условием подъема  сельского хозяйства, по мнению Колумеллы, должен быть рост производительности труда. И здесь особенно важным является углубление разделения труда между основными работниками – рабами. Однако он отмечал, что рабы не желают трудиться в полную силу, проявлять инициативу, старательность, выполнять сложные специализированные агротехнические операции.

Важнейшим фактором воздействия  на рабов, на производительность их труда Колумелла считает «присутствие самого хозяина».

Некоторые мыслители в рамках политических, философских и других сочинений затрагивали и проблемы теории. Самым известным из них был выдающийся оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон. Среди множества его произведений можно выделить трактаты «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов» и другие, в которых в связи с политическими и философскими проблемами рассматриваются и некоторые вопросы теоретико-экономического характера.

Человеку, как считал Цицерон, свойственно естественное стремление к объединению с другими  людьми, к справедливости и соблюдению законов. Результатом объединения  становится государство, лучшим видом организации которого является республика. В ней соединены элементы трех основных государственных форм: монархии, аристократии, демократии. Главной целью государства должно быть обеспечение гражданам безопасности и свободного пользования имуществом, при этом под действие закона должны подпадать все.

Информация о работе Экономические взгляды мыслителей Древней Греции и Древнего Рима