Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:47, реферат
На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были обобщены итоги широкой экономической дискуссии первой половины 60-х годов. Наряду с отмеченными недостатками в экономическом развитии страны: превалированием административных мер в управлении народным хозяйством над экономическими; ограничением прав предприятий пленума признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, способствовать внедрению важнейших экономических рычагов – прибыли, цены, премии, кредита.
I.Введение.
II.Основные положения реформы.
III.Развитие и реализация реформы «Золотая пятилетка».
IV.Причины неудачи.
V.Заключение и оценки.
VI.Список литературы.
Содержание
1
На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были обобщены итоги широкой экономической дискуссии первой половины 60-х годов. Наряду с отмеченными недостатками в экономическом развитии страны: превалированием административных мер в управлении народным хозяйством над экономическими; ограничением прав предприятий пленума признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, способствовать внедрению важнейших экономических рычагов – прибыли, цены, премии, кредита.
Экономическая реформа 1965 г. В СССР, (в СССР известная как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) – реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
• «Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении
экономического стимулирования промышленного
производства» (Постановление сентябрьского
1965 г. Пленума ЦК КПСС)2
• «О совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования
промышленного производства» (постановление
ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)
• «Положение о социалистическом государственном
производственном предприятии», утверждено
СМ СССР 4 октября 1965 г3
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования
и расчетов в народном хозяйстве и повышению
роли кредита в стимулировании производства»
(постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)
• «О переводе совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий на
полный хозяйственный расчёт» (13 апреля
1967г.)4
• «О переводе предприятий Министерства
гражданской авиации на новую систему
планирования и экономического стимулирования»
(от 7 июня 1967г.)5
• «О переводе железных дорог Министерства
путей сообщения на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
23 июня 1967г.)6
• «О переводе предприятий Министерства
морского флота на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (от
7 июля 1967г.)7
• «О переводе предприятий речного транспорта
союзных республик на новую систему планирования
и экономического стимулирования» (7 июля
1967г.)8
• «О переводе эксплуатационных предприятий
и производственно-технических управлений
связи системы Министерства связи СССР
на новую систему планирования и экономического
стимулирования» (8 июля 1968 г.)9
• «О совершенствовании планирования
и капитального строительства и об усилении
экономического стимулирования строительного
производства» (28 мая 1969г.)10
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Постановлением Совета Министров СССР N 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности была распространена общегражданская паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов "гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались", должна была быть осуществлена "в срок с 1 января 1976г. по 31 декабря 1981г", фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года11.
Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в Конституции СССР 1977г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы»
В 1970-е гг. СМ и Госплан
СССР принимают решения, призванные
скорректировать выявившиеся
Постановлением СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.
В 1970-е гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.
• «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью», постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.
В 1970 г. существовало 608 объединений
(6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г.
3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной
продукции), в том числе: ЗИЛ, Москвич, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка.
Новообразованные объединения и комбинаты
действовали на основах хозрасчёта, осуществляли
основную инвестиционную деятельность,
кооперировали хозяйственные связи предприятий.
Министерствам отводилась роль проводника
общей научно-технической политики. Резко
сокращалось количество форм документации
и показателей отчётности. Реорганизация
сопровождалась значительным высвобождением
управленческого персонала.
Следующей группой постановлений
• «О дальнейшем совершенствовании
хозяйственного механизма и задачах
партийных и государственных
органов» постановление ЦК КПСС от
12 июля 1979г.
• «Об улучшении планирования и усилении
воздействия хозяйственного механизма
на повышение эффективности производства и
качества работ» постановление ЦК КПСС
и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от
12 июля 1979г.
Вводился новый плановый показатель чистой
(нормативной) продукции учитывавший вновь
созданную стоимость — зарплата плюс
усреднённая прибыль, его задачей было
остановить тенденцию к росту цен и затрат.
Вводились поощрительные надбавки к цене
на новую и высококачественную продукцию
и стабильные долговременные нормативы
для фондов экономического стимулирования.
Расширялась практика составления целевых
комплексных научно-технических, экономических
и социальных программ развития регионов
и производственно-
В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.
Соотношение факторов экономического роста12 | ||||
1961 — 1965 |
1966 — 1970 |
1971 — 1975 |
1976 — 1979 | |
Прирост национального дохода |
37 |
45 |
32 |
19 |
среднегодовой темп прироста |
6,5 |
7,7 |
5,7 |
4,4 |
Производительность общественно |
31 |
39 |
25 |
14 |
среднегодовой темп прироста |
5,6 |
6,8 |
4,6 |
3,3 |
Занятые в материальном производстве (прирост) |
10,2 |
6,0 |
6,4 |
3,9 |
среднегодовой темп прироста |
2,00 |
1,20 |
1,25 |
0,95 |
Динамика фондоотдачи
(отношение роста |
0,86 |
0,98 |
0,87 |
0,89 |
Динамика материалоёмкости
(отношение общественного |
1,00 |
0,99 |
1,03 |
1,00 |
Во второй половине 1960-х
— 70-е гг. реформа подверглась
критике "слева" со стороны группы учёных, авторов т. н. СОФЭ — системы
оптимального функционирования экономики.
К ним относились директор Центрального
экономико-математического института
Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак. Н. П. Федоренко, А. Каценеленбойген, А. Н. Шаталин, И.
Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве альтернативы
реформе предложили создать «конструктивную»
экономико-математическую модель социалистической
экономики. Будучи альтернативой «описательной»
политической экономии, СОФЭ должна была
полностью вытеснить товарное производство,
заменив его системой экономико-кибернетических
операций. Впервые, СОФЭ была представлена
на научно-теоретической конференции
Института экономики АН СССР в 1967г. СОФЭ
находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и
Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами
выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т
экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л.И.Абалкин).
Несостоятельность
СОФЭ была признана расширенным совещанием
Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов
в 1970г. Политизируя вопрос, «софэсты» ставили
в вину Косыгину заигрывание с Западом,
непростительные уступки ему, «предательство»
социализма, «перетаскивание» на советскую
почву чуждых народу идей, чем содействовали
торможению и определённому затуханию
реформаторских усилий.
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».
Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.
Среднегодовые темпы роста, % | ||
годы |
Валовой общественный продукт |
Национальный доход |
1961—1965 |
6,5 |
6,5 |
1966—1970 |
7,4 |
7,7 |
1971—1975 |
6,4 |
5,7 |
1975—1979 |
4,4 |
4,4 |