Экономическая политика России во второй половине XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:47, реферат

Краткое описание

К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Начало этих преобразований в духе модернизации прочно связано с правлением Петра первого (1682(1696)-1725).

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………3

2. Продолжение петровского курса на формирование новых эконо-мических учреждений в России в 50–80-х годах XVIII в…………………………... 4

3. Государственное строительство при Екатерине II……………………...9

4. Время Екатерины II – «золотой век русского дворянства»……………13

5.Заключение………………………………………………………………....15

6.Список используемой литературы………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая история.docx

— 40.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                          ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

                                                         Кафедра 

                                               Истории и политологии.

 

 

                                          КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

                          ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономическа история»

 

Тема контрольной работы: « Экономическая политика России во второй  половине XVIII в».  

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила: Студентка

                                                                                   Серегина М.Б. 
                                                                                   номер группы:ЭЗ-103

 
                                                                                   Проверил: 

 

 

                                                      Санкт-Петербург

                                                             2013 год

 

Содержание.

 
 
1.Введение……………………………………………………………………3

 

2. Продолжение петровского курса  на формирование новых эконо-мических учреждений в России в 50–80-х годах XVIII в…………………………... 4

 

3. Государственное строительство при Екатерине II……………………...9

 

4. Время Екатерины II – «золотой век русского дворянства»……………13

 

5.Заключение………………………………………………………………....15

 

6.Список используемой  литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

                                                    1.Ведение.

 

Выдающийся  русский историк В.О.Ключевский заметил  однажды, что XVIII век для изучения представляет большую трудность, чем  предшествующие столетия. На рубеже XVII-XVIII веков в России предпринимались  попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими  странами в экономическом, политическом и культурном развитии. 
    К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамичное развитие западной цивилизации, изоляция Росси от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ. Решительные перемены во всех сферах русского общества связны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I. 
    Во времена царствования Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. 
    Реформы Екатерины II также были направлены на создание мощного абсолютического государства. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х гг., получила название политики просвещенного абсолютизма. Данная политика приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной формации. 
    Время Екатерины II было временем пробуждение научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.             Продолжение петровского курса на формирование новых экономических учреждений в России в 50–80-х годах XVIII в.

 

 К концу  XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Начало этих преобразований в духе модернизации прочно связано с правлением Петра первого (1682(1696)-1725). 
    Модернизация (от греч. modern – новейший) – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями и показателями качества. 
    Общественная модернизация в России протекала в рамках имперской модели, характеризуемой следующими признаками: 
        • выборочное заимствование технико-технологических (главным образом военно-промышленных) достижений развитых стран в обмен на вывоз сырья; 
        • ужесточение эксплуатации собственного народа архаическими методами; 
        • растущая централизация и бюрократизация управления. 
    Проведение модернизации способствовало дальнейшему усилению факторов мобилизационного типа экономического роста. Это проявилось в более глубоком, чем в Европе, вмешательстве государства в экономику в условиях преобладания аграрного хозяйства при низком уровне отделения промышленности от земледелия, господства континентальной, а потому вялой торговли, сохранения архаичной социокультуры. 
    Предпосылкой модернизации стала необходимость развития отечественной металлургии, находившейся в кризисном положении из-за прекращения поставок прибалтийского металла в результате войны со Швецией. По инициативе Петра I в конце ХVII-начале ХVIII вв. начинается создание мануфактур европейского типа. При этом государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов, давало различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки. В этот период существуют различные виды мануфактур: 
        • по формам собственности (казенные, вотчинные); 
        • по характеру используемого труда (крепостные, вольнонаемные и смешанные); 
        • по территориальному размещению (городские и сельские. В последних существовали неадекватные формы капитала, где капитал не противостоял труду, а торговец и промышленник выступали в одном лице). 
    За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом. 
    Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев. 
    Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации. Это наглядно показало и осуществление реформ Петра первого, приходящихся на фазу подъема экономического цикла 1690-1760 гг. Как и все предыдущие, они носили комплексный характер, охватывая военное дело, управление и финансовую систему, и осуществлялись революционным, а не эволюционным путем. 
    Начало реформ было обусловлено военными неудачами России на первом этапе Северной войны. Расформирование стрелецких войск, вызвавшее необходимость комплектования новой регулярной национальной армии, привело к введению в 1705 г. рекрутской повинности. Крепостные крестьяне, ставшие рекрутами, получали свободу. Все дворяне должны были нести военную службу с солдатского чина. Подготовка офицеров осуществлялась в специальных военных школах, основанных в 1698-1699 гг. По указу Петра I были организованы гарнизонные школы для подготовки унтер-офицерского состава. Особое внимание уделялось созданию отечественного флота. 
    Занятие военными и дипломатическими делами, потребности укрепления абсолютной монархии привели к реорганизации системы государственного управления. В 1711 г. Петр I, упразднив созданную вместо Боярской думы Ближайшую канцелярию, учредил правительствующий Сенат. В 1717-1718 гг. почти вся приказная система была заменена общегосударственными коллегиями, созданными по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В 1708-1710 гг. была проведена первая, а в 1719 г. вторая губернская реформа, результатом которых стало создание 11 губерний и в их составе 50 провинций. Одновременно предпринимались попытки проведения реформы городского самоуправления, для чего в 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Однако в отличие от европейских городов в России еще не было богатой и влиятельной буржуазии, способной осуществлять функции управления. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Петр 1 и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти. Осуществленная церковная реформа, упразднившая патриаршество, полностью подчинила государству и церковь. Созданная в ходе преобразований административная система оказалась очень прочной и просуществовала с некоторыми изменениями весь дореволюционный период. В осуществлении реформ Петр I опирался на поместное дворянство. Для его экономической поддержки в 1714 г. был принят Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм абсолютной и условной земельной собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие – "недвижимая собственность". Имения передавались по наследству одному из сыновей, остальные получали свою долю деньгами и были обязаны поступить на военную или гражданскую службу. При этом дворяне теперь могли дослужиться до высших чинов, т. к. принятая в 1722 г. "Табель о рангах" вводила принцип выслуги и окончательно устраняла принцип местничества. 
    Война со Швецией и Турцией за выход к морям, строительство флота и мануфактур, реорганизация системы управления и т.д. требовали огромных государственных расходов. Бюджет страны находился в критическом состоянии. Нехватка средств вызвала проведение финансовой реформы. Изменению прежде всего подверглась налоговая система. Начиная с 1704 г. вводятся такие налоги, какмельничий, пчелиный, погребной, трубный, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, с бороды и т.д. Косвенных налогов к 1724 году насчитывалось 40 видов. Вместо подворного обложения в 1718-1724 гг. была введена подушная подать с ревизской души. К новым налогам добавились казенные монополии на соль, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбные ловли становились объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках. Доход в казну увеличился и за счет изменения таможенной пошлины в результате проведения протекционистской политики. 
    Таможенные пошлины с ввозимых товаров: 
        • 75 % – товары, производимые в стране; 
        • 25 % – товары, производимые недостаточно; 
        • 20-10 % – товары, не производимые в стране. 
    Таможенные пошлины с вывозимых товаров: 
        • 75 % – сырьё и полуфабрикаты; 
        • 3-6 % – готовая продукция; 
        • 1-3 % – вывоз на собственных, построенных в России судах. 
    К числу крупных преобразований Петра 1 относится денежная реформа, послужившая главным источником финансирования военных расходов. Она решала комплекс вопросов: 
        • использование в качестве монетного сырья отечественных металлов – стимулирование национальной горнорудной отрасли; 
        • перевод денежного производства на новый технический уровень – машинное производство; 
        • установление единого денежного обращения на всей территории – расширение внутрихозяйственных связей; 
        • увеличение доходов казны от чеканки монет. 
    Результатом реформы стало постепенное изъятие из обращения иностранных монет и создание единой национальной денежной системы на десятичном принципе: 1 рубль = 10 гривенникам=100 копейкам. Для удобства обращения были выпущены и производные монеты – полтинники, полуполтинники и пятаки. Однако реформа оказалась непоследовательной. Понижение стоимости монет вызвало их обесценивание. В стране началась инфляция, а бюджет снова начал испытывать сокращение доходной части. 
    Усложнение производства способствовало развитию предпринимательства. В его составе можно выделить две основные группы: 
    формировалась в условиях "казенно-парникового воспитания промышленности", то есть под опекой государства и православной церкви. Ее отличительная черта – упование на даровщину (крепостная рабочая сила; покровительственные тарифы; стремление поживиться за чужой счет); 
    обязана своим происхождением религиозному расколу и сектантству. Старообрядчество в России по своим мирским последствиям сыграло роль, аналогичную роли протестантов в Европе. 
    Ослабление в начале XVIII в. экономической мощи прежних купеческих сотен выдвинуло на первый план новое купечество. В 1721 г. регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным деление всех "регулярных" граждан на две гильдии и один разряд. 
 
                             Структура предпринимательства в начале XVIII в. 
    Купцы, записанные в гильдии, получали ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Помимо разрешения покупать крестьян (но с припиской их к предприятию), они освобождались от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека. 
    Предпринимательская деятельность жестко регламентировалась и зависела от царских указов. Это проявлялось прежде всего в сохранении государственной монополии на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино). Необходимость крупных капиталов для развития промышленности приводит к появлению новых форм предпринимательства – складничества, по отношению к которому государство проводило попечительную политику, связанную с контролем за деятельностью, ограничением вступления новых членов, обязательной регистрацией, определением размера уставного капитала, требованием предоставления образцов в мануфактур-коллегию, а также установлением цены, вида и формы товаров, закупаемых казной, вплоть до запрета их продажи в розницу. 
 
 
                                     Последствия реформ Петра 1. 
 
    В итоге петровских преобразований Россия превратилась в великую державу, занимающую особое место среди развитых государств. Вместе с тем значение осуществленной модернизации имеет противоречивый характер. Это прослеживается уже при анализе сложившейся в петровскую эпоху структуры экономики. Изменения в промышленном производстве привели к формированию новой территориальной структуры экономики, в которой четко оформились центры металлургии (Урал), судостроения (Петербург), легкой промышленности (Москва, Ярославль, Казань, Воронеж и т. д.). Произошло улучшение в структуре и размещении сельского хозяйства. Выделяются области, специализирующиеся на зерновых культурах (Среднее Поволжье, Центрально-черноземный район), технических культурах (Псков, Новгород, Москва и др.), товарном животноводстве (Северный и Северо-западный районы). Однако урожайность сохраняется невысокая: в среднем "сам – 3", что не обеспечивает получения прибавочного продукта. Вместе с тем происходит совершенствование агрокультуры, характеризуемое попытками поднятия плодородия путем использования естественных удобрений, поиском новых систем земледелия (многополье с плодосменой и травосеянием); сменой традиционных орудий земледельческого труда более производительными. Изменения в территориальной и отраслевой структуре, не имея под собой соответствующих механизмов адаптации социокультуры, приводят к сохранению архаичной воспроизводственной структуры. Главной производственной силой по-прежнему остается крепостной крестьянин, труд которого используется не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности в результате образования посессионных и вотчинных мануфактур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное строительство при Екатерине II.

При Екатерине II крепостное право  значительно укрепилось. За открытое неповиновение крестьян могли ссылать  в Сибирь на каторгу. За начинавшиеся волнения власти высылали воинские команды, и крестьяне были обязаны их содержать. Крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков. Помещики могли продавать  и покупать крестьян, переводить из одного имения в другое, обменивать на щенков и лошадей, выигрывать в  карты, разлучать семьи, насильно женить и выдавать замуж и т. д. Многие государственные крестьяне стали  крепостными. За время правления  Екатерины II дворянам было роздано  более 800 000 крестьян. Десятки тысяч  крепостных душ имели фавориты императрицы. Сильно возросли повинности крестьян в пользу дворянства.

Экономика сельского хозяйства  страны во второй половине XVIII в. вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Активное участие страны в международной торговле, создание всероссийского рынка привели к тому, что в сельском хозяйстве сильнее развивались рыночные отношения. Из-за роста городов и мануфактур возросла емкость рынка сельскохозяйственных продуктов (главным образом хлеба) и внутри страны, и за границей. Обладая выходом к морю, Россия получила возможность вывозить в огромных размерах зерно в Европу. Это способствовало повышению товарности сельского хозяйства.

В это время уже четко определились основные производящие сельскохозяйственные районы – Черноземный Центр, Среднее  Поволжье. Происходит хозяйственное  освоение обширных степных районов  Украины – Новороссии. В колонизации южных степей участвовали беглые крепостные, государственные крестьяне и иностранные колонисты. Здесь создавались и крупные помещичьи имения. Пшеницу, выращенную в помещичьих имениях на южных землях, вывозили за границу.

В 1783 г. на Левобережной Украине был  запрещен переход крестьян. Этот запрет действовал на юге Украины, Дону и  в Кавказской губернии. В 80-х гг. XVIII в. крепостные крестьяне в России составляли 53% общего числа крестьян. Помещики могли ссылать крепостных в Сибирь на каторгу, вне очереди  отдавать в рекруты. Жаловаться на своих владельцев крестьянам было запрещено.

В Черноземном центре основной формой феодальной ренты стала барщина, которая доводилась иногда до 6 дней в неделю. На барщине состояло три  четверти помещичьих крестьян. В некоторых  местах помещики сгоняли крестьян с  земли и переводили их на «месячину». Чрезмерный рост барщины вел к  разложению крепостной экономики, подрывал крестьянское хозяйство. В оброчных имениях увеличивался размер оброка. На оброке находились и государственные  крестьяне – 4,9 млн душ мужского пола (38% всего крестьянского населения). На денежном оброке состояли и дворцовые крестьяне (около 7% от всех крестьян).

Промышленность, торговля и финансы  при Екатерине II

При Екатерине II бурно развивалась  промышленность, постепенно формировался рынок труда. В это время в  России насчитывалось около 2 000 мануфактур разного типа: казенных, вотчинных, купеческих и крестьянских. Как правило, на вотчинных мануфактурах продукция  изготовлялась из сырья, произведенного внутри поместья. К концу века повысился  удельный вес купеческих и крестьянских мануфактур. Здесь, в основном, трудились  вольнонаемные работники из числа  разорившихся крестьян; крестьяне, отпущенные помещиками на доходные сезонные работы для получения денежной ренты; также  жители городов и больших сел. Развитию купеческих и крестьянских мануфактур способствовал Манифест о свободе предпринимательства, по которому Екатерина II позволяла  заниматься предпринимательской деятельностью  всем желающим.

Большая часть русских промышленников XVIII в. вышла из крестьян и посадских людей, именно из них образовывалась молодая русская буржуазия. Но их права сильно ограничивались. С 1762 г. было запрещено покупать крестьян для предприятий, принадлежавшим лицам недворянского происхождения.

В общем, во второй половине XVIII в. наблюдался значительный рост крупных промышленных предприятий. К концу века сформировались различные отрасли промышленности, так что Россия смогла сама почти  полностью обеспечить свои основные потребности.

В России была очень хорошо развита  техническая мысль. Гораздо раньше, чем в Западной Европе, российские изобретатели создали универсальную  паровую машину, токарный станок, прокатные  станы и валы. Но в производстве эти изобретения не приобрели  широкого применения. Незаинтересованность государства в использовании  технических новшеств и общая  рутинность хозяйства привели к  тому, что к концу XVIII в. Россия стала отставать от европейских стран, уже завершивших промышленный переворот.

Товарность сельского хозяйства  напрямую зависела от роста больших  городов и крупных промысловых  сел. У городского населения и  армии был повышенный спрос на продовольственные продукты. Увеличился объем сельскохозяйственной продукции, поставляемой на экспорт. Так образовался  емкий рынок для сельского  хозяйства. Также сильно возрос спрос  и на продукцию промышленности и  ремесленников.

Во многих городах находились гостиные дворы с многочисленными лавками. На рынках, которые работали ежедневно, торговали мещане, купцы, ремесленники, крестьяне. Большую роль в торговле играли ярмарки, которых в конце века было более 1 000.

По деревням ходило множество торгующих  крестьян, обменивавшие мелкие бытовые  товары на товарные отходы крестьянского  хозяйства – кожу, пеньку, щетину. Но купцы всячески препятствовали деятельности своих конкурентов.

Правительство, поддерживая купеческое сословие, поощряло быстрое развитие внутренней торговли. В 80-х гг. XVIII в. купцы были разделены на 3 гильдии  по степени богатства. Екатерина II освободила купцов от личной рекрутской повинности, телесных наказаний и от подушной подати. В государственную казну  купцы должны были платить 1% объявленных  доходов.

С получением выхода в Европу через  морские порты стала активно  развиваться внешняя торговля. Активный внешнеторговый баланс поддерживался на протяжении всего правления Екатерины П. Правительство продолжало придерживаться политики протекционизма, устанавливая высокие пошлины на ввозимые товары. Активным внешнеторговым партнером России традиционно оставалась Англия, покупавшая лес, парусину, пеньку, уральское железо. Постоянными партнерами являлись Дания, Австрия, Франция, Португалия. Стали создаваться совместные торговые компании с Турцией, Персией, Хивой, Бухарой и другими восточными странами.

На протяжении всего XVIII в. государственный  бюджет испытывал постоянный дефицит, вызванный бесконечными военными походами, ростом государственного аппарата, высоким  расточительством членов императорской  фамилии. Налоги собирались с большими недоимками, к тому же дворяне практически  не платили налоги. Дальнейшее усиление налогового бремени было невозможно и правительство решилось на выпуск бумажных денег для пополнения бюджета. Екатерина II постановила перейти  к выпуску бумажных денег –  ассигнаций. Но их стоимость вскоре обесценилась из-за прекращения свободного обмена ассигнаций на серебряные деньги.

Другим источником пополнения казны  стали государственные займы. К  концу века внешний долг России составлял 41,1 млн рублей. Общий государственный долг, учитывая откупы, выпуск бумажных денег и пр., составлял 216 млн рублей.

В середине XVIII в. в России появляются первые банки. Они были государственными, частные банки создавать запрещалось. Вся эта система была малоподвижной и неэффективной.

 

 

 

 

4. Время Екатерины II – «золотой век русского дворянства»

В 1764 г. Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Она  обратила множество церковных земель в государственную собственность. Миллионы монастырских крестьян впоследствии стали государственными.

Для оживления и развития экономики  страны императрица пригласила иностранцев  приехать на поселение в Россию, обещая налоговые льготы, сохранение языка и культуры, религиозную  свободу.

Постепенно Екатерина II стала переходить к политике просвещенного абсолютизма. Было необходимо упорядочить всю  систему законодательства Российской империи. Был обнародован «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения». Основной мыслью этого документа  было то, что кроме самодержавия любая другая власть для России не только вредна, но и разорительна для  граждан. Екатерина призывала к  умеренности в законах и политике, недопустимости тиранства. Но Комиссия прекратила свое существование в 1768 г. в связи с началом войны с Турцией, так и не приняв нового уложения, хотя Екатерина использовала многие подготовленные материалы при проведении реформ.

Информация о работе Экономическая политика России во второй половине XVIII в