Экономическая политика Петра I: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

Задачи, представленные в данной работе: краткое освещение экономической политики конца XVII века, рассказ об экономической политике Петра Великого, рассмотрение мнений наиболее авторитетных ученых, занимающихся изучением данного периода истории России. На основе этого, сделать вывод о характере экономической политики Петра I и ее влиянии на развитие Русского государства, что и является целью моего исследования.
Для достижения поставленной цели я буду пользоваться несколькими историческими источниками – это полный свод законов Российской Империи, необходимый мне для описания реформ и указов, и воспоминания И.Т. Посошков, не только современника Петра I, но и талантливого русского экономиста и публициста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состояние экономики в допетровской России 4
Глава 2. Экономическая политика Петра I 7
2.1. Развитие промышленности Петром I 7
2.2. Развитие торговли Петром I 9
2.3. Развитие сельского хозяйства Петром I 11
2.4. Развитие финансовой сферы Петром I 12
Заключение 18
Список использованных исторических источников и литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная полярная академия.docx

— 56.32 Кб (Скачать файл)

Все это способствовало тому, что с первой трети XVIII века был сделан рывок России в экономике, и сделан он был при Петре и благодаря Петру.

 

2.2 Развитие торговли Петром I

Большое развития на ряду с промышленностью приобрела  внутренняя торговля. Внутренняя и внешняя торговля, по замыслу Петра, всецело подчинялась промышленности. По его мнению, торговля – еще одно средство для пополнения казны государства, что видно из наличия чрезмерных пошлин на большинство продукции и монополий. Монополии занимали особенное место среди экономических реформах Петра I. До этого, конечно, были монополии, например на торговлю смолой. Однако, в 1705 году, Петр, по мимо имеющихся, установил монополию на торговлю: солью, печально известную по указам Алексея Михайловича, табаком, рыбьим клеем, алкоголем, щетиной, салом, дегтем, мелом и рыбьим жиром. Самые ценные виды меха и ткани можно было приобрести только в царской козне. Государство присвоило себе исключительное право продавать данные товары, при том, продавать вдвое или вчетверо дороже их рыночной стоимости из-за чего они стали недоступны населению (III. 5. стр.123). Важно, что продавать данные товары купцы не могли не только внутри страны, но и заграницей. Даже дубовые гробы в то время зажиточный человек не мог себе позволить. Они скупались государством, после чего продавались почти вчетверо дороже (III. 10. стр.1337). Так же пошлина вводилась на игру в шахматы, карты, кости и тому подобное. Играть позволялось только после уплаты определенной суммы. Такая пошлина в первый же год дала 10 тысяч рублей прибыли.

Монополизация, хоть и  приносила казне стопроцентную прибыль, однако, вызвала в высших слоях общества огромное недовольство, например у И.Т Посошкова (I. 6. стр.285-286), а в низших были даже зарегистрированы случаи смерти от цинги, вызванной недостатком соли. Негативно отзывался о данной реформе и М.Н. Покровский, называвший действия Петра «мелочным контролем» (III. 9. стр.99).

Дополнительный капитал, помимо монополизации и налогообложения  давали ранее малоактивные во внутренней торговле районы, такие как Урал, Сибирь или Азия.

Большую часть вырученных таким образом средств Петр направлял на развитие промышленности, от которой, как говорилось ранее, на прямую зависел исход войны.  Именно при нем наиболее сильно становится заметен переход купеческого капитала к промышленному.

Государство предоставляло  покровительство областям, в которых  активно велась внутренняя торговля. А купцам, как сложившемуся классу общества, предлагало защиту, передав управление купеческими делами в созданные им же административные управления, представителями которых были сами купцы.  Так же были созданы крупные купеческие компании, был построен Вышневолоцкой канал, связывающий Петербург с бассейном Волги.

Петр старался как можно  сильнее подчинить торговлю государственному контролю. Для этого была создана  Бургомистерская палата, следящая за ведение торговли, которая отчитывалась непосредственно перед Петром. Это так же послужило защитой купечеству от воевод и различных должностных лиц. Воеводы, в руках которых ранее было управление купечеством, теперь не могли вмешиваться в торговые дела, но должны были всячески помогать и заботиться обо всем, что способствовало развитию внешней торговли в государстве. Неоднократно Петр издавал указы, разрешающие продавать русским купцам товары только за золотые и серебряные монеты, что обеспечивало приток драгоценных металлов в страну (II. 3. cтр.253).

Были так же предприняты меры против снижения числа купцов в стране. Для этого был издан указ, запрещавший купечеству переходить в другие звания и должности. Напротив, купеческий класс обогащался за счет крестьян, которые так же занимались торговлей и промыслами. Так же был издан указ, предоставлявший право людям любого звания заниматься торговлей (I. 2. №2327, стр.642). Купеческое сословие становилось почетнее, чему так же способствовало государство, во всем идя ему на встречу. Им было давно право обращаться в Канцелярию правительственного сената в случае «причинения обиды» (I. 2. №2382, стр.702).

Внешняя торговля развивалась  по теории меркантилизма, что подробно описано у М.Н. Покровского (III. 9. стр.67-75). В соответствии с этой теорий главное богатство страны заключается в накоплении средств в государственной казне. Основным средством достижения является развитие внешней торговли и промышленности таким образом, чтобы количество продаваемого заграницу товара превышало количество купленного у заграничных купцов. Результатом политики Петра I, проводимой в области торговли, стало то, что уже в первой трети XVIII века российский экспорт превысил импорт практически вдвое, что способствовало увеличению доходов государства и, соответственно, развитию экономики.

 

2.3 Развитие сельского хозяйства Петром I

В экономике России первой половины XVIII века важную роль играло сельское хозяйство, именно там Петр искал капиталы для проведения своих всесторонних преобразований. Большинство доходов на развитие государства, содержание армии, создание флота, развития промышленности приобреталось благодаря сельскому хозяйству, а людские ресурсы, для набора рекрутов в армию, строителей флота, работы на мануфактурах и предприятиях, благодаря крестьянству.

Сельское хозяйство  стало базой для развития промышленности, как источник денежных средств и  рабочей силы. Петр предпринимал ряд  мер для его восстановления и развития. Однако, историки отмечают, что в данной отрасли его преобразования были гораздо менее благотворны чем в других отраслях, таких как торговля или промышленность (II. 3. cтр.182). В основном это произошло из-за укрепления Петром крепостного права, тормозившего развитие сельского хозяйства.

Камер-коллегия, отвечавшая за управление государственными доходами, указом Петра стала отвечать еще и за сельское хозяйство. Она должна была заботиться о плодородии каждой провинции, о скорейшем населении пустующих дворов, о насаждении земледелия и скотоводства (I. 3. №3955, стр.648). Помимо этого Петра заботило повышение производительности сельского хозяйства, для чего он помещикам и приказчикам повелевал внимательно смотреть за крестьянами, чтобы те перед посевом использовали удобрения.

С этой же целью был  введен указ о снятии хлеба косами, а не серпами, что позволит ускорить работу, и сделает ее гораздо выгоднее из-за снижения числа необходимых рабочих.

Большое внимание уделялось введению новых сельскохозяйственных культур. В основном это были лекарственные травы и природные красители, необходимые для развития текстильной промышленности. Так же значимое место отводилось льну и пеньке, пользовавшихся большим спросом у заграничных покупателей. Для развития животноводства из-за границы привозили различные породы домашнего скота, организовывались крупные государственные и частные коневодческие заводы.

Видно, что в экономической  политике Петра сельской хозяйство  становится одной из значимых отраслей, укрепление которой нацелено на экономическое  укрепление государства.

 

2.4 Развитие финансовой сферы Петром I

К моменту коронации  Петра I в финансовой отрасли накопилось множество проблем, требовавших незамедлительного разрешения. Все время своего правление Петр искал новые и новые источники пополнения государственного бюджета, что во многом определило его финансовую политику. Однако, сбор средств в руках государства не являлся целью правителя. Петр накапливал капиталы ради преобразования страны, вкладывая их в промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Когда Покровский говорит о политике меркантилизма, описанной во втором параграфе, он подчеркивает разницу, между меркантилизмом европейским, основанном исключительно на стяжательстве, и меркантилизмом Петра, который пускал все вырученные средства на огромное количество реформ и усовершенствований. (III. 9. стр.67-75)

Приток финансов в казну  была призвана обеспечить подушная реформа. Эта реформа состоит в переходе от подворного обложения к подушному.

Ранее налоги распределялись по переписям 1710 и 1717 годов. Они показывали большую убыль дворов (единица обложения еще с 1678 года) к чему привело множество случаев бегства крестьян, а так же утайка дворов помещиками: стоящие рядом дворы объединяли одним плетнем. Распределять по таким переписям налоги было  не выгодно государству, особенно в тот период, когда оно больше всего нуждалось в денежных средствах. 

В 1718 году правительство  начало новую подушную перепись населения. Однако, помещики, на которых возлагалась  обязанность подать сведения в государственное  управление о количестве числившихся  у них крестьян, в течении двух лет либо не подавали никаких сведений, либо представляли на рассмотрение сведенья ложные.

Так, не дождавшись ответа от помещиков, в 1722 году правительство  решает проводить ревизию результатов  первой переписи, в ходе которой  была выявлена численность населения обоего пола, включая Сибирь, Прибалтику и Украину, и арифметическим путем определен размер подушной подати, которая взымалась только с мужского населения (III. 8. стр.304). Изначально назначалось брать по 80 копеек с крепостных крестьян, с государственных крестьян по одному рублю и четырнадцать копеек, с городского населения по одному рублю и двадцать копеек. Примечательно, что перепись учитывала не только крестьян, но и дворовых и холопов.

Историки сходятся во мнении, что подушная подать была гораздо  обременительнее предшествовавших ей налогов (III. 8. стр.305). Данная реформа, в том числе и у Посошкова, вызвала недоумение и, даже неприязнь, не смотря на то, что в ходе проведения реформы прибыль государства выросла втрое. Считается, что Петр заботился не о рациональном обложении, а о бездоимочном поступлении средств, необходимом для поддержании армии и флота (III. 5. стр126).  Ключевский так же считал, что реформа, направленная на уравнение казенных платежей и увеличение доходов казны без отягощения народа, не справилась ни с одной из поставленных задач. По его мнению, она хоть и сглаживала старые недоимки, но усиливала и вводила новые.

Значительным источником доходов стали земельные богатства  церкви.  Петр лишил монастыри  их вотчинных доходов указом 1701 года. Вновь было восстановлено административное учреждение по недуховным делам, которому стали подчиняться патриаршие и  архиерейские вотчины, вместе с людьми. Виной тому послужило то, что, по мнению Петра, современные монастыри, вопреки своим предшественникам, не только не обеспечивают нищих пищей, которую могли бы выращивать на принадлежащей им земле, но и для себя закупали продукты. С этого приказа в казну поступало от 100 до 200 тысяч рублей в год (III. 5. стр. 123). Так же в военное время происходило изъятие ценностей из монастырей.

Одной из первых реформ в сфере финансов была проведена денежная реформа, а конкретнее, с 1700 года вместе с чеканившейся в то время мелкой серебряной монетой стали выпускать мелкую медную монету номиналом меньше чем серебряная (I. 5. стр.284). На каждой монете отчеканивали год ее выпуска. В 1704 году мелкую серебряную и медную монеты заменили  мелкой медной монетой и крупной серебряной монетой. Так же впервые появилось копейка, которая стала основной денежной единицей, равнявшейся 2 деньгам. Серебряная монета принималась в прежних счетных единицах. Так государство постепенно понижало вес и пробу медной монеты, внося в монетное обращение кредитный элемент  (III. 2. стр. 265). Монеты, в отличии от неудачного опыта предыдущих лет, чеканили в количествах не превышающих нужды розничной торговли, что оберегало государство от исчезновения из обращения серебряных монет. Мелкие серебряные копейки окончательно вышли из обихода в 1718 году.

Перед Петром стояли те же задачи, что и перед Алексеем Михайловичем в 1656 году. Реформа Петра I была успешнее подобной денежной реформы, проведенной в середине XVII века его отцом. Однако, в это время полным  ходом шло переустройство армии, создавались новые пехотные полки, перестраивался балтийский флот. И, не смотря на то, что вскоре эта реформа стала приносить казне до 300 тысяч рублей в год, эта сумма все же была недостаточна для покрытия расходов государства.

Так же была проведена  налоговая реформа. Ранее плата взымалась с населения как и во время царствования брата Петра - Федора Алексеевича: налогообложение представляло собой две классовые подати. К первой относились ямские, собиравшиеся на содержание ямской гоньбы, и полоняничные деньги, на выкуп пленных. Они взымались с крепостных. К другой – стрелецкие, значительно превышавшие размер первой подати. Взымались со всего остального тяглого населения (III. 5. стр.118). Содержание постоянной армии и балтийский флот требовали больших затрат, в связи с чем были введены две новые должности: доносители и прибыльщи. Доносителем мог быть человек, принадлежащий к любому классу общества, за исключением крепостных крестьян. Его задача заключалась в представлении проектов, самых разнообразных, затрагивающих все сферы жизни общества и государства.

Прибыльщики представляли собой некое финансовое ведомство. В их обязанности входило изобретение  новых источников прибыли. В рамках этого ведомства, одним из прибыльщиков – Курбатовым, было введено обязательное использование гербовой бумаги, на которой должны были оформляться все официальные документы. По его мнению, такая бумага должна была принести до 300 тысяч рублей в год (III. 5. стр.119).

Советуясь с прибыльщиками  Петр ввел огромное количество налогов, список которых приводит Ключевский. (III. 5. стр.120). Начиная с 1704 года, государство вводило непрекращающиеся, сменявшие друг друга сборы: поземельный, померный, шапочный и сапожный, подужный, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный, сбор с продажи орехов и многие другие. Были введены налоги на рыбную ловлю, домашние бани, лошадей и конюшни. (III. 11. стр.11)

Сюда же входил и закон  о брадобритии 1705 года: все мужское  население страны, за исключением  крестьян и священнослужителей, обязано  было брить бороду и усы. Желающие оставить растительность на лице обязаны  были платить налог от 30 до ста рублей в год в зависимости от классовой принадлежности (III. 8. стр.116).

Взымался двойной налог  со старообрядцев за приверженность старым традициям. Даже дубовые колоды, необходимые для изготовления гробов в соответствии с установленными обрядами, были обложены налогом. (III. 8. стр.104)

Информация о работе Экономическая политика Петра I: достоинства и недостатки