Экономическая политика Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского (1881-1892 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:00, реферат

Краткое описание

31 мая 1860 г. был утвержден устав Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был определен в 15 млн. руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности.

Содержание

стр.
Введение ………………………………..........................................................
3
1. Н.Х. Бунге.....................................................................................................
5
2. И.А. Вышнеградский...................................................................................
8
4. Заключение …………..................................................................................
10
Список литературы .....................................................................................
12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

 

Экономическая политика Н.Х.Бунге  и И.А.Вышнеградского (1881-1892 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

стр.

Введение ………………………………..........................................................

3

1. Н.Х. Бунге.....................................................................................................

5

2. И.А. Вышнеградский...................................................................................

8

4. Заключение …………..................................................................................

10

Список литературы .....................................................................................

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему я выбрал именно эту тему?

На мой взгляд, реформы  и глобальные изменения экономики и уклада страны, прошедшие в тот период, очень близки по значимости и масштабам, изменениям прошедших в нашей стране за последние 20 лет.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Отмена крепостного права и  проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России.

 

Реформирование банковского дела началось указами Александра II от 2 декабря 1859 г. и от 31 мая, 10 июня 1960 г. В соответствии с названными документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения; прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.

 

31 мая 1860 г. был утвержден устав  Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был определен в 15 млн. руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые принимались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет – 4,5%. Платежи для физических лиц, а также для юридических – торговых домов и обществ – производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

 

Однако Государственный банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни страны. Под влиянием либеральных реформ популярными в обществе стали идеи предпринимательства, экономическим злом считалось вмешательство государства в деятельность частного сектора. В 1864 г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860–1870-е гг. занимался по поручению властных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотренные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.

 

Огромную работу по поручению правительства  в целях поддержания помещичьего  хозяйства Государственный банк провел по выкупной операции крестьян с 1861 по 1881 г. Объективно эта деятельность Государственного банка содействовала становлению рыночной экономики в России.

Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861 г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн. руб., то в 1875 г. – уже 255,7 млн. руб.

Главными клиентами Госбанка к 1874 г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т.е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

Постоянно росли операции с ценными  бумагами, Государственный банк принимал участие в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т.д. В 1868 г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн. руб. Согласно мнению профессора В.Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С.Ю. Витте.

Вместо того чтобы развивать  коммерческие операции, Госбанку приходилось  затрачивать средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником которых являлся  Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный  банк занимался преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в.

Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е – 1914-й гг. занять достойное место в системе рыночной экономики страны. Государственный банк продолжал играть для акционерных банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

Положение Госбанка было противоречивым с точки зрения юридического статуса и фактической деятельности. Де-юре он не являлся Центральным банком страны, так как находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов и выполнял ряд иных функций, напоминая Центробанки европейских стран и стремясь стать "банком банков".

Таким образом, заняв определенное место в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном  смысле не стал к 1917 г. главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Николай Христианович Бунге (1823–1895 гг.)

 

 

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был Николай Христианович Бунге (1823–1895 гг.) – министр финансов Российской империи с 1881 по 1886 г., председатель Комитета министров в 1887–1895 гг.

 

В 1850 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.

 

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н.X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". До переезда в Петербург он зарекомендовал себя с положительной стороны на посту Управляющего Киевской конторой Государственного банка России (1862 г.) и ректора Киевского университета (1871–1875; 1879–1880 гг.).

Став в 1880 г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881 г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н.X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н.X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения  страны. Бюджет 1881 г. был сведен с дефицитом в 50 млн. рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885 гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883 г.) в докладах и записках Александру III:

♦ обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

♦ укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

♦ направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

♦ преобразовать систему налогов;

♦ добиться превышения доходов над  расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".

Достижение бездефицитного бюджета  сдерживалось значительными расходами  на срочные погашения государственных  займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов. 12 мая 1881 г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882 г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885 г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли  за счет новых выпусков государственных  займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал  выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883–1885 гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861 г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство  финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи  с крестьян; прекратить с 1883 г. состояние "временнообязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882 г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил  сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных  отношениях". Государство одинаково  охраняло интересы как помещиков, так  и крестьян, но сельский люд мог "для  увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако  выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных  участков, поэтому крестьяне проводили  доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных  банков, созданных в 1860–1870-х гг., успешно работали параллельно с  Крестьянским поземельным банком и  выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890-х гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но  объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка  земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части. По инициативе Н.X. Бунге  были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это  в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский  поземельный банк главной целью  в своей деятельности ставил поддержание  хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885 г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75–2,25%.

Значительная  часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экономическая политика Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского (1881-1892 гг.)