Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:16, шпаргалка

Краткое описание

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора.docx

— 156.08 Кб (Скачать файл)

Социальной  основой многопартийности является само общество, состоящее из различных  социальных и иных институ-

циализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Многочисленные  многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

1. Многопартийные  системы без монопольно господствующей  партии. При этой форме многопартийности  ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.

Типичным  примером в этом отношении является партийная система Италии. До 1993 г. там существовал ряд партий, старейшими из которых были республиканская партия, созданная в 1832 г. (в ней состояли в свое время Дж. Гарибальди и Дж. Мадзини) и либеральная партия, основанная в 1845 г. Наиболее влиятельной была христианско-демократическая партия, опиравшаяся на поддержку Ватикана и широко использовавшая в своей идеологической деятельности социальную доктрину христианства.

На крайне правых позициях находилась монархо-фашистская партия Итальянское социальное движение — национальные правые силы, возникшая  в 1972 г. в результате объединения итальянского социального движения (неофашисты) с демократической

партией монархического единства. Левые силы были представлены Итальянской коммунистической партией и Итальянской социалистической партией.

В 1993 г. в партийной  системе Италии произошли значительные изменения. Христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию. Многие партии

пережили  раскол и утратили былое влияние; с другой стороны, более заметными  на внутриполитической арене стали такие партии, как Радикальная партия, Лига Севера, «Вперед, Италия! ».

В настоящее  время партийная система Италии дезорганизована и переживает смутные  времена. Утрата доверия к политическим партиям ярко отразилась в законодательной  сфере. 18 апреля 1993 г. на общенациональном референдуме были отменены две статьи

закона №195 от 2 мая 1974 г. «Об участии государства  в финансировании политических партий», связанные с предоставлением  ежегодных государственных дотаций парламентским группам. 10 декабря 1993 г. был принят закон №515, который внес

изменения в  порядок негосуд-веного финансирования политических партий и установил новые критерии для перерас-

пределения средств на проведение избирательной кампании.

Многопартийные  системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются  обычно коалиционные правительства, существуют и в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

2. Многопартийные  системы с монопольно господствующей  партией. При этой форме абсолютное  парламентское большинство принадлежит  одной партии, которая формирует  однопар-

тийные правительства.

Многопартийная  система такого типа существует, например, в Мексике, где господствующее положение в парламенте занимает Институционально-революционная партия.

Рядом существенных особенностей обладает партийная система  во Франции. При президентах Ш. де Голле (1958 - 1969 гг.) и Ж. Помпиду (1969 — 1974 гг.) монопольное положение занимала голлистская партия, которая первоначально называлась Союзом в

защиту новой  республики (ЮНР), а с 1968 года - Союзом демократов за республику (ЮДР). В 1976 году эта партия приняла название Объединение в поддержку республики (ОПР). В период президентства В. Жискар д'Эстена (1974 - 1981 гг.) ОПР ФКП. Однако монопольное господство ФСП продолжалось недолго. На выборах в Национальное собрание в марте 1986 года она потерпела поражение и к власти пришли правые силы - блок в составе ОПР, СФД, в который вошел также Национальный фронт.

В 1995 г. Ф.Миттерана  на посту президента сменил лидер  респуб-

ликанской партии Жак Ширак.

Многопартийная  система с монопольно господствующей партией существовала (с небольшим  перерывом, когда с 1977 по 1980 г. и с 1989 по 1992 г. правила Джаната парти) в Индии. С момента

завоевания  независимости и до мая 1996 г. у  власти находилась партия Индийский  национальный конгресс, созданная еще в конце XIX века либерально настроенными кругами индийского общества под эгидой британской администрации. За время своего существования ИНК претерпел значительные изменения. Современный ИНК(И) противостоит Бхаратия Джаната парти, которая являлась главной оппозиционной партией и пользовалась влиянием в штатах хиндиязычного пояса, а также партии Джаната дал и партиям левого движения — Коммунистической партии Индии и Коммунистической партии Индии (марксистской).

3. Двухпартийные  системы. Они представляют собой  своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подоб-

ная система создает серьезные препятствия для формирования

других партий.

Классическим  образцом в этом отношении является двухпартийная система США. Более  ста лет на политической арене  США монопольно господствуют две  главные партии - республиканская и демократическая.

В свое время (незадолго до начала и во время  гражданской войны 1861 - 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была

политической  организацией рабовладельцев-южан. Затем  полити-

ческие различия между партиями стерлись, но они по-прежнему

ведут ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации,

штатов, городов  и графств.

Двухпартийная система Великобритании состоит  из консервативной и лейбористской  партий.

Третья по величине политическая партия Великобритании - либерально-демократическая партия. Она возникла в 1988 г. путем слияния  либеральной и социал-демократической  партий, которые в начале 80-х годов  создали двухпартийный блок, выступивший на

выборах 1983 и 1987 гг. под именем альянса и собравший соответственно 25,4 и 23% голосов. На сегодняшний день либерально-демократическая партия не представляет серьезной опасности для главных партий — консервативной и лейбористской.

В течение 17 лет (1949- 1966 гг.) в ФРГ существовала многопартийная система с монопольно господствующей партией,

поскольку устойчивое большинство в бундестаге принадлежало блоку партий Христианско-демократический  союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС). С 1966 по 1969 гг. в ФРГ действовало  правительство «большой коалиции», в которую входили ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). После выборов 1969 года было сформировано коалиционное правительство СДПГ и Свободной демократической партии

(СвДП). В бундестаге, избранном в 1980 году, СДПГ имела 218 мандатов, ХДС/ХСС - 226, а СвДП - 53 (такое же примерно соотношение сил существовало и в предшествующих бундестагах после развала «большой коалиции»). При данной раскладке

мандатов  ни социал-демократы, ни христианские демократы не

могли сформировать опирающееся на парламентское большинство правительство без поддержки СвДП. В течение 13 лет свободные демократы поддерживали СДПГ. 1 октября 1983 г. эта коалиция прекратила свое существование. Свободные демократы вышли из коалиции с СДПГ и вступили в коалицию с ХДС, что привело к

смене правительства  в ФРГ. В то время заметно 'укрепилось положение партии «зеленых», выступающих  с позиций мира и защиты окружающей среды.

В настоящее  время Христианско-социальный союз действует только на территории Баварии. Социалистическая единая партия Германии (бывшая правящая партия в ГДР) была трансформирована в партию демократического социализма. Неонацистское и неофашистское крыло представлено национал-демократической

партией и  республиканской партией, образованной в 1983 г. из представителей правого крыла ХСС.

4. Однопартийные  системы. Они существуют в странах  с авторитарными политическими  режимами, где многопартийность  ликвидирована и установлена  монополия одной партии (Габон,  Заир, Камерун и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Функции политических партий.

Первая функция  политических партий состоит в том, что они выступают средством  борьбы за обладание правительственной  властью в центре и на местах между  отдельными соперни-

чающими группами.

Различные социальные группы остро заинтересованы в использовании высших органов государственной власти и муниципалитетов (в федеративных государствах - также органов власти и управления субъектов федерации) для своих целей.

Желая получить правительственную власть и влияние  в местных и федеральных органах, эти группы делают ставку на ту либо иную политическую партию, с помощью которой они стремятся провести своих представителей в выборные органы.

Поскольку такая  борьба проходит в рамках конституционной  законности, главным орудием ее являются политические партии.

Это соперничество  выливается в форму избирательной  борьбы, где силы противников оцениваются  по количеству полученных голосов.

Вторая функция  политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее  участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты,

парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании. Таким образом, партии являются учреждениями, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.

Иными словами, они готовят те кадры, из числа  которых формируются правящие элиты.

В отношении  государственного аппарата правящие партии играют особую роль. Руководящие органы таких партий не только формируют правительства, но ^определяют персональный состав

руководства всех центральных исполнительных ведомств. Наи-

более эффективно эта задача решается партиями в странах  с парламентарными формами правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Нидерланды и др.). Там правительства,

образованные  парламентским путем, по своему персональному  составу почти полностью совпадают  с руководящим органом правящей партии. Поскольку министрами в этих странах могут быть только члены парламента, руководство партии фактически определяет состав своей фракции, из числа членов которой в случае победы на выборах будет сформировано правительство. В президентских республиках «классического» типа (например, США) партийный состав правительств в меньшей степени зависит от партийного состава парламента, ибо в них действует принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля. Однако и при этой форме правления существует непосредственная связь между правящей партией и высшими испол-

нительными органами государственной власти.

Третья функция  политических партий состоит в том, что они принимают прямое или  опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и  внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации.

Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и  управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие  нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования

законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Организационная стр-ра пол.партий.

Организационная стр-ра совр. пол. партий достаточно разнообразна и зависит от целого ряда факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции.

Существуют  два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно неоформленные партии.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран