Шпаргалка по истории отечественного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

1. Предмет и метод ИОГП
отечественного государства и права
История отечественного государства и права (ИОГП)является составной частью исторической и юридическойнаук.В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теориигосударства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права безучета особенностей какого-либо конкретного государства,областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого госу-
дарства в их историческом развитии.Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государстваи права, эволюции общественного и государственногостроя на различных исторических этапах.
ИОГП изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.
В ИОГП выделяются два блока исследования:
1) история государства, которая изучает устройст-во государства, государственные органы и механизмыуправления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
2) история права, которая изучает процесс созданияправовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой онпроживает.

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)
justify">Общественные  организации объединились в Союз земств и городов (Земгор), который занимался органи-зацией госпиталей, производством медикаментов, участ-вовал в снабжении фронта продовольствием и снаряже-нием.IV Государственная Дума, имевшая правое большин-ство, поддерживала решения царского правительства, ееработа отличалась наличием прогрессивного блока, ко-торый выступал за создание ответственного перед Думойправительства при сохранении монархии.Война продиктовала изменения также в законодатель-стве и судебном устройстве.В гражданском праве были узаконены реквизициии принудительные отчуждения для нужд фронта, запре-щен экспорт, вводилось принудительное размещение во-енных заказов.В трудовом праве снимались ограничения на исполь-зование детского и женского труда, были введены сверх-урочные работы.В уголовном праве усиливается ответственность воен-

нослужащих  за государственные преступления, актуаль-ные в военное время (незаконные операции с оружиеми снаряжением, шпионаж, дезертирство, уклонение от не-сения военной службы).Судопроизводство характеризуется наличием воен-но-полевых судов. 

40. Формирование Советского  государства

Параллельно с ликвидацией старых органов власти

проходило формирование нового государственного аппа-рата.На // Всероссийском съезде Советов рабочихи солдатских депутатов была установлена следую-щая система органов государственной власти и управле-ния:Всероссийский съезд Советов - представительныйорган советской власти;

Всероссийский центральный исполнительный

комитет (ВЦИК) - действовал в перерывах между съез-дами;Совет народных комиссаров (СНК) являлся прави-тельством.Законодательную власть осуществляли Съезды Со-ветов и ВЦИК, исполнительную - СНК.Учредительное собрание, созванное 5 января 1918 г.,отказалось признать преобразования большевикови было разогнано.В январе 1918 г. на III съезде Советов была принята«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемо-го народа», в соответствии с которой Россия была объ-явлена Российской Советской Федеративной Социа-листической Республикой - РСФСР. В качестве орга-низации власти закреплялась система Советов, в каче-стве системы государственного устройства -федерация национальных республик.На Съезде были провозглашены социализация земли отмена частной собственности на землю, принципа урав-нительного землепользования (Декрет о земле).Для удержания власти в декабре 1917 г. большевика-ми был создан карательный орган - Всероссийскаячрезвычайная комиссия (ВЧК), обладавшая неограни-ченными правами (от ареста и следствия до вынесенияприговора и приведения его в исполнение).Рабоче-крестьянская милиция, созданная в октяб-ре 1917 г., осуществляла охрану общественного порядка.С октября 1917 г. по февраль 1918 г. происходило ут-верждение системы Советов на местах - «триумфаль-ное шествие советской власти». Местные Советы прово-дили в жизнь декреты центральной власти, осуществляли

реквизицию, создавали судебные органы и вооруженныеотряды.В качестве чрезвычайных мер формировались рабо-чие продовольственные отряды и комитеты бед-ноты.Экономическая политика характеризовалась:ликвидацией частной собственности (экспроприация,введение «трудовых единиц» вместо денег);

национализацией промышленности, финансов

и транспорта (под управлением Высшего Совета народ-ного хозяйства - ВСНХ);введением рабочего контроля на предприятиях (на-блюдали за производством, устанавливали нормы выра-ботки, себестоимость продукции, контролировали хозяй-ственную деятельность);введением всеобщей трудовой повинности, продо-вольственной разверстки. 

42. Формирование советской  судебной системы

В революционных  условиях создавались и действова-ли характерные чрезвычайные судебные органы:суды народной совести, народные, мировые суды, руко-водствовавшиеся «революционным сознанием и сове-стью».Первоначальные правовые основы новой судебнойсистемы были заложены Декретом о суде № 1, приня-тым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые су-дебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судеб-

ных следователей.Создавалась  новая судебная система, состоящаяиз местных судов (состояли из постоянного судьии двух очередных народных заседателей, которые изби-рались местными Советами, рассматривали незначи-тельные гражданские и уголовные дела с участием обви-

нителей, защитников и поверенных, которыми могли бытьлюбые лица, обладающие гражданскими правами; пред-варительное следствие велось единолично судьей), кас-сационных инстанций (ими являлись уездные и сто-личные съезды местных судей, которые рассматрива-

ли не вступившие в законную силу приговоры и решенияместных судов).Правовую базу для рассмотрения дел составляло за-конодательство Советов, политические программы пра-вящей партии и не противоречащие им старые законы.

Декрет о  суде N9 2 (февраль 1918 г.) санкционировалсоздание окружных судов (рассматривали дела, не вхо-дящие в подсудность местных судов), действующих в со-ставе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гра- 

43. Конституция РСФСР  1918 г.

Основу Конституции  РСФСР 1918 г. (К) составили дек-ретыСоветской власти и Декларация прав трудящегосяи эксплуатируемого народа.

Разработкой проекта К занималась Конституцион-

ная комиссия (председатель - Я.М. Свердлов), создан-ная при ВЦИК.Процесс работы над проектом К занял 4 месяца и со-провождался полемиками и дискуссиями.К была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов,опубликована в «Известиях ВЦИК» 19 июля 1918 г. и то-гда же вступила в силу.К закрепила политическую основу государства - Сове-ты рабочих, солдатских и крестьянских депута-тов.Всероссийский съезд Советов провозглашалсявысшим органом власти, на нем избирался подотчетныйСъезду Всероссийский центральный исполнитель-ный комитет (ВЦИК).ВЦИК являлся высшим законодательным, распоряди-тельным и контролирующим органом, формировал Со-вет народных комиссаров (СНК) - ПравительствоРСФСР.По государственному устройству К объявилаРСФСР Федерацией, субъектами которой являлись на-циональные республики.На местах власть осуществляли областные, губерн-ские, уездные и волостные съезды Советов через соз-даваемые ими исполнительные комитеты.К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось изменение К и ратификациямирных договоров.Совместную компетенцию Всероссийского съездаСоветов и ВЦИК составляли: утверждение изменений К,принятие в состав РСФСР, вопросы войны и мира, осуще-ствление внешней и внутренней политики, регулированиеэкономики, формирование государственной системы на-логов, организация вооруженных сил, судоустройствои судопроизводство, общегосударственное законода-тельство.Разделения властей по К не было: законодательныеполномочия имели все высшие органы.К закрепила принцип демократического центра-лизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советоввышестоящим и широкие полномочия по реализации ре-шений вышестоящих Советов на местах.Конституционные права и свободы граждан в К неперечислялись, назывались лишь те права и свободы, ко-торые обеспечивает государство, однако их содержаниене раскрывалось, они носили ярко выраженный классо-вый характер - предоставлялись только трудящимся.Правам граждан корреспондировали обязанности (тру-диться, воинская обязанность).Провозглашалось отделение церкви от государства.Избирательным правом наделялись трудящиеся, дос-тигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, нацио-нальности, пола, однако жданские дела), 12 заседателей и председательствующе-го члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, во-зобновлял следственные комиссии.Планировалось создание областных судов и Верхов-ного судебного контроля, однако они не были созданы.Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсуд-ность местных судов, наделил Советы местных народныхсудей, создаваемых из судей низших судов, правом рас-сматривать кассационные жалобы.На основании Положения о народном суде РСФСР(ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из

одного народного  судьи (избирался Советами) и 2 или бзаседателей (утверждались исполкомами Советов), кото-рый при решении дел должен был руководствоватьсядекретами и политическим правосознанием (было исклю-чено применение старого законодательства).Параллельно с рассмотренными судебными органамидля борьбы с противниками революции создавалась сис-тема революционных трибуналов и чрезвычайныхкомиссий, обладавших широкими полномочиями дляпроведения внесудебной расправы над неугоднымиправящей партии элементами.

46. Кодекс законов  о труде РСФСР  1918 г.

Трудовое  право впервые выделилось из гражданскогоправа и стало самостоятельной отраслью.

Первый Кодекс законов о труде РСФСР был принятв декабре 1918 г.Его разработкой занимались Наркомат трудаи ВЦСПС.Принятию КЗоТ предшествовал ряд правовых актовсоветской власти (Декларация прав трудящегося и экс-

плуатируемого народа, Постановление СНК от 29 октября1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительно-сти и распределении рабочего времени»).КЗоТ воспринял все предшествующее законодатель-ство и содержал разделы:1) о трудовой повинности;2) право на применение труда;3) порядок предоставления труда;4) о предварительном испытании;5) о переводе и увольнении трудящихся;6) о вознаграждении за труд;7) о рабочем времени;8) об обеспечении надлежащей производительноститруда;9) об охране труда.В приложениях к Кодексу регулировались: порядок ус-тановления нетрудоспособности, выдача пособий трудя-щимся во время болезни, положение безработных, еже-недельный отдых и праздничные дни.Действие КЗоТ распространялось на всех лиц, рабо-тающих по найму. Однако за рамками его регулированияоставались отношения в сельском хозяйстве.КЗоТ вводил всеобщую трудовую повинность. Былпровозглашен принцип «не трудящийся, да не ест».Трудиться должны были все граждане от 16 до 58 лет.Кодекс провозглашал право каждого трудящегося наприменение труда по своей специальности и за вознагра-ждение, установленное для данной работы.КЗоТ установил 8-часовой рабочий день, сокращен-ный рабочий день -для работающих в ночное время, пра-во на оплачиваемый ежемесячный отпуск.Профсоюзные организации контролировали вопросынайма, увольнения, оплаты труда, участвовали в разра-ботке тарифных положений.

В условиях гражданской войны многие демократиче-ские положения КЗоТ не нашли своего применения, напрактике действовали другие нормы: ограничивалосьправо работника на свободу заключения трудового дого-вора (устройство на работу осуществлялось только черезспециальные государственные органы, работник могбыть направлен в другую местность, ограничивалась воз-можность ухода с работы).

На практике применялся детский труд (кроме подзем-ных и вредных для здоровья работ).

Для борьбы с нарушителями трудовой дисциплиныбыли созданы дисциплинарные товарищеские суды,которые рассматривали дела о нарушениях трудовойи профсоюзной дисциплины. Самым легким наказаниембыл выговор, самым тяжелым -заключение в концен-трационный лагерь.

48 Изменения в государственном  механизме в годы Гражданской войны

1918-1920 гг.Гражданская  война (ГВ) - это вооруженная борьба загосударственную власть между различными социальны-ми классами людей.Предпосылки ГВ: насильственное смещение Вре-менного правительства, разгон Учредительного собра-ния, национализация промышленности, ликвидация част-ной собственности, чрезвычайные декреты советскойвласти, заключение невыгодного для России Брестскогомира.Особенность ГВ в России - наличие военной интер-венции стран Антанты, имевшей целью предотвращениераспространения социалистической революции по всемумиру.В условиях ГВ возникла реальная угроза существова-нию советской власти, что заставило большевиков внестиизменения в государственный механизм в обход Консти-туции для того, чтобы приспособить государственный ап-парат для своих политических нужд.Были созданы следующие органы:Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), ко-торый сосредоточил всю власть в области обороны, зани-мался вопросами мобилизации, вооружения, снабженияи руководства армией.В апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Советтруда и обороны- СТО, входивший в СНК на правах ко-миссии, который стал заниматься планированием народ-ного хозяйства.| РРееввооллююццшионный военный совет Республики (Реввоенсовет) создан в сентябре 1918 г. Осуществлял ру-ководство всеми органами военных ведомств и учрежде-ний.Революционные комитеты создавались для под-держания революционного порядка и ликвидации угрозысоветской власти. Являлись временными и чрезвычайны-

ми органами в районах, где было объявлено военное по-ложение.Существовало три вида ревкомов:ревкомы в местностях, освобожденных от непри-ятеля, имели статус временного органа, который осуще-ствлял государственную власть;

ревкомы прифронтовой полосы, создаваемые Ревво-енсоветом армии совместно с губернскими исполкомами;ревкомы, создаваемые специальным решением СТО.Ревкомы оказывали содействие военным властям повопросам обороны и обеспечения армии, имели право ре-квизиции имущества, продовольствия для нужд армии.

В период ГВ продолжали созываться Всероссийскиесъезды Советов, усилилась политическая роль Прези-диума ВЦИК и СНК.Характерной чрезвычайной мерой стало законода-тельное введение красного террора, направленного на

Информация о работе Шпаргалка по истории отечественного государства