Шпаргалка по истории отечественного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

1. Предмет и метод ИОГП
отечественного государства и права
История отечественного государства и права (ИОГП)является составной частью исторической и юридическойнаук.В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теориигосударства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права безучета особенностей какого-либо конкретного государства,областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого госу-
дарства в их историческом развитии.Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государстваи права, эволюции общественного и государственногостроя на различных исторических этапах.
ИОГП изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.
В ИОГП выделяются два блока исследования:
1) история государства, которая изучает устройст-во государства, государственные органы и механизмыуправления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
2) история права, которая изучает процесс созданияправовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой онпроживает.

Вложенные файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

№28 Госуд. строй в  первой половине 19в.

Импиратор- армия, церковь, управ., суд., исп. власть.

1801г.- Совет  при Высшем дворе-Неприменный  совет-Гос. совет, имп. 40-80чел.назнач. чиновники, помещеки, министры. Сост. из депортаментов законов, воен.,гр. и дух, царстава Польского. Постепенно Гос. сровет на вторй план оттесняет

Собственнаяи  Его величества Канцелярия. .1- Котроль за министерствами, 2.-кодиф. зак., 3.-реперессии, 4.-благотварительность, 5.-реф. упр. гос. крест.,6.- реф. управ. Кавказом.1802г.- Учереждение министерств- воен сух, морских сил, МИД, финансов,

коммерции, юстиции, МВД- правопорядок, гсо. пром. и строит. и просвещения-идеология, универ., библ., школы, РАН- новые орг.. Мин. и тов. мин., сов. при

мин., джепортаменты  и канцелярии.

Комитет министров- решение общих вопросов.

Временные комитеты- для решения конкретных вопросов.Профессиональные карательные орг. и тюрьмы.Сенат- потерял свои полномочия, верховная апелляционная камисия.Синод- укрепление единоначалия обер-прока. и приоритета светской власти на дух..м.. 

29 Систематизация законодательства  ½ 19 в

Стремительный рост числа законодательных актов привёл к путанице и не согласованному применению законов, что требовало систематизации и приведения нормативное соответствие существующего законодательства. Было предпринято несколько попыток, проводившихся Уложенными комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа 2 отделения собственной его императорского величества канцелярии в период правления Николая 1. Ведущая роль в организации проведении систематизации отводится Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гр, уг и торг уложения, но они были отклонены, как основанные на франц революционном зак-ве. В 1826г работа возобновилась и велась по 3 направлениям:1) создание полного собрания законов РИ 2) создание свода дейст законов РИ 3)создание нового уложения. В 1830г было подготовлено ПолноеСобраниеЗаконов (1), в 1831 было опубликовано. Акты в нём располагались в хронолог порядке, включало 40 томов законов и 6 томов приложений. СводаДействующихЗаконов (2) был опубликован в 1832 введён в действие в 1835. В него были включены лишь действующие акты, располагающиеся по отраслям права. Создание нового уложения не было, тк царь был против нововведения в законодательстве. Как часть уложения в 1845 было издано уложение о наказаниях уг и исправит. Гр. право: 1)имущество движимое и недвижимое 2)законное и незаконное владение. Обяз право: обязательство из договоров и из причинения вреда. Составление, исполнения, и прекращение договоров регулировал СДЗ (2). Договор мог заключаться: письменно, устно, вводилось нотариальное удостоверения. Средство обеспечения договор: задаток. Неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов, родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется свобода завещания. По закону наследовало мужская линия. 

№30 Уложение о наказаниях уг. и испр. 1845г.

Уложение  подразелялось на главы, некотор. на отделения, разделы  и статьи-2224ст.. Вначале шли нормы Общей части. Претс. понемается как само

противозак. деянее и как неисполнене того, что зак. предписано. Формы вины,стадии совершения прест., виды соучаст., обст. смягч. или отягч. вину, срок

давности, уг. тов. с 7 лет. Незнание зак. не осовбождало от ответственности.Прест. против веры, гос., против порядка управления, должностные

преступления, проив зак. о састояних, прест. против жизни, здоровья, честичастных лиц, имущества. Наказание- два разряда- уг. и исправительные. Каждыйр. подразделялся на несколько родов и степеней, лестница накозаний. Уг.-лишение всех прав и состояний в сочет или со смертной казнью, ссылкой накаторгу, Сибирь, Кавказ, битьё плетьми, клейменее, прекращение супруж. исемейных отношений. Исправительные- ссылка, испр. арестанские роты, крепость,тюрьма, смерительные и работные дома, арест, выговор, денежные взыскания,розги. Устрошение, возмешение, изоляция. Главные, дополнительные-права,покаяние, конфиск., опека, надзор полиц, заперт. деятельностью, заменяющие-всё это общие. Особенные- со службы, понижение в должности, замечание,Исключительные-лишение хрест. покаяния, частичное лишение права наследования.

Преступление  и проступок. Устранение вменения- малолетство, принужденнее,безумие, сумашествие, необходимая оборона. Суб. стона прест.- умышленные,неосторожность, случайность. Обьект. стороны прест., умысел, преготовление,покушение.. Степень вины- соучастие, укпрывательство, пособничество.

Словный, классовый  характер накозаний. 
 

31 Временно обязанные крестьяне по реформе Петра1

Вся земля  в имении признавалось собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании кр. за пользование своими наделами, лично свободные кр должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным, поэтому лично-свободные кр, несущие повинности в пользу помещика назывались временно обязанными. Чтобы стать собственником земли, они должны были выкупить свой надел у помещика. Выкуп = годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз. Гос-во уплачивало помещику 80% суммы. 20% платил кр. в течение 49 лет кр должны были выплатить эту сумму с % (6 %). До выкупа земли кр считались временно обязанными по отношению к помещику, несли старые повинности (отменены лишь 1881г). собственником земли была община, выйти из которой кр не мог, до уплаты выкупа. Была введена круговая порука: платежи – налоги, поступали от всего об-ва, за отсутствующих должны были платить все члены общины. 

25. Земская и городская реформы60-70-х гг. XIX в.

Проведение  крестьянской реформы вызвало измене-ния и в системе местного управления.

Законодательной базой реформ стали: «Положениео губернских и земских учреждениях» 1864 г. и * Горо-дов ое положение» 1870 г.В компетенцию новых органов местного управлениявходило руководство всеми хозяйственными делами наподведомственной территории.Распорядительными органами земств, которые соз-давались на уровне губерний и уездов, являлись земскиесобрания, а исполнительными - земские управы.Данные органы являлись выборными, избирались сро-ком на 3 года.Выборы представителей (гласных) уездных земскихсобраний проходили по трем избирательным куриям:1) уездных землевладельцев (для участия требо-вался высокий имущественный ценз, входили, в основ-ном, дворяне);

2) городских  обществ (участник должен был  иметькупеческое свидетельство или предприятие, имелся иму-щественный ценз);

3) сельской  курии (имущественного ценза не было,выборы проходили по сложной системе: крестьяне на во-лостном сходе избирали выборщиков на собрание, на ко-тором избирались земские гласные).Уездные земские собрания выбирали гласных губерн-ского уровня.

Председатель  уездной управы утверждался на долж-ность  губернатором, а председатель губернской управы -министром внутренних дел.

Земства имели  ограниченные полномочия, зависелиот правительственных органов. Недостатком реформыбыло отсутствие высшего координирующего органа и низ-шего звена системы - волостного земства. Однако ре-форма носила буржуазный характер, внесла значитель-ный вклад в развитие местного хозяйства и социальнойинфраструктуры.Городовое положение сформировало органы город-ского самоуправления: городское избирательное соб-рание, городскую думу и городскую управу.Выборы в городскую думу проходили на основе иму-щественного ценза, избирать могли плательщики город-ских налогов и сборов, рабочие, мелкие служащие не име-ли избирательного права.Городские избиратели делились на три группы, каждаяизбирала треть представителей в городскую думу.Думу и управу возглавлял городской голова, которо-го утверждал в должности губернатор или министр внут-ренних дел.

Дума и  управа избирались на 4 года, каждые 2 года по-ловина управы переизбиралась.Городской голова имел право приостанавливать реше-ние управы.Разногласия между думой и управой решал губерна-тор.Городские органы управления зависели от государст-венной власти, но помогали развитию городов.фесте 17 октября», полностью поддерживали его положе-ния. Выступали за конституционную монархию с народ-ным представительством на основе всеобщего избира-тельного права.Российская социал-демократическая рабочаяпартия (РСДРП) образовалась в 1898 г., на II съездев 1903 г. произошел раскол партии на большевиков (В.И.Ленин; они считали основной революционной политиче-ской силой пролетариат, который должен опираться накрестьянство) и меньшевиков (Л.О. Мартов; они отводиливедущую роль в революции буржуазии). ПрограммаРСДРП предусматривала свержение самодержавия, ус-тановление демократической республики, введение 8-ча-сового рабочего дня, отмену выкупных платежей для кре-стьян, отделение церкви от государства.Партия социалистов-революционеров (эсеры) 

33. Основные принципы  судоустройства и  судопроизводства по реформе 1864г.

Прежнее судопроизводство хар-ось инквизиционной формой процесса, теорией формальных док-в, множественностью органов, обладающих суд полномочиями, закрытостью суд процесса, сословностью. Правовую основу реформы составили: учреждения суд установлений, устав уг судопроизводства, устав гр судопр, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Реформа провозгласила след принципы: 1)независимость суда 2) все сословность суда 3) устность и властность суд процесса 4) = всех перед судом 5)несменяемость судей и следователей 6) рассмотрение дел сч участием присяжных заседателей 7) выборность судей и присяжных заседателей 8)установление прокурорского надзора 9) введение института присяжных поверенных.10) право на защиту и участи адвокатов 11) призумция невиновности 12) соотношение тяжести преступления и наказания. 

34. Общие суды 1864 г.

Прежнее судопроизводство характеризовалось инквизиционной формой процесса, теорией формальных дока-зательств, множественностью органов, обладающих су-дебными полномочиями, закрытостью судебного процес-са, сословностью.Правовую основу реформы составили следующиеакты: Учреждение судебных установлений, Уставуголовного судопроизводства, Устав гражданскогосудопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемыхмировыми судьями.Реформа провозгласила следующие принципы:

независимость суда;всесословность суда;

устность  и гласность судебного процесса;

равенство всех перед судом;несменяемость судей  и следователей;рассмотрение дела с  участием присяжных заседате-лей;выборность судей и присяжных заседателей;установление прокурорского надзора;введение института присяжных поверенных.Одним из видов судов были общие (окружные суды, учреждаемые для несколькихуездов, судебные палаты по гражданским и уголовнымделам, в территорию деятельности которых входили не-сколько губерний или областей, и кассационные департа-

менты Сената по гражданским и уголовным делам); 
 

35. Контрреформы

С сер 70 гг 19 вв вновь возр крест движение. 1 марта 1881 года народ был убит импер а2. Царск прав-во прешло к реакц политике. Контрреф 1880-1890гг- это изменен внутрен полит, пересм ряда сущ полож, устан в ходе бурж реф 60-70гг. Контрреф начин с прин в 1881 году полож о мерах к сохранен госуд порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введ в отд местности или во всей стране при посяг против гос строя или безоп отд лиц сост усилен или чрезвыч охраны. Пр этом вся полнота власти перед генерал-губернатору, расшир права полиц и жандармерии, огран права граждан,римен кар-репрес меры против нарушит.  В 1889 году было прин полож о земск участ нач, кот отмен принц отделен суда от администрации. Согл полож в уездах вместо мир судей ввод институт земск участков насч, на них возлаг полиц суд и админ ф-ии: осущ контроля над сельск и волост орг  самоуправления, рук полиц, надз за деят-ть волост судов и др.Кандид должны соот ряду требов: им в/о. Стаж раб, высок имущ ценз, зван потом дворян. Назн осущ гкубернатором и подлеж утвержд мвд. Полож несло серьезн удар по сист мир судов, их числен стала сокращ, и к 1913 г они исч совсем. В 1890 было пересм полож о губ и уезд земск учрежд. Согл новому полож сохран куриальн сист выборов. Однако в первой курии вместо ценз принц формиров был устан сослов принц: в неё вход только потом и личн дворяне. Одноврем с этисм во втор гор курии имущ ценз был значит повышен. По отнош к крест курии усил контроль админ – губ сам назнач гласн от  числа крест-выборщиков. Т.о, влиян двор в земск орг значит усилилось. Был усилен контроль за земствами, осущ губ и губ присут по зем делам. Губ и мин внутр дел имели право приост или измен  любое реш орг земск самоуправл. В 1892 году было прин нов город полож: увел имущ ценз, что прив к отстран в выб в го думу мелк и средн части бурж. Избир права имели только те гражд, кот влад недвижим, а так же влад торг-пром предпр, имевш гельд свидет, т.о увелич предст дворян и кр бурж. Усилив контроль за деят-тью орг гор самоуправл: реш гор дум подл утв губ правл. Для мал город устан упрощ управл: сход домохоз города избир собран уполном, а оно выбир гор старосту. С нар реакции стала разв сист админ репрессии, тел нак хотя и были отмернены, но на прк прод примен по реш комит мин-ов. В 1871 год расш права жандарм в обл дозн и след. Дозн осущ корп жандарм. С 1872 г наиб важн дела стали расс особ присут сената с участ сослов представит. 

37. Госуд дума и  Гос совет.

Царь реорг  гос совет, над полном, кот не было раньше. Гос сов стал выступ в кач-ве как бы второй палаты по отношен к госуд думе. Его сост был более реакц. Полов назн царем, др вбирались. Выб были ирг так, что бы дем элим и труд попасть туда не могли. Выб предст имущ классов, духов, члены двор об-в. Зак из гос думы полступ в гос сов, кот при жел мог их отклонить. Мног законопроект так и не пол одобр гос совета. Н-р поп прин указ об отмене смертн казни. Если обе палаты были согл с законопр, то окончат реш прин царю – мг не утвердить. Фактич пол так, что зак деят-ть полн контрол царем. После созд гос думы предст либ бурж востор заявл, что в рос нак появ парлам, что нач эпоха парламентаризма. Но это было напрвасно. Нек внешн призн парлам у думы имелись. Она могла напр запросы прав-ву-реорг сов мин-в- и его отд членам. Мин могли не отвечать. Ник от-ти перед гос думой у прав-ва не было. Мин назн и увол царем, перед дум не отчит от нее не завис. Хотя сам реорг ов мин была связ имено с созд думы. Со стор гос думы дел поп выр недов пр-ву, но на актпр-во не среагир. 
 

38. Государство и  право России в  годы Первой мировой  войны

Россия, преследуя  внешнеполитические (новые тер-

ритории, сфера  влияния, международный рынок) и внутриполитические (отвлечение внимания народа, поддер-жание имиджа государства-защитника) цели, вступилав Первую мировую войну летом 1914 г. в союзе с Англиейи Францией (Антанта).Участие России в войне потребовало приспособлениегосударственного аппарата к военным условиям.

На основании  Положения о полевом управлении войскв военное время, для руководства военными действиямивводится Ставка Верховного Главнокомандующего.Ставка была ответственна только перед императором,при ней действовал Штаб, возглавлявшийся начальни-ком.В задачи Главного штаба при Военном министер-стве входило проведение мобилизации.В качестве новых форм управления промышленно-стью и капиталами были созданы военно-промышлен-ные комитеты, в задачи которых входило распределе-ние военных заказов, установление внутренней и внеш-ней ценовой политики.В качестве чрезвычайных органов для координации

работы по отдельным направлениям были созданы  Осо-бые совещания. Они решали задачи по обороне госу-дарства, обеспечению  топливом путей сообщения, госу-дарственных  предприятий, работающих для целей госу-дарственной обороны, осуществляли надзор за предпри-ятиями и контроль за госзаказами.

Информация о работе Шпаргалка по истории отечественного государства