Шпаргалка по "Истории Республике Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 04:17, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Республике Беларусь".

Вложенные файлы: 4 файла

История РБ шпоры.doc

— 51.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры3.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Палiтычны лад старажытнабел. Дязржау княствау ( IX- XII)

В начале этого периода термина «государство»  не существовало, а использовался  ряд других терминов: «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела  свой политический центр - стольный город. Преобладали мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись под протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме  правления княжества были монархией. Князь был главой государства  и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.

Идеологической  основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно  участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности. 

Грамадски лад ВКЛ уXIV перш палове XVI.

Находясь  в составе Речи Посполитой с 1569 г., государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных сил* и производственных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины ХУЛ в. политический кризис Речи Посполитой.

Возникшая в результате Люблинской унии многонациональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое право - Статут 1588 г.

Постоянные  войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический

кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 г. саксонского короля Августа II из династии Веттинов привело к созданию в 1697 г. личной унии между Речью По-сполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763 г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты оккупации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории.

Палитычны лад ВКЛ

Присоединение территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой повлекло за собой ослабление религиозного и в некоторой степени национального гнета, способствовало прекращению разорительных вооруженных конфликтов между группировками крупных магнатов и в конечном итоге содействовало экономическому развитию.

В первые годы после присоединения Беларуси царское правительство, учитывая тяжелое экономическое положение населения, было вынуждено уменьшать налоги или на определенное время вовсе отменять их. Так, по указу Екатерины II от 13 декабря 1772 г жители Псковской и Могилевской губерний были освобождены от уплаты податей на полгода, а по ее указу от 17 апреля 1773 г. размер налогов, взимаемых с населения этих двух  губерний, был уменьшен. Жители территории, отошедшей к России по второму разделу, полностью освобождались от уплаты налогов на два года.

Размер  посевных площадей увеличивался. Только помещичья пашня к середине XIX в. выросла по сравнению с 70-80-ми годами XVIII в. в среднем в 3-4 раза.

Цодъем  сельского хозяйства способствовал  росту торговли, купечества, городов. Царское правительство выкупало города из частного владения феодалов. Например, г. Рогачев, м. Дрисса были выкуплены и в 1777 г. превращены в уездные города. В каждой губернии Беларуси в год происходило от 50 до 70 ярмарок.

После присоединения  Беларуси к России активно проводится работа по завершению строительства Огинско-го канала, починке старых и строительству новых дорог, мостов и т.д. Уже с 1773 г. на территории Беларуси работало несколько экспедиций Российской Академии наук, которые изучали природные богатства края, климатические условия, быт населения и т.д.

Но вместе с тем на присоединенных к России террито- -риях царское правительство  стремилось укрепить феодально-крепостнические отношения, защитить интересы помещиков. Территория Беларуси зачастую служила для царского самодержавия своего рода поощрительным фондом, из которого оно выделяло земли с крепостными крестьянами в награду отдельным лицам за их заслуги перед отечеством. Только с 1773 г. Екатерина II «за усердную и ревностную службу» пожаловала имения 16 лицам, а в 1774 г. и 1775 г. раздача земель увеличилась и достигла 37 лиц каждый год, т.е. за три года

Екатерина II наградила 90 лиц имениями, расположенными в Беларуси. В правление Павла I раздача белорусских земель увеличилась в 5,5 раз в год. Имения в Беларуси получили такие известные лица как Румянцев, Суворов, Завадский и др.

Кроме того, царское правительство, организуя  управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а из других губерний России.

На территории Беларуси неоднократно изменялось административно-территориальное деление, пока, наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до революции 1917г.

В губерниях  Беларуси была учреждена система  местных органов власти и управления, предусмотренная законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местному дворянству-шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 года, некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкоморий, поветовый хоружий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.

На территории Беларуси было образовано три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Литовское.

Во главе  генерал-губернаторства стоял наместник  или генерал-губернатор, которому подчинялись  губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Состав генерал-губернаторств неоднократно изменялся. Так, в 1793 г., когда было образовано Минское генерал губернаторство.

Заканадаучае  замацавання самастойнасти  ВКЛ пасля Люблинскай унии.

Правовое  оформление Люблинской унии произошло  на Люблинском сейме 1 июля 1569 г., где  представители обоих объединяющихся государств подписали договор-привилей. В нем указывалось, что Королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой единое целое, общую республику. Вместе с тем подчеркивалось, что король Речи Посполитой, одновременно являясь великим князем ВКЛ и Королем Королевства Польского, при вступлении на престол приносит присягу о подтверждении всех прав и привилегий обоих народов, о сохранении всех привилеев и должностей обоих государств.

Главная цель Люблинской унии - ликвидация Великого княжества Литовского как самостоятельного государства - в реальной жизни не была достигнута. Принятый в 1588 г. Статут совершенно не упоминает о Люблинской унии и, более того, акт 12 раздела 3 четко закрепляет, что получать поместья, занимать духовные и государственные должности имеют право только уроженцы ВКЛ и земель, принадлежащих ему, а «чужоземцам и заг-раничникам, ани суседом того панства» это право не предоставляется.

Это дает основание утверждать, что и после  Люблинской унии 1569 года государственно-правовые взаимоотношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных изменений. Оба государства сохранили свою самостоятельность, а вновь созданные общие органы - господарь и сейм -на компромиссной основе решали лишь небольшой круг

вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы). А если принять во внимание, что не было создано общих отраслевых органов управления Речи Посполитой, то можно признать, что акт Люблинской унии 1569 г. фактически не был реализован.

Что касается вопроса законности Люблинской унии 1569 г. с точки зрения принципов современного международного права, то договор, оформивший ее 1 июля 1569 г., является недействительным в силу того, что ВКЛ подписало его под воздействием реального насилия, осуществленного Королевством Польским, т.е. не было свободного волеизъявления одной из сторон. 
 

Казимирау прывилей.

Общеземский привилей Казимира 1447 года завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют конституцией шляхты.

Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во нтороЙ полови-

не XV в. вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства. Результатом работы по упорядочению текущего общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 г. Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права.

Судебник  содержит 25 статей, из которых 16 регламентируют различные правовые аспекты такого преступного деяния как кража (раскрывается состав преступления, определяются виды наказания за простую кражу и квалифицированную и др. положения).

Характеризуя  в целом зарождающееся общеземское  право Великого княжества Литовского в конце ХЯ-ХУ вв., необходимо отметить, что наряду с классическими чертами феодального права (классовый характер, право-привилегия и др.) ему присущи уже такие прогрессивные по своему времени положения, как:

1) четко  указанный возраст уголовной  ответственности;

2) право  феодалов на публичный суд;

3) свободное без всяких ограничений распоряжение недвижимым имуществом;

4) ответственность  только за вину;

5) ограничение  ответственности членов семьи;

6) запрет  самоуправств в виде наездов  и др.

Это свидетельствует  о довольно высоком уровне развития не только общества и государства, но и правовой мысли.

Вышэйшия  судовыя органы ВКЛ 

Господарений  суд был высшим всесословным коллегиальным судом, который до 1581 года (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд 2-ой инстанции) и как суд 1-ой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты. С15 81 года компетенция Господарского суда сужается и согласно Статуту 1588 года он действует только как суд 1 -ой инстанции по делам о государственных преступлениях; по делам, затрагивающим имущественные интересы государства; о незаконных действиях высших врадников, об установлении принадлежности к сословию шляхты и, в некоторых случаях, дела иностранных купцов. Резкому сужению компетенции Господарского суда содействовало и введение во второй половине XVI в. судебных инстанций, когда законодательством прямо предписывалось сначала рассматривать дела в местных судах, а затем только подавать жалобы в

Господарский  суд, а с 1581 г. - в Главный суд. 

Состав  Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от 2 до 20 и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах территории Великого княжества Литовского. Поскольку великий князь (господар) одновременно был королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступающие в Господарский суд, рассматривались либо судом панов Рады, либо комиссарским судом. Указанные суды были разновидностью Господарского суда, но рассмотренные ими дела можно было обжаловать в Господарский суд.

Сеймовый  суд - это также разновидность  Господарского суда, но более демократичный по своему составу. В него помимо господара и панов рад, согласно Статуту 1588 г., входило еще 8 депутатов сойма. Этот суд действовал только в период работы сойма.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Республике Беларусь"