Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

начерталка.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег — вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти факты. Материалы для истории Грозного далеко не полны, и люди, не имевшие с ним прямого знакомства, могут удивиться, если узнают, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и делах. Одной правды не бывает, этому нас учит история. Например, историк В.Д.Назаров утверждает, что реформы Ивана Грозного — это целый ряд хорошо продуманных шагов правительства, стремившегося вывести страну из кризисного состояния. А вот известный историк А.Л. Хорошкевич считает, что Россия с середины ХVI века кризиса вообще не переживала. Просто необходимо было решить некоторые национальные задачи, лежавшие вне сферы внутренних политических и социальных отношений, но оказавшие тем не менее воздействие на внутреннее развитие страны. Ни о какой предварительной выработке комплекса мер по преодолению кризисного состояния и речи быть не может, пишет Хорошкевич. В исследовании Хорошкевич Иван Грозный предстает перед нами в жалком виде. На протяжении доброй половины его царствования властолюбивые бояре, поднимавшие даже мятеж против царя, не давали Ивану IV почувствовать себя хозяином в собственной стране и утвердить свой авторитет за ее пределами. Тут уж любой введет опричнину. Грозный еще долго терпел — таково мнение Хорошкевич. С детства Ивана IV мучила мысль о слишком большой роли Боярской думы, сильно его ограничивавшей. К тому же ему очень хотелось добиться признания своего авторитета западным соседом — великим князем литовским и королем польским Сигизмундом II Августом. Он предлагал начать войну с Литовским княжеством. Но Боярская дума была категорически против, и Ивану Грозному пришлось смириться. Вскоре Иван Грозный начал самое длительное свое военное предприятие — Ливонскую войну. Не только идея расширения русской территории за счет хорошо освоенных ливонских земель, не только представление о наследственных правах на эти земли русского государя (который, по-видимому, искренне верил идеологическому изобретению времен Василия III о происхождении русской православной династии от римских императоров, один из которых владел Прибалтикой), но и стремление добиться признания нового титула — царь — все это и послужило стимулом для начала этой войны. Боярство возмущалось, военные действия были неудачны. Для продолжения столь непопулярной войны нужны были экстренные и чрезвычайные меры. Тут-то Иван IV и вводит опричнину. Вот и получается, что реформы 50-х годов и «великая опричная реформа» были производными или органически связанными с внешнеполитическими задачами, таким образом и тема работы является актуальной. 

16)Политические и экономические Реформы Ивана Грозного

Государственный строй. В период создания централизованного  государства, а также во время междуцарствия и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума, которая при Иване Грозном увеличилась почти втрое, с тем, чтобы ослабить роль старой боярской аристократии. При Иване IV был сформирован новый орган власти - Земский собор, который решал вопросы внешней политики и финансов. На нем избирались новые цари. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 году) и наметил программы реформ. При Иване IV появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Введение приказной системы позволило централизовать управление страной. Важное значение в системе государственного строя имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Они находились под контролем губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост, людей зажиточных, но не дворянского звания. Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве складывалось в общем-то прогрессивное государственное управление, в чем большая заслуга царя Ивана IV.Судебник 1550 года. Издание судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон: 1) доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона; 2) приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона. Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - "приговор" - осуществляется для различных законов по-разному: 1) приговором одного царя; 2) приговором царя с боярами; 3) устным приказом царя ("государевым словом"). Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента. 
 
 

17)Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время.

А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии 
1. Весной 1579 г., когда Иван Грозный тяжело заболел, своим наследником он на-значил старшего сына — Ивана. Царевич Иван был образован, умен, жесток. Но в но-ябре 1581 г. в ссоре Иван Грозный ударом посоха в висок убил своего сына. В марте 1584 г. Иван Грозный умирает. Но еще в начале марта Иван Васильевич собрал бояр и продиктовал им свое завещание, что оказалось весьма своевременным. В завещании наследником престола и царем всея Руси объявлялся его сын — царевич Федор, болезненный, религиозный и суеверный человек. По свидетельству очевидцев, в том числе иностранных послов, царь Федор был не только слаб телом, но производил впечатление умственно неполноценного человека. Его советниками и блюстителями державы стали князья И. П. Шуйский, И. Ф. Мстиславский, бояре Н. Р. Юрьев, Б. Ф. Годунов и Б. Я. Бельский. Особо царь жаловал Бориса Годунова, который приходился ему шурином (был родным братом его жены — Ирины). Неудивительно, что между советниками царя и его родней сразу же началась борьба за власть. И здесь победу одержал Борис Годунов. 
2. Годунов еще подростком попал в Кремль вместе с дядей Дмитрием Иванови-чем, в семье которого он воспитывался после смерти своего отца. С момента совер-шеннолетия стал стрельцом. Человек для своего времени в общем-то малообразован-ный, он отличался живым и гибким умом, умением ладить с людьми в любых сложных ситуациях, что и предопределило его быстрое восхождение к власти. В течение трех лет после коронации Федора Ивановича опытный придворный политик Годунов поочередно устранил соперников и с 1587 г., умело используя имя царя Федора, стал единолично управлять страной. 
Первым крупным успехом его как правителя стало учреждение в 1589 г. само-стоятельной Московской патриархии. По совету Годунова Собор избрал на Москов-ский патриарший престол митрополита Иову. Учреждение патриаршества в Москве, с одной стороны, возвысило международный авторитет Москвы, с другой — укрепило позиции государства по отношению к церкви. Некоторых успехов добился Годунов и в области внешней политики. В результате двух войн со Швецией удалось добиться частичного пересмотра итогов Ливонской войны. Отразив нападение на Москву крымского хана, Россия укрепила безопасность своих южных рубежей. В области внутренней политики самым значительным актом правительства Году-нова стало завершение процесса закрепощения крестьянства. В 1597 г. был издан указ о пятигодичном сроке розыска беглых крестьян. Еще ранее, в 1592 г., было завершено составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян, горожан, владельцев до-мов. Найденные беглые крестьяне принудительно возвращались тем феодалам, от ко-торых они бежали. На личной судьбе Бориса Годунова и на оценке его неспокойного правления ска-залось так называемое углическое дело. В мае 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий. Комиссия во главе с боярином Василием Шуйским установила, что царевич, страдавший эпилепсией, во время игры случайно закололся ножом. Но пошел слух, что Дмитрия убили по приказу Годунова (в будущем это оказало влияние на обострение обстановки в стране). Загадка смерти Дмитрия не разгадана и сейчас. В 1598 г. царь Федор Иванович умер, не оста-вив после себя наследника. Династия Рюриковичей, правившая с 862 г., оборвалась навсегда. В 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посад-ских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). Но главную роль на Земском соборе играли бояре и представители церкви. 2. Собор отверг кандидатуры польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью: 
> один из бояр писал, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен»; 
> отсутствие у Михаила ярких талантов, жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; 
> избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; 
> царская власть опять становилась самодержавной, ничем не ограниченной, бы-ло запрещено даже упоминать о том, что царей на Руси избирали; 
> избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобыт-ности. 
1613 год считается годом основания нового царского рода — династии Романо-вых, которым предстояло править Россией 304 года. 
3. Избранный на Земском соборе царем Михаил Романов правил 32 года (1613—1645). Неглупый от природы, Михаил был слаб здоровьем, робок, прост, недостаточно образован, набожен до фанатизма. Многие вельможи видели в нем повторение царя Федора Ивановича. Главную роль при дворе играла его мать — монахиня Вознесенского монастыря Марфа. Она вмешивалась не только в государственные дела, но и в личную жизнь Михаила: не дала ему жениться на любимой Марии Хлоповой, а женила на княжне Долгорукой. После смерти Долгорукой царь вступил во второй брак с Евдокией Стрешневой. От нее он имел 10 детей, из которых выжило четверо. В 1619 г. из польского плена возвратился отец Михаила — Филарет, умный, вла-стный, ставший патриархом. Он совместно с сыном управлял и государством, и церко-вью. Его официально называли «великим государем», власть Филарета была безгра-нична. 
4. В 1645 г. после смерти Михаила российский трон занял его сын Алексей Ми-хайлович (1645—1676). Он имел мягкий характер, но часто был подвержен гневу. По свидетельству современников, управление делами государства царь не хотел прини-мать непосредственно на себя. Для этого у него существовали бояре и приказные люди. Сам же царь присутствовал при их работе, находил удовольствие в забавах и зрелищах. Двор при Алексее приобрел невиданное величие. Царь удачно женился на Марии Милославской, имел от нее 13 детей, от второй жены — Натальи Нарышкиной — 3 детей (в том числе и Петра I). Современники так рисовали его внешность: полная фигура, красивая борода, белое лицо; царь проявлял особую любовь к церковному пению и соколиной охоте. В историю он вошел под именем Алексей Михайлович Тишайший. Хотя это, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Именно Алексей Михайлович явился основателем Приказа тайных дел. Мнительный и подозрительный царь с большой опаской следил за тем, чтобы люди, «знавшиеся с колдунами», не проникли в Кремлевский дворец. По малейшему подозрению их с пристрастием допрашивали в Приказе тайных дел. Сохранились свидетельства крайне жестокой расправы царя с людьми, осмелившимися жаловаться ему на несправедливое с ними обращение.

18)Государство после смуты. Начало династии Романовых.

1. Российское государство после Смуты. Правление первых Романовых  
В начале XVII века в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глубочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос само существование Русского государства.  Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют великое разорение конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих воин времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войной. Последствием кризиса стало закрепощение крестьян. Хозяйственное разорение и закрепощение крестьян вызвали бегство крестьян, а так же представителей других сословий на окраин России, где они становились казаками. Именно казаки стали главной антиправительственной силой, действовавшей в период Смуты.  Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила.  В первое время царствования Михаила Федоровича Романова многочисленные посольства и грамоты от всех чинов призывают казаков и разбойников отстать от воровства и служить земле и государю. Всем пришедшим с повинной обещалось полное прощение, принятие на службу и выплата жалования, а крепостным свобода.  Там, где уговоры, денежное и иное жалование царя не помогали, в действие вступали военные отряды во главе с царскими воеводами. Они разгоняли и уничтожали воровские шайки, борьба с которыми была не легка, а зачастую и опасна. В то же время на местах население продолжало укреплять собственную оборону.  
В 1614 году власть, назначает два прямых налога: сбор хлебных запасов и денег на жалование ратным людям.  Воссоздавая и налаживая с помощью земских соборов финансовую систему, правительство в то же время заботилось и об устройстве военных сил и упорядочении служилого землевладения. Одним из немногих положительных факторов для правительства была большая величина земельного фонда, обогащенного во время Смуты большим количеством заброшенных земель. Но запустелые земли были мало пригодны для обеспечения служилых землевладельцев. Кроме того, западные районы находились под постоянной угрозой вражеских нападений. Тем не менее эти земли жаловались служилым людям.  
Поражение Крестьянской войны в начале XVII в., высшим этапом которой было восстание Болотникова, не привело к прекращению антифеодальней борьбы народных масс в Русском государстве. Борьба за землю и рабочие руки вызвала столкновения между различными группами феодалов. Крупные феодалы не останавливались перед открытым захватом земель силой, а мелкопоместных дворян они нередко насильно превращали в своих кабальных холопов. Дворянство настойчиво требовало защиты от произвола боярской аристократии и укрепления своего землевладения.  
Для восстановления государственного единства русских земель и обеспечения обороны против нападений крымских татар нужны были войска и средства на их содержание. Но финансовое положение государства было чрезвычайно тяжелым. Источники пополнения казны были подорваны. Некоторые крупные города получили временную льготу от уплаты налогов ввиду их крайнего разорения. Так, на три года был освобожден от налогов Новгород, вернувшийся в состав Российского государства по Столбовскому миру 1617 г. Всю тяжесть ликвидации последствий интервенции феодальное государство перекладывало на народные массы, часто прибегая к чрезвычайным сборам пятинных денег. Начиная с 1613 г. они собирались семь раз.  В январе 1642г. был созван собор для решения вопроса о судьбе Азова, взятого донскими казаками в 1637г. Дворянство воспользовалось случаем и потребовало укрепления и расширения своих владельческих прав на землю, обеспечения дворянских поместий рабочей силой и защиты от произвола боярства, а также правительственных учреждений. Дворяне, монастыри и другие феодалы жаловались на бегство и насильственный вывод крестьян. Многие землевладельцы требовали отмены урочных лет. Еще в 1637 г. правительство Михаила Федоровича издало указ об увеличении срока урочных лет до 9 лет, а в 1641 г. оно увеличило урочные лета до 10 лет для беглых крестьян и до 15 лет для вывезенных другими феодалами.  Дворяне, заявив о том, что они разорены пуще турских и крымских бусурманов московскою волокитою и от неправд и от неправедных судов, просили выбрать в городах из дворян и земских людей лиц, которым будет поручено разбирать иски владельцев о возврате их крестьян. Торговые люди также требовали прекращения злоупотреблений со стороны приказной администрации.  
В 1645 г. умер царь Михаил Федорович. На престол вступил его 16- летний сын Алексей Михайлович (16451676). При новом царе руководящее положение заняла боярская группировка, к которой принадлежали родственники царя Милославские и бывший воспитатель царя Б. И. Морозов. Правительство пошло по пути нового усиления налогового гнета. Иногда целыми деревнями крестьяне уходили в леса и скрывались там от сборщиков налогов, появлявшихся в сопровождении стрельцов. Посадские люди нередко уходили на привилегированные белые земли в городах.  Дальнейшее увеличение прямых налогов подрывало платежеспособность тяглового населения. Поэтому правительство увеличило косвенные налоги, значительно повысив цену на соль, продажа которой являлась государственной монополией. Косвенный налог особенно был тяжел для малоимущих слоев населения, так как вырывал из их средств в процентном отношении значительно большую часть, чем у состоятельных людей. Население было не в состоянии платить высокие цены за соль. Потребление соли сократилось. Казна по-прежнему пустовала, а недовольство народа этой жесткой мерой заставило правительство отказаться в декабре 1647 г. от соляного налога. В целях экономии государственных средств правительство лишало жалованья служилых людей, в том числе казенных кузнецов и плотников, стрельцов, подьячих и др. Это усилило недовольство низших разрядов служилых людей.  
С целью привлечь купеческие капиталы для казенных потребностей разбогатевших купцов из ряда городов принудительно переводили в московские привилегированные купеческие корпорации, а уклонявшихся даже приказывали выискивать и доставлять с помощью вооруженной силы. Эту наиболее состоятельную часть посадского населения освобождали от налогового обложения.  Дворяне продолжали требовать усиления крепостного права. В 1645 г. служилые люди, собранные под Тулой для отражения ожидавшегося нападения крымского хана, подали Алексею Михайловичу челобитную, в которой вновь настаивали на отмене урочных лет. При составлении в 1646 г. новых переписных книг было указано на отмену урочных лет. Позднее это было закреплено и Соборным уложением. 
 

19)Земские Соборы и Боярская дума в России в XVI-XVII вв.

Земские соборы в России - первое явление  общественно-политической жизни, которое  без всяких оговорок может быть названо  сословным представительством. Ибо  вече имело, по сути своей, иную природу. По целому ряду вопросов, касающихся природы земских соборов, продолжаются дискуссии, но составить некий целостный образ конечно же возможно. Во-первых, необходимо обратить внимание на сам термин «земский собор», являющийся позднейшим «изобретением» историков. Современники называли их «собор» (наряду с другими видами собраний) «совет», «земский совет». Слово «земский» в данном случае означает государственный, общественный. Таким образом, земский собор - это совещание представителей сословий («земли») по вопросам, касающимся государственного устройства во всех возможных аспектах. Слово «собор» оказывается по-своему многозначным. В частности, наряду с земскими соборами в их обычном понимании имели место церковные соборы (например, известный «стоглавый» собор 1551 г. или собор на раскольников 1666/1667 гг.); войсковые соборы, выражавшие позицию войска в походе, по вопросам о качестве снабжения, необходимости продолжений военных действий и пр.  
В качестве примера можно привести два таких  собора. Первый - во время последнего казанского похода Ивана Грозного в 1552 г. Второй - так называемые «судебные соборы» (разбирательство дел Адашева и Сильвестра в 1560 г. и митрополита Филиппа (Колычева) в 1568 г.). Наконец, могли практиковаться своего рода опросы представителей одного сословия, если дело касалось только его. Обилие типов «соборов» и разнообразие вопросов, которые они решали, или, что бывало чаще, по поводу которых высказывали свое мнение, наводит на размышление о характере этого собрания, его полномочиях в сравнении с европейскими парламентами. Начиная с XIX столетия не прекращаются споры о том, что же являло собой сословное представительство в России. Достаточно просто перечислить точки зрения, чтобы увидеть всю сложность вопроса. Согласно первой из них, земские соборы не могут быть сравниваемы с парламентами европейских стран, ибо они не вышли за рамки простого совещательного органа, который никогда не содержал в себе полного представительства всех слоев российского общества и не имел возможности превратиться в законодательный орган. Исследователи, придерживающиеся второй точки зрения, полагают, что соборы вполне могут быть уподоблены парламенту, поскольку власть очень часто в сложных ситуациях не рисковала предпринимать какие-либо шаги без ведома «земли», а последняя, в свою очередь, была в состоянии ощутимо влиять на процесс принятия решений. Третья точка зрения предполагает определенную эволюцию земских соборов от примитивного уровня к более развитому, допускающему возможность сравнения с парламентами.  

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"