Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История".

Вложенные файлы: 1 файл

начерталка.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

6) Норманская и антинорманская  теории

Норманнская теория- один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория  является  варварской  поотношению  к  нашей  истории и к ее истокам в частности. Практически наоснове этой теории всей русской  нации  вменялась  некая  второстепенность, вроде  бы  на  достоверных  фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо  национальных  вопросах. Обидно, что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно  точ- ной  и  непогрешимой  теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков этнографов, было множество и отечественных  ученых. Этот  обидный  для России космополитизм вполне наглядно демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке  вообще  были  прочны  и непоколебимы. Лишь со второй половины нашего века норманизм утратил свои позиции в науке.  В данное время эталоном является  утверждние, что  норманская  теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем,  и та ,  и другая точка зрения должна  быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов первые и занимались  поиском  этих  самых  доказательств, зачастую  сфабриковывая их,  другие старались доказать беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами. Уже зная  правильное разрешение спора, все же небезынтересно взвесить все "за" и "против" и прийти к собственному мнению по поводу этого вопроса. Согласно норманской теории, основанной не неправильном  толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена и составившими  господствующий  класс древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами. На протяжении двух веков русско-скандинавские отношения  IX-XI  вв.  были  предметом острой дискуссии между норманистами и антинорманистами. Норманисты упирали на то,что термином "русь" обозначались  именно

скандинавы,а  их противники готовы были принять любую версию,  лишь бы не дать норманистам фору.Антинорманисты готовы были говорить о  литов-цах,готах,хазарах и многих других народах.Понятно,что с таким подходом к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать  на  победу  в данном  споре.Как  следствие,  к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к заметному перевесу  норманн стов.Количество  сторонников  нор- маннской теории выросло,а полемика со стороны их противников стала ослабевать. На ведущую роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся  норманист Вильгельм Томсен.  После того,как в России в 1891г.была опубликована его работа "Начало Русского государства", где были с наибольшей полнотой  и  ясностью  сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории,многие русские историки пришли к  мнению,что  норманн-

ское происхождение Руси можно считать доказанным. И хотя антинорманисты(Иловайский, Гедеонов) продолжали свою полемику, большинство представителей  официальной  науки встало на норманистские позиции.  В ученой среде установилось представление о произошедшей в результате опубликования работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней Руси. Прямая  полемика  против  норманизма  почти  прекратилась. Так, А.Е.Пресняков полагал,что "норманистическая теория происхождения Русского государства  вошла  прочно  в  инвентарь  научной  русской  истории"(Пресняков А.Е.Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской истории.- В кн:Памяти Вильгельма Томсена. Л.,1928,с. 46.). Вообще,если внимательно разобрать все данные,вроде бы поддерживающие  норманнскую  теорию,они непременно повернуться против нее. К тому же норманисты используют иные источники, чем антинорманисты,и  в  большинстве  своем эти источники западные, например,  три жития Оттона Бамбергского. Такие источники часто фальсифицированы и предвзяты. Источники  же, которые  можно  брать  на веру византийские, например, совершенно четко указывают на то, что нельзя смешивать русь с варягами; Русь упоминается  раньше, чем варяги; русские князья и дружины молились либо Перуну, либо Христу, но никак не скандинавским богам. Также заслуживают доверия  труды  Фотия, Константина Багрянородного, в которых ничего не говорится о призвании варягов на Русь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7)Киевская  русь в IX- середине XII в.Соц-эком изменения.

Система управления и административно-территориальное деление

Высшие должностные посты в Киевской Руси занимали представители дружинной знати. Совет при князе составлял Думу. Военными отрядами руководили воеводы. Сбором подати ведали данники (поземельная подать) и летники (торговые . Были судебные чиновники - мечники, вирники, земцы и мелкие должностные лица — бирючи, метельщики. К X веку земли племенных союзов превратились в административные единицы - волости под управлением князей - наместников Великого князя.Феодализм в Киевской Руси Следует помнить, что взгляд на Киевскую Русь как раннефеодальную монархию, экономической основой которой являлось земледелие, утвердился З. исторической литературе только в середине 30-х годов XX в. под влиянием работ известного советского историка Б.Д. Греков. В современной исторической науке эту позицию продолжает отстаивать Б.А. Рыбаков. Система налогообложения (тягла) Характерной чертой экономики Руси явилось подчинение крестьян коллективному феодалу — государству, взимавшему с них поземельную подать в виде дани. На начальном этапе развития древнерусского государства (VIII - начало X вв.) дань собиралась со всего свободного населения и называлась полюдье. Это было осуществлением верховного права на землю, установлением подданства князю. За единицу обложения брались крестьянский двор — дым, а также земельный надел одного крестьянского хозяйства - рало. Виды земельной собственности Руси

Главным богатством и основным средством  производства на Руси была земля. Сначала  формировался домен - личное владение князя. К X — XII вв. в Киевской Руси сложились  крупные частные землевладения. Формой земельной собственности стала вотчина - земля, передаваемая по наследству с правом полной собственности. Вотчина могла быть княжеской, боярской, церковной. Проживающие на ней крестьяне становились поземельно зависимыми от феодала. Социально-экономический строй Киевской Руси Большинство историков определяют тип социально-экономической организации Руси как раннефеодальную монархию. Признаки феодального хозяйства: Отношения с западными государствами Стремясь укрепить свое положение среди государств Европы, русские князья охотно заключали династические браки с европейскими королевскими домами. На шведской принцессе был женат Ярослав Мудрый. Французской, норвежской, венгерской королевами стали его дочери. Отношения с кочевниками Географическое положение Древней Руси было таково, что на протяжении многих столетий взаимоотношения с кочевыми племенами Великой степи были для нее вопросами жизни и смерти. Это была постоянная борьба. Одна из важнейших внешнеполитических задач Руси IX - X вв. — борьба с Хазарским каганатом. Завершил эту длительную вражду князь Святослав в 964 г., разгромив союзников хазар - булгар и буртасов, а затем и сам каганат. С X в. основным противником Руси были печенеги, совершавшие летучие и опустошительные набеги на Русь. В борьбе с печенегами преуспел князь Владимир. Привлекая ресурсы всех русских земель, он создал могучую оборонительную линию укреплений на юге. Отношение с Византией Первые киевские князья стремились заключить выгодные соглашения с могущественным южным соседом - Византийской империей. Военные походы на Константинополь использовались как средство давления и способ получить богатую добычу. Поход князя Олега в 907 г. завершился подписанием мирного договора, по которому Византия выплатила единовременную контрибуцию, обязывалась платить ежегодную дань и обеспечивала всем необходимым русских послов и купцов. В 911 г. этот договор был подтвержден. Правление Владимира Мономаха Раздоры князей, частые половецкие набеги (около 50 с XII до начала XIII вв.),  волнения горожан (1068, 1113 гг.) заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого -  
властного и авторитетного Владимира Мономаха (княжил в Киеве с 1113 по 1125 гг.). Ему удалось стабилизировать ситуацию, сохранить единство страны. Он установил твердые нормы ссудного процента, подготовил  
новую редакцию «Русской , продолжил активную оборону южных рубежей России. 
Династическая борьба князей Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Киевского государства между шестью сыновьями и племянниками и завещал  наследникам жить в мире и любви и слушать во всеял старшего брата Изяслава (правил в Киеве с 3 054 по 1078 гг.). Такой порядок передачи престола к старшему в роду, от старшего брата к младшему, а не от отца к сыну, получил  
название «. Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей. Есть основания полагать, что удельно-лествичная система — типичная стадия развития государственности у многих народов. Ее смысл заключается в том, чтобы не только покорить, но и удерживать в составе государства большие территории.
Правление Ярослава Мудрого После смерти Владимира между его двенадцатью сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Вначале великокняжеский престол захватил Святополк, предательски убив своих братьев Бориса Ростовского,  Глеба Муромского, Святослава Древлянского. Однако победил в этой схватке Ярослав,  который при жизни своего отца правил в Новгороде. Великокняжеский престол Ярослав  занимал с 1019 по 1054 гг. В исторической науке считается, что при Ярославе Мудром единство и могущество  древнерусского государства достигло наивысшего расцвета. Ярославу Мудрому удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, укрепиться на прибалтийских территориях (г. Юрьев). Расцвет Киевской Руси (конец X - середина XI вв.) После гибели Святослава короткое время правил его старший сын Ярополк (972 — 980 гг.), который продолжал укреплять единство  
государства, боролся с племенным сепаратизмом. Третий сын Святослава Владимир правил в Новгороде, а через пять лет междоусобиц  
между братьями на 25 лет занял великокняжеский престол (980 — 1015 гг.). За это время к Руси были присоединены земли вятичей и земли по обе стороны Карпат.
Внутриполитическая деятельность первых киевских князей Согласно летописному преданию, в 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской  государственности. После смерти Рюрика, в 879 г., власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. Воины Олега (правил в Киеве с 879 по 911 гг.) с помощью обмана убили киевских князей  Аскольда и Дара и захватили город. Киев стал центром объединенного  древнерусского государства. Олег подчинил своей власти и обязал платить дань Киеву древлян,  радимичей, северян. 
 
 

8)Принятие  христианства на  Руси.

Считается вполне установленным фактом что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника. (См. также в статье Княгиня Ольга). Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972978 или 980Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого. Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгариииудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.)[18] Киевский князь Владимир Святославич принял решениекреститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука Царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, — требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о  выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»:

В году 6496 [988] был  крещен Володимер, который крестил Росию.

Последнее сообщение, вероятно, — обратный перевод из «Повести временных лет».[19] В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше. Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумѣти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии земли Гречьскѣ, христолюбиви же и сильнѣ вѣрою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них дѣются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови прѣстоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ духомъ, яко быти ему христиану и земли его.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9)Причины  территориального  распада Руси

К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 княжеств (по летописной терминологии«земель»), каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князембоярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением. Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роде. Столы в чужих землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"