Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:45, шпаргалка

Краткое описание

работа содержит ответы на вопросы по "Истории"

Вложенные файлы: 1 файл

История государства и права Зарубежных стран (ОТВЕТЫ).docx

— 154.87 Кб (Скачать файл)

Первая конституция Франции 1791 г.Официальная дата принятия конституции 3 сентября 1791 г. Отдельные положения конституции принимались в виде законов не всегда согласованные друг с другом, поэтому была создана особая комиссия по отбору и систематизации конституционных актов. Которая и предоставила этот документ на утверждение Собранию, вскоре его подписал  и король, который под давлением нарастающей народный силы присягнул Конституции. Конституция устанавливала строй основанный на  принципах разделение властей , ограничение монархии, утверждение национального суверенитета и представительного правления. Провозглашалось унитарное государство  входит 83 департамента. Высшим органом законодательной власти  становится однопалатное Национальное собрание. ( у депутатов неприкосновенность, роспуск королем невозможен) Компетенция:  в области военных дел издание ежегодных постановлений о численности и составе вооруженных сил, определение их денежного содержание, объявление войны. В области финансов –ежегодное составление и утверждение бюджета, установление налогов, контроль за расходованием государственных средств, в области административному правления – учреждение и упразднение государственных должностей. В области юстиции- привлечение к уголовной ответственности перед Верховным Судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследования лиц, подозреваемых в заговоре против государства. Исполнительная власть принадлежала королю, который  осуществлял ее с помощью министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществляли общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Исполнительная власть короля ограничивалась законами, принятыми Собранием. Вводилась контрасигнатура- распоряжения короля приобретали законную силу, после того как министр ответственный за это решение подпишет данный документ. Управление на местах возглавлялось на выборные органы. Судебная власть осуществлялась выборными на местах судьями. Они могли быть смешены только за преступления по должности ,установленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел вводился суд присяжных. Создавался кассационный суд, Предусматривалось создание Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а так же преступления угрожающие безопасности государства. Избирательная система :  Депутаты национального собрания должны были избираться на основе двухступенчатых выборов, в которых могли учувствовать только активные граждане. ( французское гражданство, от 25 лет, проживающие в определенном месте в течении установленного законом времени, уплачиваемые прямой налог в размере оплаты не менее 3х рабочих дней, не находящиеся в услужении и не в национальной гвардии. В Конституции нашли воплощения принципы национального суверенитета  и представительного правления. Король не был королем по праву преемства. Он утверждался по воле нации и подчинялся конституционному закону. Королевская власть становилось конституционно ограниченной.Конституция категорически отвергала возможность деления законодательной власти между отдельными депутатами Национального собрания. Предполагалась, что власть, которую осуществляет депутат, есть власть не его избирателей, а всей нации. Отсюда резюмировалось важное положение типичное для любой либерально- демократической конституции: депутаты юридически не являются ответственными перед избирателями и независимы от них. Запрещался отзыв депутата избирателем. Единственной мерой было не избрать на след срок. К концу осени 1791 г. В основном завершилось формирование конституционных институтов. Уже в ходе выборов стало ясно что из почти 24 мил населения, только 4,3 млн человек приобрели права активных граждан и около 40 тыс. могли быть избраны. В итоге крупные предприниматели ( банкиры, собственники мануфактур) через своих депутатов овладели законодательной властью, а дворянство во главе с королем –исполнительной. Компромисс был найден путем конституционного разделения властей. Большинство депутатов считали революцию оконченной, однако народ был недоволен аграрным законодательством, мерами принятыми против безработицы, роста цен. В это время активизировало свою деятельность дворянство- монархическая контрреволюция. В этих условиях Конституция продемонстрировала свою нежизнеспособность., т.к она не могла существовать в рамках постоянно нарастающих социальных противоречий.

Первая республика во Франции.Конвент.Якобинская диктатура.(революционный порядок  управления).Ликвидация феодальных прав.В 1792 г. На политическую борьбу в стране начинает оказывать внешнеполитическая обстановка, складывающаяся вокруг революционной Франции. Сформировалась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монрахий.ее целями было крушение революционной Франции и торжество монархии. Но в стране лишь усиливались антимонархический настрой, особенно после попытки бегства короля с целью возглавить иностранную интервенцию.  В сентябре 1792 г были завершены выборы в Конвент ( по новым правилам, где достаточно быть французом, 21 год, жить год в данной местности и не является прислугой). Были избраны 783 депутата из них 200 жирондистов (  многие из них были депутатами от департамента  Жиронды), и около 100 якобинцев ( Париж голосовал в основном за них). Большинство же депутатов не принадлежали ни к одной группировке. Практически единодушно Конвент утвердил упразднение монархии во Франции и отмену Конституции 1791 г, а вместе с ней и деление граждан на активных и пассивных. 25.09.1792. г. Франция объявляется республикой. Вместе с тем важнейший вопрос- ликвидация феодальных отношений в деревне не решен. И крестьянские волнения вновь усилились. Остро стояла продовольственная проблема Хлеба было достаточно, но создавался искусственный дефицит, взвинчивая цены. Рабочие вели упорную борьбу за введение твердых цен на продукты питания. Резко ухудшилось положение на фронте, в значительной мере вследствие предательства генералов, близких к жирондистам, вражеской армии, удалось оправится после поражения при Вальме и нанести ряд серьезных ударов французам. Армия врага вновь подходили к границам страны.  2 июня 1793 г. Вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов. 3 июня Конвент, где теперь доминировали якобинцы принял декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров земель.  Особое значение имел декрет от 17 .06.1793 г. Ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права. Принятые решения начали немедленно воплощается в жизнь,зн7ачительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Одновременно  с этим и столь же быстро в течении первых трех недель проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая Конституция. Она состояла  из декларации прав человека и гражданина и собственно конституционного акта. Новая декларация во многом воспроизводила основные положения Декларации 1789 г, но отличалось большим демократизмом и революционностью. Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации» вводятся понятия «народ» и «суверенитет народа».  В этом виделось теоретическое обоснование демократической республики, непосредственного участия народа в законотворчестве и государственном управлении, недопустимость имущественных цензов. Среди провозглашенных прав особое место уделялось свободе. Она определялась как «присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого, обеспечение свободы есть закон».  Декларировалась свобода заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости. закон не допускает существование дворни : возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимися и нанимателем.  Право на безопасность рассматривалось как право на защиту государством личности каждого члена общества, его прав и его собственности. Исключительное внимание уделялось праву собственности, никто не может быть лишен ни малейшей части собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость и лишь при условии справедливого и предварительного возмещения. Демократические принципы были конкретизированы в конституционном акте, устанавливающим государственный строй. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и устанавливалось всеобщее ( не только мужское) избирательное право.  Возможность избирать предоставлялось всем гражданам Франции, имеющим постоянное место жительство не менее 6 м. и по достижению 21 г он допускался к осуществлению прав француского гражданина. Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (национальное собрание) состоял из одной палаты и избирался на год. Текущее административно-рапорядительное управление вручалось исполнительному совету, который действовал строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить деятельностью всех ведомств (министерств) координировать и контролировать ее, назначать высших должностных лиц во все ведомства. Введение новой конституции откладывалось до полного разгрома контрреволюции. На время борьбы с ней создавалась система правления ,наделенного исключительными полномочиями. Конвент считался высшим органом государственной власти. Ему принадлежало право издавать законы и и их олкований.  Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всего Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности. Комитет общественного спасения  стал центром революционной власти. Входилог 14-15 членов, переизбирались каждый месяц, получил от конвента исключительные права на руководство обороной страны, текущее управление включая внешнюю политику. Под его началом и контролем находились все министерства ,ведомства, в том числе и исполнительный совет. Комитет общественной безопасности  вел расследования всех дел связанных с контрреволюционной и иной деятельностью ,угрожавшей безопасности республики. Важное место занимал революционный трибунал, в нем было введено ускоренное судопроизводство. Его приговоры считались окончательными , единственной мерой для лиц признанных виновными была смертная казнь. Важную роль играли комиссары Конвента, наделенные чрезвычайными полномочиями и посылаемые туда где революции угрожала наибольшая опасность. Нередко комиссары отстраняли от должности генералов , брали на себя фактическое управление войсками.  С целью усиления влияния центральной власти и ее контроля за местным управлением в департаменты и дистрикты направлялись постоянные уполномоченные правительства- национальные агенты. В сентябре 1793 г была создана особая Революционная армия для борьбы с мятежниками и спекулянтами, а так же для обеспечения Парижа и других городов продовольствием. Якобинская республика фактически порвала с католической церковью, часть якобинцев предлагало заменить католицизм  «культом разума», начали закрываться церкви. Население не поддержало эту идею, было принято решение о свободе культов, но борьба с реакционным духовенством продолжалась. Выдающимся актом якобинского Конвента было отмена рабства в колониях. К лету 1793  основные задачи  революции были объективно решены. Продолжавшая богатеть буржуазия мирилась с крайностями якобинского правления. Подавление мятежей, военные победы упрочили положение Франции. От якобинцев начинает отходить  крестьянство, которое поддерживало революционные движения  пока не были ликвидированы феодальные отношения ,установлено их право частной собственности на землю. Сужение социальной опоры якобинцев было одной из главных причин их устранения от власти.

Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г.Вторая империя.Зимой 1848 г в Париже рабочие поднялись на вооруженное восстание. Толчком послужило расстрел мирной демонстрации в феврале, требующих демократизации парижан, политического строя, и улучшению положения народа.  Восставшие за день овладели стратегическими пунктами столицы и Луи Филипп отрекся от престола.  Сформировалось временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право, декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже дог 10 часов, в провинции до 11. Была создана наемная, мобильная гвардия. Временное правительство вскоре повысило налоги и это еще сильнее ударило по крестьянству.  Весной 1848 г. Состоялись выборы в Учредительное собрание ,которое должно было принять Конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства, после выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривающие улучшение положения трудящихся.  Основными принципами конституции 1848 г стало установление  республиканской формы правления, разделения властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. У него исключительное право на принятия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров. Депутаты  Собрания избирались сроком на 3 года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотов. . В качестве совещательного органа ,рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил так же надзор за применением законов. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.  Избиратели французы в возрасте 21 года, избранными могли быть с 25 летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в Конституции демократические институты ,последовательное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции. Более того она не предусматривала необходимых «противовесов» в случае возможного конфликта конституционных властей.  В ст. 68 говорилось, что президент в случае нарушении конституции , может быть лишен полномочий и передача исполнительной власти  Национальному собранию. Но собрание не было наделено реальной власти для претворения такой возможности в жизнь. Либерально –демократические положения Конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6ти месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до 3х лет. В результате из списка избирателей вычеркнули 3 млн граждан. Первым избранным президентом республики стал ЛУИ Наполеон, племянник Наполенона Бонапарта. Политический авантюрист был избран благодаря голосам крестьян, которые надеялись что он снизит налоги, обеспечит дешевые кредиты. Эти обещания не были выполнены. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура Луи Наполеона  устраивала их главным образом потому-то обеспечивало им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватах за ее пределами. В декабре 1851 г грубо нарушив конституцию Луи Наполеон разогнал  Национальное собрание, упразднил конституцию 1848 г.  Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать. Новая конституция была призвана юридически закрепить государственный переворот 1851 г.  Вся полнота власти передавалась президенту. Он получил право по своему смотрению назначать и смещать высших должностных лиц. Законодательную власть осуществлял Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы : на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Местное самоуправление не потерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 года не затронул государственный аппарат. Конституция 1852 г подготавливала условия для провозглашения империи, президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет. В ноябре 1852 г империя была восстановлена де юре, а Луи Наполеон стал императором, под имением наполеона 3го. В стране установилась военно-политическая диктатура. В 1870 правительство объявило о принятии новой «либеральной» конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий законодательного корпуса. В политике империи конца 60х годов 19 в.  Во всей полноте вскрывалась характерная черта бонапартиского управления- сочетание демагогий и репрессий. Выход из нравственных затруднений страна видела исключительно в войне. Летом 1870 Луи Наполеон начал войну против Прусии, которая  немало сделала, что бы спровоцировать его на это. Он намеривался помимо всего прочего помешать исторически неизбежному объединению Германии. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнажила непрочность бонапартистской империи.

Создание единой Германии. Северогерманский союз.Провозглашение империи.Конституцция 1871 г.К началу 19 в Германия –все еще оставалась священной Римской Империей германской нации» в состав которой входило более 300 государств, хотя и номинально. Среди германских государств выделялось Пруссия,Саксония,Бавария и особенно Австрия. Все эти государства находились в подчинении императора императорского сейма,но на практике были абсолютно независимые. В 1814 году был образован Германский союз,состоявшийиз 34  государств –королевств,княжеств,герцогств и четырех вольных городов –Франкфурта,Гамбурга,Бермена и Любека. Каждое их вошедших в союз сохраняло свою независимость. Главенство в союзе .Рейнский союз ( входили Баден,Вюртемберг,Бавария и др. всего 16). Рейнский союз отделился от Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать на ее стороне. После сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813,союз распался. Правящим органом в Германском союзе – Союзный сейм.  Председателем была Австрия. Каждое государство было суверенно и управлялось по разному. В одних самодержавие в других было подобие парламента. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль обьеденяющей Германию силы. Пруссия была единств государством, где была всеобщая обязательная воинская повинность и обучение. Важнейшим итогом австро-прусской войны явилось присоединение к Пруссии ряда северогерманских земель. В Центральной Европе возникло новое государство получившие название Северо-германского Союза.  Новое государство ввело общее избирательное право ,но о тайном голосовании речи не шло, в 1867 г была принята новая Конституция. В союз не вошли южно германские государства Бавария,Саксония,Вюртемберг. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за созданием «великой империи» на своих восточных границах. В 1870 г Пруссия спровоцировала войну с Францией, и выиграла ее. Северогерманский союз смог присоединить южно-германские государства. Присоединение было оформлен договорами, ратифицированными парламентами соот стран. Прусский король был коронован императором обьедеиненной Германии и в центре Европы возникло новое государство –Германская Империя.В 1871 г была принята конституция.,где империя была в форме федерации, однако полномочия субъектов федерации, не были равны. Входило 25 самостоятельных субъектов. Доминирующее положение занимало самое крупное государство –Пруссия.  Она имела в верхней палате парламента ( Бундесрате) 17 из 58 голосов. Им принадлежало право вето  по наиболее важным вопросам. Только прусский король мог быть императором. (кайзер) титул передавался по наследству, конституция наделяла  кайзера  полномочиями конституционного монарха. Он назначал лиц на государственные должности в т.ч. имперского канцлера, был верховным главнокомандующим, представлял империю в международных делах, имел право объявлять войну и мир. Мог созывать и распускать парламент. Имел право разрабатывать и публиковать имперские законы, контроль над их исполнением. Фактически вся полнота исполнительной власти находилась в руках имперского канцлера, пост которого занял Бисмарк.  Он одновременно являлся министром – президентом Пруссии и несет ответственность только перед императором. Конституция вводила принцип контрасигнатуры, с одной стороны политическая безответственность монарха, с другой стороны – император, связанный подписью канцлера, был волен назначать и смещать главного министра по своему усмотрению. Не существовало общепринятой системы министерств.  Отдельные ведомства возглавляли статс секретари, являющимися помощниками канцлера. Канцлер был так же министром иностранных дел. Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Для принятие закона требовалось согласие верхней палаты Бундесрата и нижней –Рейхстага. В него избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. ( только мужчины, 25 лет, исключая военных). Депутаты не были связаны наказами своих избирателей и не получали жалование. Компетенция Рейхстага была незначительной, обладал правом законодательной инициативы, утверждал бюджет. Они не имели права ни назначать ни смещать канцлера, поэтому в Германской империи исполнительная власть получила явный перевес  над представительной. Конституция устанавливала компетенцию Центра в форме положительного перечня. Контролю империи подлежали внешние сношения ,вооруженные силы, почта, телеграф, железные дороги, денежная система, вопросы печати и строя. К предмету ведения субъектов относились вопросы местного самоуправления, налогов, полиции, тюрьмы. Вопросы относительно прав и свобод граждан были закреплены только в конституциях отдельных земель и княжеств, то же касалось судоустройства и организации местного самоуправления.

Ноябрьская революция  в Германии 1918 г. Веймарская Конституция  1919 г. Судьба Вейрмарской республики.Крупные неудачи на фронтах весной 1918 г создали в Германии революционную ситуацию. В ноябре 1918 г военные моряки в Киле подняли восстание, к ним присоединились крупные города Германии такие как Гамбург,Лейпциг,Мюнхен,Бремен. Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. И 9 ноября революция победила в Берлине.  Кайзер ( император) Вельгейм бежал в Голандию. Германской империи не стало. Власть была передана социал –демократом. ( они предсказывали и позиционировали себя как постепенных реформаторов к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности, мирным путем , через реформы ,возможные только  в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся.  Получив признания Берлинского совета депутатов трудящихся , правительство объявило о выборах в Учредительное собрание , что бы как этим  так и заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев ( включая крестьян, к революционерам не примкнувшим). На выборах в Учредительное собрание , в январе 1919 г. Буржуазные партии получили около 16 млн голосов,социал- демократические (их было две)-13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре. Коалиция трех партий –социал –демократической, демократической и партией центра –составила правительство Германии во главе с социал –демократом Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное приняло новую Конституцию германии. ( принята в 1919 г) превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом –Рейхстаг ,избирается один раз в 4 года на основе всеобщего избирательного права. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Парламент состоял из двух палат, Рейхстага (нижняя)  и рейхсрата (верхняя палата). При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту ю либо решение референдуму. Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы  находились в ведении империи. Но каждая из земель имела  свою конституцию, составленную с согласие с имперской, собственное правительство, но право империи имело перевес над всеми решениями. Особое внимание Веймарская конституции уделяла Президенту республики. Выбирался всеобщим голосованием, его власть во многом походила на монархическую. Особые полномочия давала президенту ст.48 она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, при этом за ЧП  могло последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод.  Так же в компетенцию президента входило назначения правительства ,его главы и министров. Конституция подчеркивала особое место главы правительства –канцлера республики .которому  поручалось « формулирование основных принципов политики». Декредитировав существование выборных органов государственной власти, Конституция постановила, что чиновники назначаются  пожизненно»,если служат безупречно. Конституция  провозгласила и узаконила свободу слова, печати, ассоциаций. Но и в данном случае законодатель проявил осторожность, отделив школу от церкви, конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, т.е противодействие атеизму было государственной политикой. Особое значение имела ст 156 Конституции, предписывающая создание рабочих советов на предприятиях и округах. Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтому обеспечивала должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производится только  для блага общества. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно -демократической, такой же была и Веймарская Конституция, признание свободы партий, слова, печати, права на труд и охрану труда, 8 часовой раб день, право на заключение коллективных рабочих договоров, введение пособий по безработице.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"