Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:53, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Предмет и задачи курса историяИстория - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс.Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по истории.docx

— 84.82 Кб (Скачать файл)

Николай II продолжает политику традиционной имперской экспансии: принимает участие в подавлении ихэтуаньского восстания в Китае, с 1899 года начинается активная политика русификации Финляндии. В 1912 году Монголия фактически становится российским протекторатом, а в 1914 году российским протекторатом  становится Урянхайский край (современная  Тува). Появляется проект «Желтороссии»  — формирования на принадлежавших Китаю землях Маньчжурии новой российской территории со славянским большинством.

Нарастающая экспансия России на Дальнем Востоке приводит к  конфликту с Японией, имевшей  имперские претензии на те же китайские  территории. Спор из-за раздела сфер влияния приводит к открытому  столкновению, русско-японской войне, закончившейся поражением и революцией. Дальнейшее расширение российской сферы  влияния на Дальнем Востоке прекращается.

Подавив первую российскую революцию, царь, однако, идёт на уступки, учреждает  парламент, разрешает политические партии. Однако, несмотря на эти меры, Российская империя вступает в 1914 год  с множеством внутренних противоречий: рабочее движение с требованием  восьмичасового рабочего дня, крестьянские волнения с требованием раздела  помещичьих земель. К социальным противоречиям  присоединяются также и национальные: среди поляков продолжает существовать недовольство уничтожением сначала  независимости, а затем и автономии  Польши, среди евреев сохраняется  недовольство репрессивной политикой, особо обострившейся с 1880-х годов, в Финляндии возникает недовольство развёрнутой Николаем II политикой  русификации.

В 1914 году Российская империя  вступает в Первую мировую войну, преследуя собственные интересы: присоединение тех польских земель, которые после разделов отошли не к России, а к Германии и Австро-Венгрии, доминирование среди славянских стран, завоевание черноморских проливов. Война приводит к крайнему напряжению сил всех воюющих держав. К зиме 1916/1917 годов вследствие огромных военных  расходов, значительно возросших  военных перевозок и мобилизации  миллионов крестьян в армию резко  обостряется продовольственный  вопрос, особенно в столице империи. Нарастающие трудности приводят к появлению массового недовольства практически всех слоёв общества: крестьян, рабочих, солдат, интеллигенции, высшей аристократии. В ходе Февральской  революции 1917 года монархия рушится. В  ходе Гражданской войны 1918—1921 годов  происходит общий крах государственности, на территории бывшей Российской Империи  образуется до 80 недолговечных государств, к 1924 бо́льшая часть этой территории объединяется в СССР.

Вопрос 23. Взлет русской культуры в 18-начале 20 векаНачало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества.Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой этого периода является появление авторства, хотя в значительной части культура еще продолжала оставаться анонимной. В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Создается система светских школ. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были “Ведомости”, вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей -- Кунсткамера.Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию “новых людей”, нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие  поэтические произведения созданы  Г. Державиным.

“Стык веков” 19-20 веков оказался благоприятной основой периода, называемого “серебряным веком” русской культуры.но он дал миру замечательные образцы философской  мысли, продемонстрировал жизнь  и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую  икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. “Серебряный век” стал временем формирования русского авангарда.

Вопрос 24. Факторы тенденции и  этапы исторического развития человечества в Новейшее время

В конце XX столетия исследователи  располагают огромным массивом исторических источников, достаточно разнообразными методами и методиками их изучения, анализа, что позволяет им перейти  как бы на новый уровень исторического  синтеза. Он преследует цель выявить  общие закономерности исторического  процесса и возможное взаимодействие существующих цивилизационных вариантов, без которого немыслимо выживание  сформировавшейся глобальной цивилизации.

Интернационализация жизни  различных народов, сближение цивилизаций  на основе достижений науки и техники, распространение образования как  бы разрушили доселе непреодолимые  границы между цивилизациями. Действительно, достижения третьей научно-технической  революции в постиндустриальную эпоху связали воедино различные  страны в рамках экономического сотрудничества, вызвали к жизни глобальные системы  коммуникации, способствовали трансформации, нивелированию уровня и стиля  жизни многих стран и народов. Одновременно эти техногенные явления  поставили человечество на грань  глобальной экологической, ядерной  катастроф, обострили проблему демографии и ресурсов и т.п., благодаря чему народы ощутили свою взаимозависимость, неспособность в одиночку справиться с глобальными проблемами.

Восток и Запад все  более взаимодействуют, усваивая ценности противоположной цивилизации, о  чем свидетельствует процесс  модернизации ряда восточных стран  и в то же время все большее  проникновение традиционных духовных ценностей Востока в западную культуру.

По всей видимости, осознание  последствий возможной катастрофы явится главным мотивом дальнейшего  сближения Востока и Запада, развития так называемого межцивилизационного  диалога.

Вопрос 25. Специфика развития стран  Западной Европы и Северной Америки  в 20-начале 21 века

Влияние второй мировой войны  на экономическое, социальное, политическое развитие стран Запада. План Маршалла и его роль в послевоенном восстановлении экономики Европы. Динамика экономического развития Запада в 1950-1960-е гг. Темпы  роста и периоды рецессий. Изменение  производительных сил западного  общества в период НТР. «Вторая аграрная революция». НТР в США и Западной Европе: изменения в науке, технике, производстве, в быту. Социальные последствия  НТР. Развитие транснациональных корпораций.

Экономическое и социальное развитие США. Либеральный реформизм  президентов Д.Кеннеди, Л.Джонсона. "Негритянская революция". Влияние  войны во Вьетнаме на политическую обстановку в США. Военно-промышленный комплекс и гонка вооружений в  США.

Структурный экономический  кризис 1970-х - начала 1980-х гг. «Нефтяной  шок» 1973 г. Кризис модели «затратной экономики». Предпосылки перехода к постиндустриальному  типу экономики. Монетаризм и теория предложения - основа консервативной экономической  концепции. Новый этап НТР. Комьютеризация и информатизация, телекоммуникационные системы, информационные технологии. Формирование единого информационного пространства. Пути выхода из кризиса. Тетчеризм, "рейганомика". Причины победы неоконсерватизма. Неолиберализм  в оппозиции. Концепция нового политического  мышления.Изменение экономической  стратегии в 1990-е гг. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. Роль региональной интеграции и совершенствование технико-технологической  базы производства в преодолении  диспропорций экономического роста.

Государственная власть в  эпоху постиндустриального развития. Информатизация общества и её влияние  на систему политических отношений. Политический маркетинг. Политическая идеология в эпоху становления  постиндустриального общества.

Вопрос 26. Особенности эволюции государств Азии, Африки Латинской Америки в  Новейшее время

После завершения Второй мировой  войны государства Азии и Африки вступили в период значительного  экономического и культурного подъема. Население этих регионов впервые  ознакомилось с лекарственными средствами, которые ранее предоставлять  колониальным территориям метрополии не считали нужным.

Значительно модернизировалась  промышленность, открывались начальные  учебные заведения, благодаря которым  ликвидировалась безграмотность населения. Однако поддержать европейский путь развития эти государства до конца  не смогли.

По сравнению со странами Азии и Африки, государства Латинской  Америки обладали более серьезными предпосылками для экономического и технического развития. Абсолютно  все страны Латинской Америки  освободились от власти метрополий еще  в 19 веке и в этот же период приобрели  государственную независимость.

Первая половина 20 века ознаменовалась промышленным подъемом строились новые  фабрики и заводы, усиленно развивалось  сельское хозяйство, создавались новые  железнодорожные пути (общая длина  железной дороги Чили в несколько  раз превосходила длину китайских  путей).

Латинская Америка стала  мировым лидером по экспорту растительной и животной продукции. До начала Второй Мировой войны регион пользовался  материально-технической поддержкой США и европейских государств.

Вопрос 27. Этапы и тенденции развития России в советский период 1917-1991первый этап - 1917-середина 1920 - революции и Гражданская война.

1920-начало 1930-х – Новая Экономическая Политика

1930-е годы - подготовка  в Мировой войне во имя Мировой  революции, 

1939-1950 - участие вво второй  мировой войне. Срыв планов  о Мировой революции, ВОВ. Послевоенные  годы, начало "холодной войны" 

1950-е 1960 годы. - инерция  сталинской эпохи, "холодная война". осознание невозможности мировой  революции. осознание невозможности  мирового социалистического порядка. 

1970-1980 годы- стабилизация  и некоторый рост внутренней  жизни СССР, застой, развитие за  счет механизма установленного  при Сталине (для Мировой войны  и Мировой революции). Постепенно  всплывают различные проблемы, которых бы не было если бы свершилась планы Сталина.

1985-1991 годы - проблемы невозможно  скрыть, попытка реформирования, перестройки и т.д. - развал социалистической системы.Победа социалистической революции и становление советской власти (октябрь 1917 - середина 1918 гг.)

Октябрьское вооруженное  восстание. II Всероссийский съезд  Советов. Первые советские декреты  — о власти, о мире, о земле. Экономическая политика. Рабочий  контроль над производством. Этапы  и характер национализации промышленности. Аграрная революция в деревне. Декрет «О Социализации земли» (январь 1918). "Декларация прав народов России". "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". "Красногвардейская атака  на капитал".

Советская власть в столицах и на местах. Создание коалиционного  Советского правительства во главе  с В.И. Лениным. Брестский мир.

Политическая борьба и  становление советской государственности. Образование центральных правительственных  органов и наркоматов. История  созыва и роспуска Учредительного Собрания. Становление и функционирование системы Советов. V Всероссийский  съезд Советов (июль 1918). Характеристика первой российской Конституции.

^ Интервенция и гражданская  война (март 1918 - 1922 гг.)                                                                                                  Причины и начало иностранной  интервенции. Территории, оккупированные  Германией, Румынией, Японией, странами  Антанты. Защита Отечества. Экономические  и политические предпосылки гражданской  войны. Продовольственная диктатура  Советской власти. Продотряды. Комбеды  и их деятельность(июнь - ноябрь 1918). Раскол правительственного блока  большевиков и левых эсеров. Формирование  антибольшевистских сил. Начало  массовой эмиграции из России.

Основные этапы гражданской  войны. Начало войны: восточный фронт. Южный фронт. Северный фронт. Красная  и белая армия. Опыт "демократической  контрреволюции" и правительств белых генералов. Крестьянское повстанческое  движение. "Зеленые". "Махновщина". Красный и белый террор. "Антоновщина" ("Малая гражданская война"). Кронштадтское восстание. Советско-польская война. Прекращение иностранной  интервенции. Рижский мир. Мирные переговоры с государствами Прибалтики. Образование  советских народных республик. Итоги  гражданской войны: потери человеческие и материальные.

^ Военный коммунизм: политика  и система

Начало "военного коммунизма": элементы вынужденного и сознательного. Продразверстка и ее социально-экономические  результаты. Экономическая сущность "мешочничества". Программа РКП(б) (1919). Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО).

Курс на непосредственный переход к социализму. Решения IХ  съезда партии. Военный коммунизм  как система (январь 1919-1920). Сверхцентрализация ("главкизм"). Натурализация хозяйственных  отношений. " Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах  перехода к социалистическому земледелию" (февраль 1919). Насаждение совхозов и  коммун.

Причины голода 1921-1922 гг. Социально-экономический  и политико-идеологический кризис начала 20-х годов.

^ Социально-экономическое  и политическое развитие страны  в 20-е годы

Х съезд партии и смена  экономического курса. Нэповские начала в народном хозяйстве (1921-1923) Сущность хозяйственного расчета в промышленности, деятельность трестов и кооперации. Нэп и крестьянство. Земельный  Кодекс 1922 г. "Расширение" нэпа в  середине 20-х годов. Лозунг "Лицом  к деревне" и его результаты. Характер и масштабы восстановительных  процессов.

Соотношение экономических  и командных методов. План и рынок. Социально-экономические противоречия и причины их углубления (рост социальной дифференциации, безработицы, аграрного  перенаселения, проблема народнохозяйственных накоплений). Причины хлебозаготовительного  кризиса конца 20-х годов.

Политическое развитие в 20-е годы. Формирование однопартийного авторитарного политического режима. Решение Х съезда РКП(б) о запрете  фракций. Борьба в Политбюро после  смерти В.И. Ленина. Характер внутрипартийных  дискуссий в первой половине 20-х  годов. Платформа "новой оппозиции" в 1925 г. и объединенного оппозиционного блока в 1926-1927 гг. Разгром троцкизма. Платформа "правых". Выступления  Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского против единовластия И.В. Сталина.

Конец нэпа. Экономические  и политические альтернативы административно-командной  системе.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"