Шокан Валиханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:14, реферат

Краткое описание

Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане.

Вложенные файлы: 1 файл

Уррра).doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Отряд состоял из трех тысяч китайцев и, собирая ясак, намеревался  пробраться к ташкентскому аксакалу для переговоров. Еще до сих пор  китайцы не могут забыть этого  поражения и с глубоким негодованием отзываются о всяком кайсаке чапраштинского поколения. 

В это же время с  запада с еще большим корыстолюбием  беспокоили Большую орду их единоверцы — кокандцы, собиравшие с них зякет (подать). По всему видно, что это обременяло кайсаков, и кокандцам нелегко было принудить ордынцев к добровольному платежу зякета. Они употребляли для этого военную силу. Равномерно кокандцы хотели военного рукою заставить и алатауских киргизов платить им зякет, но последние сильно сопротивлялись и, имея неприступные горные кочевья, остались независимыми. Я говорю это о бурутах, кочующих в верхних частях Иссык-Куля.

Кушпек, знаменитый и  умный наместник Ташкента, сам  ходил с большими отрядами в Большую  орду и к киргизам. Он построил несколько  укреплений; впрочем еще до него в Заилийском крае около р. Каскелен ташкентским минбаши (тысячником) был построен в 1773 году ташкентский курган, но известнейший здесь варвар — султан Рустем4 изменнически перерезал воинов, и курган их разрушен был до основания. Развалины всех сих курганов до сих пор живо видны в Заилийском крае.

Впоследствии осталось только одно Тойчубеково укрепление5, возобновленное в новейшее время, и  через него действовали на сбор зякета. Но и оно в 1861 году под начальством  казачьего полковника Карбышева [было] разрушено русскими войсками. После этого сбор зякета продолжался уже отрядами и то только около Чу.

До разрушения Тойчубековского  замка в нем находилось постоянно  человек 50 сартов* {в черновом списке вместо сартов: было кипчаков. Это более правильно.}, которые вместо охранения спокойствия и сверх своей обязанности сами занимались грабежами караванов.

Прочное занятие пункта за Или в 1853 году русскими навсегда прекратило здешние беспорядки, и можно надеяться, что страна эта, через которую идут важнейшие пути в Кульджу, Кашгар и к горным киргизам, в скором времена зацветет своею торговлею и богатством…

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Айдарова Х. Чокан Валиханов. - Алматы: «Атамұра», 1945

2. Бегалин С. Чокан Валиханов. – Москва: «Эксмо», 1976

3. Забелин И. Чокан Валиханов. – Москва: «Астрель», 1956

4. Зиманов С., Атишев А. Политические взгляды Чокана Валиханова. – Алматы: «Атамұра», 1965

5. Маргулан А. Очерк жизни и деятельности Ч.Ч. Валиханова. - В кн.: 
Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Т.1. - Алматы: « Атамұра», 1961

6. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. – Москва: «Эксмо», 1968.

7. Муканов С. Степные друзья. - Алматы: « Атамұра», 1979




Информация о работе Шокан Валиханов