Шокан Валиханов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:14, реферат

Краткое описание

Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане.

Вложенные файлы: 1 файл

Уррра).doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Казахская народность, прошедшая  долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество  племен и народов, занимает важное место  в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она  является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но несмотря на это, за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.

Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал  народ, живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в  хозяйстве и культуре: мобильное  жилище - юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку. Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории и культуры Казахстана.

В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

Культура современного Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Со временем она развивалась и  преображалась, впитывала в себя всё новые элементы. Выдающимися  представителями казахской культуры XIX – XX веков являются такие деятели, как Курмангазы Сагырбай-улы, Абай Кунанбаев, Таттимбет Казангап-улы и многие другие. Но в своем реферате я расскажу об одном из самых ярких и известных ученых казахского общества, о Чокане Валиханове.

 

 

1.  Детство Чокана

 

Первенец султана Чингиса  и Зейнеп родился в ноябре 1835 года  в крепости Кушмурун, в деревянном доме, отведенном под резиденцию старшего султана округа. Мальчику дали мусульманское  имя Мухаммед-Ханафия. Мать стала лаского его называть Чоканом. Прозвище, придуманное матерью, превратилось затем во всеми признанное имя.

Мальчик выучился читать уже в четыре года, очень рано стал ходить в Кушмурунскую школу, построенную его отцом. Учитель-мулла дал ему начальные знания восточных языков. Арабским языком Чокан овладел в детстве, именно через арабский ему открылась восточная литература[2; C.139] .

Ничто так не способствует раннему и стремительному развитию ума и характера, как необычность  положения, в которое судьба ставит одаренного человека с малых лет. Так уж вышло, что в числе его первых и самых ярких впечатлений детства оказались степные междоусобицы, острые политические разногласия. Чокан с малых лет стал свидетелем ожесточенной борьбы, в которую были втянуты все его родичи, весь Кушмурунский округ, вся Степь, весь народ [1; C.57]. Он рано научился отличать истинный патриотизм от показного, национальную гордость от национального чванства, рано усвоил тончайшие приемы восточной беседы, когда сказано все, но не выдано ничего. Выросший в пору междоусобиц, он обещал стать в будущем незаурядным степным политиком. Его к этому и готовили отец и дядя.

В крепости Кушмурун подолгу жили военные топографы. Чокану нравилось  смотреть, как они вычерчивают  тушью дороги, реки, планы крепостей, штрихуют склоны гор, помечают расположение колодцев. Топографы приметили, что возле них все время крутится смышленый сын султана Чингиса, и Чокан обрел вполне квалифицированных учителей рисования. От рисунков карандашом и тушью Чокан перешел к акварели. Отец одобрил его увлечение и стал брать с собой на археологические раскопки. Чокан старательно рисовал древнюю утварь, оружие, украшения. Немного позже он стал рисовать юрты, верблюдов, людей. Мальчик, сын султана Чингиса, стал первым  художником казахского народа[6; C.81].

Рисуя окружающую его жизнь, Чокан  с детским увлечением делался  ее исследователем, ему хотелось постичь  через рисунок суть предметов, он брался за карандаш, чтобы понять: как? зачем? почему? Исследователь, ученый, историк, собиратель фольклора в Чокане с самых ранних лет упорно брал верх над художником.

2. Обучение в кадетском корпусе

 

Чокана повезли в  Омск осенью 1847 года, когда ему исполнилось  двенадцать лет. Прожив детские годы в русской крепости, общаясь с  Сотниковым, с другими русскими гостями отца, с военными топографами, Чокан, имевший огромные способности к языкам, мог говорить по-русски вполне сносно для начала обучения в Сибирском корпусе.

За первые несколько  лет обучения в корпусе Чокан  успел поразительно много. Этим он обязан и своим замечательным учителям. Всесторонне образованный историк Гонсевский, географ Старков, учитель рисования Померанцев, учитель словесности Костылецкий а также многие другие интереснейшие личности оказали благотворное влияние на юного Чокана Валиханова[6; C.219].

Человеку одаренному свойственно в ранней юности предугадывать  то, над чем он станет напряженно размышлять всю свою жизнь. Так случилось  и с Чоканом. В нем рано поселилось ощущение, что он открывает в культуре Запада то же самое, что он уже видел  в жизни своего народа, в жизни Востока - те же суждения, те же понятия, но в зеркальном, перевернутом отражении[4; C.18].

С годами Валиханов завоевывал все более независимое положение  в кругу кадет. Уже не требовалось  отвечать на обидное слово высокомерным султанским молчанием или кидаться в драку. Кадетам - и ротным, и эскадронным - пришлось считаться с острым языком Чокана.

Григорий Потанин, его  лучший друг, пишет, что весь эскадрон стал обращаться к нему за советом  в делах особо тонких и щепетильных, в вопросах чести. Никто лучше его не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет - недаром Чокан был внуком бия. В своих поступках он предпочитал следовать собственной природе.

В годы детской и юношеской  дружбы их объединяли общие мечты  посвятить свою жизнь путешествиям в глубины Азии и добраться до озера Кукунор[2; C.298]. Они строили планы поехать в Петербург, в университет. Чокан поступит на восточный факультет, Григорий - на естественное отделение. Вдвоем они составят идеального путешественника. Чокан будет заниматься филологией восточных племен, Григорий собирать коллекцию для Петербургского ботанического сада и для зоологического музея Академии наук...

Ученые занятия, конечно, мешали кадету султану Валиханову овладевать специальными военными знаниями, но никто не собирался его к этому принуждать. Товарищи уезжали в летние лагеря, а он к себе домой - поправлять здоровье.

3. Адъютант Гасфорта

 

После окончания корпуса  Чокан продолжил службу, стал всё  дальше продвигаться в чинах. Русский  мундир он носил всю свою недолгую жизнь.

После окончания в 1853 году кадетского корпуса корнет султан Валиханов вступил в службу в  Сибирское линейное казачье войско, был назначен к исправлению должности  адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Гасфорте. За первые три года службы он был удостоен «ношения бронзовой медали» в память войны 1853-1856 годов на владимирской ленте. Кроме обязанности писать бумаги за Гасфорта, Чокану досталась и обязанность историографа Западной Сибири. Он получил доступ в одно из ценнейших хранилищ тайн русской политики в Азии - в Омский архив[4; C.31].

Служа адъютантом у генерал-губернатора, Чокан изрядно преуспел в изучении наук, и прежде всего истории, географии  и экономики Степи и соседних стран. Поразительно много разных дел  умудрялся совмещать юноша, только что выпущенный из корпуса. И ко всему на корнете Валиханове лежало еще и бремя султанского рода. Отец и дядя Муса не скупились на советы, а в казахских семьях младшие подчиняются старшим беспрекословно.

В 1854 году подполковник Чингис Валиханов получил должность советника Пограничного управления (вскоре переименованного в Областное правление) и перебрался на житье в Омск. Чингис Валиханов и Муса Чорманов делаются на многие годы признанными советниками русского начальства по всем вопросам, касающимся Степи. Этим они, конечно, во многом обязаны не только собственным достоинствам, уму и знанию степной политики, но и тому положению, которое занял Чокан при Гасфорте[7; C.80 – 81].

Во время службы адъютантом (в 1854 году) произошло знакомство Чокана Валиханова с писателем Федором Достоевским, и дружеские отношения, которые возникли сразу же между ними, прошли через всю их дальнейшую жизнь[Прил.2.]. В этом же году Чокана свела жизнь с образованнейшим человеком, владеющим несколькими иностранными языками, талантливым поэтом и переводчиком Сергеем Федоровичем Дуровым.

Осенью 1855 года Валиханову исполнилось  двадцать лет[Прил.1.]. 17 декабря Гасфорт подписал ходатайство перед военным министром о награждении за особое усердие и неутолимые труды штаб- и обер-офицеров Сибирского корпуса, в котором особо отметил службу корнета султана Валиханова. Ему еще не полагалось производство в следующий чин, но благодаря особому ходатайству Гасфорта он был пожалован чином поручика.

Весной поручик Валиханов получил приказ отправиться в командировку и там присоединиться к отряду подполковника Хоментовского, принять участие в разборе споров между родами Старшего жуза, встретиться с киргизскими родоначальниками.

Отправляясь в служебную командировку, Чокан рассчитывал осуществить и свои научные планы. Он займется в поездках по Старшему жузу и по кочевьям иссык-кульских киргизов главным образом этнографией и историей, потому что все новейшие путешественники, побывавшие в тех местах, ограничивались предметами физической географии[5; C.181].

4. Путешествие  на Иссык-куль и в Кульджу

 

В начале апреля 1856 года Чокан отправился почтовой дорогой  на Семипалатинск. Все свои впечатления  он заносил в дорожный журнал - путевой  дневник. В этих первых записях хорошо виден сообразительный, все подмечающий и свободно владеющий пером человек, но еще чувствуется в них ученичество, стремление выказать себя настоящим, классическим путешественником, сведущим в географии, геологии, гидрографии, ботанике, зоологии, этнографии, лингвистике... И можно проследить по первому, иссык-кульскому дневнику Валиханова, как он стремительно определялся в своей собственной, валихановской манере путевых заметок, как все увереннее уводил на второй план обязательные описания флоры и фауны, чтобы уделить главное внимание человеку, жизни народов Азии, их прошлому и настоящему, их надеждам на будущее.

В его дневниках очень ярко выразилась личность путешественника - первого казаха, получившего европейское образование, воспринявшего передовые идеи своего времени. Он был лучше, чем многие другие - далекие от политики - русские и европейские путешественники по Азии, подготовлен для исследования народной жизни, политического устройства азиатских государств, социальных условий. Будучи уроженцем Азии, он свободно чувствовал себя там, куда русские и европейские путешественники вовсе не получили бы доступа. Знание многих восточных языков и полученное им до корпуса домашнее султанское образование делали для него близким и понятным духовный мир человека Азии. К тому же он был еще и художником. Рядом с чередой строк он пером или карандашом набрасывал рисунок, словно бы небрежный, наспех, однако очень точный. Его зарисовки как бы продолжали записи, а записи уточняли изображения. И всегда рядом с пейзажем, с портретом, с фигуркой животного у Валиханова вычерчен изученный им маршрут - вычерчен твердой рукой военного топографа: маршрут, план города, река со всеми ее притоками, схема перевалов, торговые пути. Величайшая ценность эти его топографические работы, из них потом сложились карты - теперь уже точные, а не предположительные, какими вынуждена была довольствоваться европейская наука в трудах по землеведению Азии.

По возвращении обратно в  Семипалатинск у Валиханова произошла  еще одна историческая встреча, с  Петром Петровичем Семеновым. Семенов тогда стоял у начала своего великого дела. В русской науке он - фигура колоссального масштаба. Создатель первого коллектива ученых, знаменитой школы русских путешественников-исследователей Азии. Его трудами Русское географическое общество превратилось в феномен общественной жизни России, сыграло выдающуюся роль в истории нашей культуры и общественной мысли, оставило потомкам бесценное научное и литературное наследие. Первый в истории русской науки ученый-организатор смог совершить только единственное, блистательное по научным результатам, путешествие в Азию[3; C.48 - 49].

Именно во время той встречи  Чокан предложил на суд свой заветный план: с караваном под именем купца  отправиться в какой-нибудь крупный  азиатский торговый город (Кашгар). В своих воспоминаниях Петр Петрович указал, что именно он дал совет Гасфорту послать поручика Валиханова в Кашгар[3; C.50].

К тому времени поручик Валиханов  стал действительным членом Императорского Русского географического общества - принят на общем собрании 21 февраля 1857 года по рекомендации Семенова, написанной после встречи в Семипалатинске. Диплом с изображением земного полушария свидетельствует потомкам, что казах Валиханов был первым среди русских путешественников, кого благословил на подвиг Семенов-Тян-Шанский[1; C.274].

В ту зиму он работал над материалами, привезенными из экспедиции на Иссык-Куль, начал очерки о киргизах: об истории  народа-брата, о его географическом положении, которым многое в истории  определено, о делении на роды, о  нравах и обычаях киргизов, о преданиях, легендах, песнях и сказках, передаваемых из поколения в поколение.

Рукопись, опубликованная впервые  полностью в Собрании сочинений  Ч. Валиханова как «Записки о киргизах», носит следы кропотливой многолетней  работы, как и большинство других незаконченных трудов Чокана Валиханова. Сколько вставок, поправок, пометок на полях, сделанных в разное время чернилами и карандашом! И какая яркая самобытность мыслей, блистательная система доказательств, какая смелость выводов и гипотез! Ныне признано, что работы Валиханова по этногенезу казахов и киргизов опередили свое время. И при нынешнем чтении почти не ощущаешь их незавершенности. Недостает лишь окончательной шлифовки, которую автор производит, уже решившись выпустить свое творение в свет. И все вместе дошедшие до нас работы Валиханова дают основание предположить, что часть его бумаг бесследно пропала. Его научный поиск заставлял его вести колоссальную предварительную работу: делать выписки из архивных документов, из переводов восточных писателей, из трудов европейских ориенталистов, географов, историков, не говоря уже о глубоком изучении общественных теорий и международных отношений.

Информация о работе Шокан Валиханов