Шедевры исламской архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:17, реферат

Краткое описание

В 7 веке на огромной территории от Испании до индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама. Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока. Согласно Корану, красота есть результат мудрой деятельности Аллаха на благо человеку и, следовательно, красивое должно быть прежде всего полезным, целесообразным. Руководствуясь этим принципом, правители Арабского халифата охотно использовали традиции и опыт покоренных народов. Арабские города быстро разрастались, главное место в их застройке занимали культовые здания: мечети, минареты, медресе, украшением городов стали дворцы и мавзолеи правителей. Средневековая архитектура мусульманских стран занимает одно из важнейших мест в культуре мировых цивилизаций, она оказала большое влияние на художественные традиции многих стран мира, вызывает большой интерес и восхищение у исследователей и всех тех, кто любит искусство. Цель данного реферата рассмотреть прекрасные и интересные, произведения архитектуры, такие как Тадж-Махал, дворец Альгамбра, медресе Улугбека, медресе Шир-Дор, минарет аль-Мальвия, соборная мечеть в Кордове: историю их создания, особенности архитектуры.

Содержание

1.Введение……………………………………….…...........................................................2
2. Соборная мечеть в Кордове..……………….…………………………………….....3-7
3. Медресе Улугбека ………………………………………………………………….......8
4. Медресе Шир-Дор …………………………………………………………………......9
5. Минарет аль-Мальвия ………………………………………………………………10
6.Дворец Альгамбра…………………………..……………………………………...11-13
7.Мавзолей Тадж-Махал…………………………………………………………......14-16
8.Заключение……………………………………………………………………………..17
9.Список используемой литературы………………........................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Шедевры исламской архитектуры.docx

— 37.45 Кб (Скачать файл)

   Исключительно  богат и разнообразен декор  внешних и дворовых фасадов  – мраморные панели в основании,  резные наборные мозаики, майоликовые  панно с геометрическими, растительными  и эпиграфическими узорами.

   К началу 20 века медресе представляет собой  руины. Реставрационные работы  проводились с 30-х по 90-е годы 20 века. Был восстановлен портал, второй этаж худжр. По конструктивной  схеме, предложенной академиком  В.Г.Шуховым, и проектам инженеров  М.Ф.Мауэра, Е.О.Нелле, Э.М.Гендегь  выпрямлены минареты по углам  главного фасада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Медресе Шир-Дор:

   Медресе  Шир-Дор стоит на оси медресе  Улугбека, зеркально повторяя его  главный фасад: почти те же  размеры, та же схема портала  со стрельчатым сводом, ребристые  купола по бокам. Площадь 70х57м.

   Особенно  примечательна декоративная композиция  портальной аркой. С каждой  стороны портальной арки помещено  мозаичное изображение солнца  с человеческим лицом в лучах  нимба и льва, догоняющего лань. Отсюда и название Шир-Дор –  «Львов имеющее».  В решении  других фасадов с 54 худжрами (кельями)  зодчий применил более развитые  методы строительной технологии. Здесь нет зимней мечети, задних  аудиторий, минареты поставлены  лишь по переднему фасаду, два  других угла оформлены массивными  угловыми башнями.

   С большой  фантазией украшены наружные  и дворовые фасады. В архитектурном  декоре применены облицовки из  глазурованного кирпича, мозаичные  наборы и росписи с обилием  позолота. В мозаичных панно дворовых  арок много вьющихся цветов, бутонов  образующих сложный ажурный орнаментальный  узор. Мотив заключенного в рамы  панно с пышными букетами цветов, символическое «дерево жизни».

   В отличие  от внешнего оформления интерьер  худжр строг. Помещение с гладкими  белыми стенами делилось на  три части: передняя – для  пребывания дома и занятий,  небольшая кладовая для бытовых  нужд, антресоль служила спальней.

   Реставрация  медресе началась с 1924 года. В  1962 году восстановлен декор над  аркой главного портала, большие  работы были проведены в 70-90гг. 20 века. 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Минарет аль-Мальвия:

   С 8 века минарет становится характерным символом мусульманской архитектуры. Вначале он выполнял роль сторожевой или сигнальной башни, то есть служил маяком, а позднее стал исключительно культовой мусульманской постройкой. В большинстве случаев минареты возводились рядом с мечетью или включались в ее композицию, реже строились отдельно. Все они отличаются оригинальностью формы и неповторимостью внешнего архитектурного облика.

   Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни возвышается минарет аль-Мальвия. Гигантское сооружение достигает 50 метров. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом шириной около 1,5 метров (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Устремленный вверх минарет спирально «ввинчивается» в небо. Пять полных оборотов спирали с одной стороны залиты палящим солнцем, с другой – погружены в леденящий холод. Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем в верхнему пандусу становится более крутым.

   Редкой  красотой отличается цвет аль-Мальвия  и свет мечети, изменяющийся в  зависимости от времени дня  и интенсивности освещения. Он  то бледно-желтый, как пески пустыни,  то словно загораясь в лучах солнца, становится розовато-золотистым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Дворец Альгамбра:

   Жемчужиной  мусульманской архитектуры по  праву считается дворец Альгамбра  в Южной Испании. Этот роскошный  дворец относят к мавританскому стилю архитектуры, был построен во времена правления династии Насридов. Дворец строился из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения. Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена красного цвета ( отсюда название: «аль-Хамра» по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

   Дворец  предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создает особую атмосферу созерцания и неги. Причудливые и утонченные формы мавританской архитектуры поражают богатством и роскошью интерьеров.

   Башни Альгамбры (Алые Башни) – названные так по цвету камня, расположенные на горном склоне, над ущельем, высятся восемь башен дворца. В старину их было двадцать четыре. Они гораздо древнее Альгамбры, откуда они появились, нигде не упоминается. Громадные и квадратные мавританские башни, образуют главный вход крепости. Этот портал называется Врата Правосудия, ибо во времена мусульманского владычества под его сводом безотлагательно решались неотложные дела.

   Главный  вход перемыкает громадная подковообразная  арка. На замковом камне этой  арки высечена рука. Замковый  камень над порталом украшен  парным изображением огромного  ключа. Многие утверждают, что  рука эта – религиозная эмблема:  пять пальцев обозначают пять  основных заповедей ислама. Ключ по их словам знаменует веру или власть: ключ Дауда (Давида), врученный пророку.

   Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и Львиный – представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово-паркового искусства. Изысканно-строгий Двор мирт (47х33 метра) был центром Дворца приемов. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь, среди гармони и покоя, торжественно принимали послов.

   По соседству  с Миртовым двором расположены  личные покои эмира, центром  которых является Львиный дворик  – «восьмое чудо света». Прямоугольный  сад разбит на четыре равные  части, на их пересечении стоит  фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов. Четыре апельсиновых  дерева, посаженных по краям, обозначают  форму сада. Вдоль двора идет  галерея. 124 изящные тонкие колонны  поддерживают резную каменную  аркаду. Со всех сторон к Львиному  дворику примыкают залы, павильоны,  увенчанные куполами. Каждый сантиметр  стен покрыт тончайшей резьбой  по камню, поэтическими надписями,  орнаментальной мозаикой. « Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», - эти слова повторяются несчетное число раз. С арок и сводов свисают декоративные «сталактиты», напоминающие по форме ступенчатую поверхность. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик.

   «Зал  двух сестер», с вделанными  в пол двумя огромными плитами  белого мрамора, «двумя сестрами».

   «Двор  королевы», украшенный фонтаном, кипарисами по углам, а главное  – сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены  и бассейн, и места посадки  кипарисов.

   «Палата  послов», купол которой украшен  звездным узором, мерцающим на  высоте 18,3 метра (утверждают, что  вид этого искусственного неба  вполне может соперничать с  настоящим небосводом).

   Дворец  Карла V выделяется своей массивностью. Но внутри квадратного сооружения (60х60 м) прячется один из самых красивых дворов в Испании. Круглый двор в строгом стиле с двойным рядом колонн имеет диаметр 30 метров. Сейчас во дворце Карла V расположены: Музей изобразительных искусств и Музей испано-мусульманского искусства.

   Летняя  резиденция эмиров – расположена  выше Альгамбры на 100 метров. Это  комплекс изолированных садов  на террасах. Наиболее известен  двор с каналом. Он окружен  аркадой, по центру проложен  узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

   Архитектура,  как и внутренний облик дворца, скорее изысканная, нежели великолепная: она свидетельствует об изысканном  вкусе и расположении к празднику.  Глядя на грациозные колоннады  и по видимости хрупкие настенные  узоры, трудно поверить, что над  ними промчались столетия, что  они перенесли землетрясенья  и войны.

   Альгамбра дала название одноименному стилю декоративно-прикладного искусства. Вазы и ткани, оружие и ювелирные украшения чарующего стиля «альгамбра» таят в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом  мусульманами как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Мавзолей Тадж-Махал:

   С 12 в.  Ислам распространился на северную  и центральную часть полуострова  Индостан. Выдающимся памятником  исламской архитектуры, восхищавшим  многие поколения людей, является  купольный мавзолей Тадж-Махал  в Агре.

   Существует  легенда о создании этого мавзолея, которая гласит: Шах-Джахан встретил  на базаре бедную девушку с  бусами из дерева в руках,  и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей  грязи и нищеты, и твердо решил  взять в жены красавицу, чтобы  не разлучатся никогда. Точно  известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много  даже по меркам современной  Индии.

   У Шана-Джахана  был большой гарем, как и  полагалось правитель. Он так  сильно любил Мумтаз-Махал, что  не обращал никакого внимания  на других жен. Мумтаз-Махал,  единственная из жен сопровождала  его даже в далеких военных  походах, стойко перенося все  тяготы вместе с мужем, единственный  человек, которому он полностью  доверял и даже советовался.

   За 17 лет  счастливого супружества у них  родилось 13 детей. И вот, всего  год спустя, в 1629 году его настигло  горе: Мумтаз-Махал не пережила  тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена  был очень солидный возраст,  а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом  под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана,  который возвращался из победоносного  похода в Декан. Там же хотели  похоронить и Мумтаз-Махал. Шах  был на грани самоубийства. Его  голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.

   Через  полгода вдовец перевез тело  в Агру где он решил воздвигнуть  мавзолей, по красоте достойный  его любимой жены, а по величине  их – чувств.

   Здание  строилось 22 года, на строительство  собрали со всей страны больше  двадцати тысяч человек. Мрамор  привозили за 300 километров из  уникальной каменоломни.

   К мавзолею  ведет роскошный парк. Весь комплекс  это закрытый с трех сторон  парк. Мавзолей расположен на  прямоугольной платформе из красного  песчаника. Его арочный портал  высотой в 20 метров обрамлен  каллиграфическим орнаментом, инкрустированным  черным сланцем по белому мрамору.  По мере удаления от зрителя  надписи увеличиваются таким  образом, что кажутся одинаковыми  и на уровне человеческого  роста. Здание венчает огромный  белый купол луковичной формы  с устремленным ввысь золоченным  девятиметровым шпилем. Он так  грациозен и изящен, что в Индии  его называют «облачком, застывшим  на воздушном троне». Со всех  сторон купол обрамлен четырьмя  башенными павильонами. По углам  взметнулись четыре стройный  трехъярусных минарета, также увенчанных башенными павильонами с куполами. Белоснежный мраморный мавзолей расположен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоемом, каналами и фонтанами. Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров.

   Парк  гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне,  его осью является оросительный  канал, разделенный посередине  пути мраморным бассейном. К  четырем минаретам от него  идут дорожки. Парк занимает  в общей сложности 18 гектаров.

Информация о работе Шедевры исламской архитектуры