Черты тоталитарного строя в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 14:19, реферат

Краткое описание

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что "заявляет" о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие "политический режим" - система реальных методов властвования в данном государстве.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Понятие тоталитарного режима и его характеристика. . . . . . . . 4
2.Основные черты тоталитарного общества. . . . . . . .. . . . . . . .. . . 7
3.Особенности тоталитарного режима в СССР. . . . . . . .. . . . . . . . 9
4. История образования правоохранительных органов в СССР. . 12
5. Тоталитаризм как сталинизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

4. Государство вмешивается  даже в личную жизнь человека.

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между  полами направляются одной ключевой идеей. Характерная особенность  всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена  смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя.

 

 

3. Становление  тоталитарного режима в СССР  в 30-е годы.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного  режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

 

Форсированное экономическое  развитие вело к ужесточению политического  режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал  политической системы требовал также  весьма низкий уровень материального  благосостояния подавляющей части  общества, сопровождавший форсированный  вариант индустриализации, попытки  преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых  слоев общества было недостаточно для  того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей  на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков  времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными  факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного  имущества, за прогулы и опоздания  на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного  режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный  для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное  отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной  оппозиции, идеализацией населения  главы власти и 

 

 

т. д. (подданнический тип  политической культуры). Характерный  для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится  и в рамках

большевистской партии, формировавшейся  в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности  многих политических действий, которые  приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления  внутри самого партийного аппарата. Таким  образом, можно заключить, что сочетание  экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что  в СССР в 30-е годы сформировался  тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно  усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно  заниматься государственным и хозяйственным  управлением, высшее партийное руководство  приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали  строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику  и государственную сферу с  этого времени стало отличительной  особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал  Сталин как Генеральный секретарь  ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально  второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные

 

приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД).

 

При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном  уровне закрепило практику внесудебных  приговоров.

Опираясь на мощную систему  карательных органов, сталинское руководство  в 30-е годы раскручивает маховик  репрессий. По мнению ряда современных  историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:1. Действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров.2. Подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией.3. Снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

 

 

 

4. История образования  правоохранительных органов в  СССР.

Для полного контроля над  всеми сферами жизни общества и государства Сталину и его  предшественникам необходимо было создать  мощную правоохранительную систему.

По завершении интервенции  и гражданской войны важным рубежом  в процессе организационного развития системы органов внутренних дел, оформления их правового статуса  стало принятие первого «Положения о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР». Разработка его проекта  велась с 1919 г. Однако сложная обстановка в стране и то обстоятельство, что  компетенция и организационная  структура НКВД постоянно изменялись, тормозили принятие документа. К  тому же многие формулировки его были нечеткими, расплывчатыми, а нередко  противоречивыми.Проект обсуждался долго. Малый СНК РСФСР утвердил «Положение о НКВД РСФСР» 26 мая 1921 г., Президиум ВЦИК - 10 июня 1921 г. и в тот же день оно было введено в действие. Окончательно же документ был

 

утвержден ВЦИК на следующий  год, 24 мая 1922 г. В соответствии с  ним Наркомат внутренних дел РСФСР  продолжал выполнять очень широкий  круг обязанностей.

 

В самом общем виде задачи, стоявшие перед наркоматом, формулировались следующим образом:

1. Наблюдение за организацией  и деятельностью органов управления  в качестве исполнительного аппарата  Президиума ВЦИК.

2. Наблюдение за исполнением  постановлений и распоряжений  центральной и местной власти  административного характера и  понуждение к их выполнению  всеми имеющимися в его распоряжении  средствами.

3. Руководство организацией  и развитием коммунального хозяйства.

Для выполнения этих задач  в составе НКВД РСФСР были образованы Организационно-административное управление, Главное управление милиции, Главное  управление принудительных работ, Центральное  управление по эвакуации населения, Главное управление коммунального  хозяйства, в состав которого входил пожарный отдел. После ликвидации ВЧК  на основании постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. в НКВД РСФСР было образовано Государственное политическое управление (ГПУ). Тем самым впервые  при советской власти были полностью  объединены органы государственной  безопасности и органы внутренних дел.Как ни долго разрабатывалось и обсуждалось положение о НКВД, качество его так и осталось низким. На это прямо указывали современники.

5.Тоталитаризм  как сталинизм.

1927-1929 гг. известны как  годы “великого перелома”. Был  свернут нэп, продолжался процесс  индустриализации, началась насильственная  коллективизация в деревне. Возник  культ личности вождя партии, начали складываться основы системы,  названной сталинизмом. Валиуллин  К.Б. История России. XX век. Учебное  пособие / К.Б.Валиуллин, Р.К.Зарипова. - Уфа:РИО БашГУ, 2002. - С.134.

 

Историки считают, что 1929 г. стал годом утверждения сталинской диктатуры, когда возникли “контуры уже иной цивилизации”. Сталин создал систему 

 

централизованного управления страной. Большинство решений принимало  Политическое бюро ЦК ВКЩб) или сам  «Хозяин».

 

Главной исполнительной структурой была система народных комиссариатов, их местных органов. Все важнейшие  руководящие должности страны включались в так называемые номенклатурные списки и замещались решением Политбюро  или местных партийных органов.

 

Роль Советов стала  формальной, принцип выборности -- фикцией. Стимулом к точному выполнению принятых решений, «директив» было привилегированное  положение номенклатурного слоя и угроза репрессий, от которых никто  не был застрахован.

 

В концепции построения социализма, которой придерживался Сталин, насилие  занимало все большее место. Запугивая  страну, Сталин рассчитывал не только подхлестнуть волну террора, но и  укрепить единоличную диктатуру

 

По сталинской концепции, «ликвидации» подлежали нэпман и  кулак, а сделать это без прямого  насилия было невозможно, как невозможно было изъять средства накопления у  населения, переместить массу населения  из деревни в город, объединить крестьян в колхозы, наладить дисциплину труда  среди крестьян, пришедших на фабрики  и заводы.

 

Казарменный социализм, который  в соответствии с предначертаниями Сталина строила страна, требовал атмосферы постоянного страха. Создать  ее можно было только с помощью  насилия. Тогда и родилась теория обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, которая  оправдывала беззакония и репрессии.

 

Насилие, репрессии применялись  против всех слоев населения. В ходе осуществления коллективизации  было насильственно ликвидировано  более миллиона крепких крестьянских хозяйств. Многие успели распродать имущество 

 

(«самораскулачились») и  бежали в города. В колхозах  по закону 1932 г. за расхищение  колхозного имущества предусматривались  суровые наказания, вплоть до  смертной казни. С «шахтинского  дела» (1928) систематически проводились  судебные процессы в отношении  различных групп интеллигенции,  которые обвинялись во вредительстве,  в шпионаже, в заговорах против  советской власти. В 1936-1938 гг. репрессии  достигли своего пика и по  имени наркома внутренних дел  Н.И.Ежова, ревностно выполнявшего  указания Сталина, получили название  ежовщины.

 

Большие потери понесла РККА, в которой из 250 тыс. офицеров подверглись  казням, арестам и ссылкам около 50 тыс. человек. Приговоры выносили не только судебные, но и внесудебные  органы (особые совещания, «тройки», «двойки»). За 1930-1953 гг. через сталинскую репрессивную машину прошло около 4 млн человек, из которых около миллиона были уничтожены, в основном во время «ежовщины».

 

Народный комиссариат  внутренних дел представлял собой  мощную систему, которая превратилась в основное орудие личной власти Сталина. Сталин строил «новое государство» с  феодальной жестокостью, для его  строительства нужны были в качестве дешевой силы заключенные. К 1940 г. в  стране были лишены свободы до 4 млн  человек, в том числе 2,5 млн были заключенными лагерей. «Население»  Главного управления лагерей (ГУЛАГ) во второй пятилетке осваивало 6-10% всех капиталовложений в народное хозяйство. До 500 тыс. находились в тюрьмах. Около  миллиона приходилось на специальные  поселки бывших кулаков и бюро исправительных работ.

 

Но лагеря создавались, прежде всего, для тотального подавления личности, ибо именно личность - главный враг любого деспотического режима. Всех, кто  не был слепо предан вождю, Сталин зачислял в потенциальную «пятую колонну». Туда же автоматически были записаны миллионы коммунистов и  беспартийных, которые участвовали  в оппозициях, раскулачивались, преследовались как «вредители» или были связаны  с «врагами народа» семейными  или дружескими узами.

 

 

Этот мотив уничтожения  был обоснован ссылками на наличие  притаившихся врагов, он активно внедрялся  в общественное сознание в 1920-30-е  годы. Запугивая страну, Сталин рассчитывал  не только подхлестнуть волну террора, но и укрепить единоличную диктатуру. К тому же советская экономика  все больше развивалась, опираясь на использование «дешевой» рабочей  силы, заключенных.

Информация о работе Черты тоталитарного строя в СССР