Цивилизация древних ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Сами ацтеки называли себя «мешина», или «теночка» и «атлальтелолька» - в зависимости от города происхождения (Теночтитлан, Тлателолько). Что касается происхождения слова «мешика» (mexica. От которого, собственно, и происходит слово «Мексика»), то высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «Солнце» в языке науатль, имя вождя ацтеков Мешитли (Мекситли, Мекшитли), - тип водоросли, произростающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль Мигель Леон-Портилья, утверждает, что это слово означает «середина луны». Самоназвание «теночки», возможно, происходит от имени Теноча – еще одного легендарного вождя.

Вложенные файлы: 1 файл

Цивилизация древних ацтеков.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Юноши шли в школу с 15-ти лет. Существовало два типа образовательных  учреждений. В тепочкалли обучали  истории, религии, военному искусству, а также торговле и ремеслу (крестьянскому  или мастеровому). В кальмеках, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых-учителей и  писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как  и в тепочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения –  холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускания  шипами и испытания на выносливость – с целью формировать мужественный народ.

Девушек обучали домашнему  ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать и писать.

Для одаренных детей существовали две основные возможности: одних  отправляли в дом песен и танцев, а других – в дом игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий  статус.

 

Питание

 

Ацтеки создали искусственные  острова, или чинампы, на озере Тнскоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными  продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза) бобы и тыквенные. Чинампа  были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих  урожаев чинампа собирали продовольствия на 180000 человек. Много говорилось о  недостатке белков в питании ацтеков  как довод в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали водоросль спирулину, богатую флавопротеинами, которая использовалась в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день, они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Ацтеки содержали домашних животных вроде индейки и ицкуинтли (порода мясных собак), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев – ситуаций выражения благодарности и уважения. Еще одним источником мяса была охота – лани, кабаны, утки…

На мое мнение если у  ацтеков существовал каннибализм, то, скорее всего не от недостатка белка  или мяса, а скорее из каких либо религиозных соображений и традиций, например, способ показать и почувствовать  силу величия и превосходства  над другими людьми.

Ацтеки широко использовали агаву; из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и волокна для веревок  и одежды. Хлопок и драгоценности  были доступны только для элиты. Подчиненные  города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторые пищевые культуры, - например, амарант, - оказались под запретом, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию жителей.

 
Жертвоприношения

В Мезоамерике и Южной Америке во времена ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для  чего ацтеки разводили особую породу собак. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Мезоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.

Все это готовило людей  к высшему пожертвованию —  человеческому. Обычно кожу жертвы красили  синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю  площадку огромной пирамиды. Здесь  жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в чашу, удерживаемую статуей, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись  различными способами: внутренности скармливали  животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние (2005 г.) археологические свидетельства указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом комплексе останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Меру тут уследить сложно. Ацтекские  хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в  жертву около 84,400 пленников за четыре дня. Неясно, как город с населением в 120,000 жителей мог поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если ещё учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3,000 и что количество смертей было завышено в целях военной пропаганды.

Другие цифры взяты  у Берналя Диаса дель Кастильо (Bernal Díaz del Castillo), испанского солдата, писавшего  свои отчеты в течение 50 лет после  завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает  около 100,000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли  должен был бы иметь в длину  несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции  подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно  так же Диас заявлял, что в цомпантли  Тлальтелолько, столь же важного, как  и в Теночтитлане, было 60,000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини́а (Bernardino de Sahagún, Juan Bautista de Pomar, Motolinía) говорят, что у ацтеков было 18 больших праздников в году. Мотолини́а и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена (Xilonen), болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (Tlaloc), говорящих на науатль пленников жертвовали Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца — Тескатлипоке (Tezcatlipoca).

Не все жертвоприношения делались у Главного храма (Templo Mayor); некоторые совершались на Cerro del Peñón, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику, в месяц Тлакаксипеуплицтли 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою богу Шипе-Тотеку (Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли(Panquetzaliztli). Это должно было составлять от 300 до 600 жертв в год, хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, calpulli) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (guerras floridas) — специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (некстлауалли, nextlaualli), — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровьнеобходимы, чтобы мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя "цветочным войнам").

Неизвестно, совершались  ли жертвоприношения до того, как ацтеки пришли в долину Анауак, или же они  впитали этот обычай так же, как  впитали многие другие обычаи и культуры. Первое описанное ими жертвоприношение было посвящено Шипе-Тотеку, божеству северной Мезоамерики. Летописи ацтеков  описывают, что человеческое жертвоприношение началось как установление 1484 года во время правления Тисока (Tizoc). Во времена правления Тлакаелеля человеческое жертвоприношение стало неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Когда Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе.

Не сохранилось никаких  изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед  приходом Кортеса, все известные  изображения были нарисованы через  несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существуют большие расхождения.

Каннибализм

Общеизвестно, что ацтеки совершали человеческие жертвы; однако в вопросе о канибаллизме и его степени согласия нет. Марвин Харрис, например, заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, пленники были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма у ацтеков вообще.

Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании  ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных не поддерживает тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть  рациона ацтеков.

Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Есть лишь пять сообщений  о каннибализме со времени Конкисты, при этом ни одно из них не говорит  о широком ритуальном каннибализме, и только одно — летопись Рамиреса — двусмысленно связывает каннибализм  с ритуальными жертвоприношениями. Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, написанной ацтеками после завоевания латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки, с тем, чтобы подносить их в дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические  находки (2005 г.) в подвалах ацтекских  храмов свидетельствуют о надрезах, означающих удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

 

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина  в мирное время. Несмотря на потрясение эпохи, некоторое число поэтических  произведений, собранных во времена  Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Несауалько-йотль  и Куакуцин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатля, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения  мысли ацтеков, независимо от «официального» мировозрения.

В подвальном этаже Великого Храма находится «Дом Орлов» где  в мирное время ацтекские военноначальники могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться  в поэзии.

Стихи сопровождались игрой  на ударных инструментах. Одна из наиболее распространенных тем стихов «жизнь – реальность или сон?» и возможность  встречи с Создателем. Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант  этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные  жанры – представления с музыкой  и акробатическими выступлениями  и представления о богах.

 

Воинственность ацтеков

 

Никто из других народов  так не стремился к воинской славе, как ацтеки. Самой почетной считалась  смерть в сражении или на жертвенном камне. Воины, погибшие в бою, жертвы, а также женщины, умершие во время  родов, могли надеется на самый высокий  почет в загробном мире; почти  все другие, несмотря на социальное положение, были вынуждены четыре года скитаться по подземелью, прежде чем  достичь низшего уровня потустороннего царства, которое ацтеки называли Землей мертвых, или «нашим общим домом».

Одной из причин воинственности была религия. Каждую ночь повторяется  борьба Солнца с Луной и звездами, и если Уицилопочтли проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться  каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходит человеческая кровь, которую они называли «драгоцейнейшей  водой».

Ученые не единогласны  в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего  по всей империи в жертву приносили  около 20000 человек.

В мире враждующих государств очень много можно было добиться исключительно воинским мастерством, и ацтеки прекрасно это поняли. По сведениям из кодексов, сообщениям испанцев и результатам археологических  раскопок, в Месоамерике так и  не появилось никаких развитых орудий ведения войны. Исход битвы зависел  исключительно от мастерства отдельных  воинов. В таких условиях победителем  станет тот, кто добьется двух целей  – упрочения воинской организации  и повышения морального духа бойцов. Вся ацтекская культура была построена  так, чтобы максимально обеспечить достижение этих целей.

Информация о работе Цивилизация древних ацтеков