Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

Цель
Целью является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.

Содержание

Введение стр.3
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу стр.5
2 Начало раскола в православной церкви стр.8
3 Причины раскола стр.9
4 Ход реформы стр.11
5 Последствия раскола стр.14
Заключение стр.20
Список литературы стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

раскол.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

     Средневековая Русь была самобытным государством. Высшие и низшие классы были звенья единого национального целого. Церковный раскол вызвал первую трещину. Разница в образовании, в быте, между различными слоями русского общества была количественная, а не качественная. Раскол раздробил духовное единство русского народа в один из самых трудных моментов его истории. В тот момент, когда Россия вплотную столкнулась с проблемой культурной связи с Европой, в народе возник религиозный раскол.

     В расколе виноват не только Никон, но и царь Алексей. Основная вина царя Алексея находится вовсе не в  области политической, и не в том, что он не желал заимствовать нужное с Запада, а в том, что он поддержал  намерение Никона изменить традиционные русские обряды, на греческие, в том, что после низложения Никона, которое тот вполне заслужил, царь Алексей не внял голосу народа и не поставил перед новым Патриархом вопрос о необходимости пересмотра введенных Никоном реформ.

     Низложение  Никона не привело к возврату на древний дониконовский путь. На Соборе 1667 года были признаны неправильными  решения знаменитого Стоглавого Собора во времена святого Макария  и Иоанна Грозного, в которых излагались как должно понимать основы Православия. Собор, на котором участвовали тоже греки, признал решения Стоглавого Собора незаконными и чуть ли не еретическими. Все доводы “раскольников” о правоте решений Стоглавого Собора были оставлены без внимания. Собор признал исправления, сделанные  в новых церковных книгах, сделанные  по новым греческим книгам, правильными  и всех, кто не почитают таковых  книг, объявил “раскольниками”  и предал анафеме. Анафеме были преданы  Аввакум, диакон Феодор, инок Епифаний и ряд других сторонников решений  Стоглавого Собора.

     Это было роковое решение, которое могло  только углубить религиозную смуту. Отмена решений Стоглавого Собора и  признание его решений ложными  подрывало веру в истинность религиозного авторитета и всех других Соборов. Если в делах веры ошиблись все высшие иерархи Церкви, участвовавшие на Стоглавом Соборе, то, следовательно, могут ошибиться и участники  Собора 1667 года. Осужденные “раскольники”, не подчинились этим ошибочным решениям и писали: “Держим православие, бывшее прежде Никона Патриарха и книги  держим письменные и печатные, изданные от пяти патриархов: Иова, Гермогена, Филарета, Иосафа и Иосифа

Московских всей России и хощем собором, бывшем при  царе Иване Васильевиче, правы быти, на нем же был и Гурий, наш Казанский  чудотворец, с сими книгами живем  и умираем”.

     Великий Собор 1667 года поступил совершенно неправильно, объявив раскольников еретиками. Ведь их расхождение с церковью относились не к догматам, а только к обрядам. Анафема на раскольников, провозглашенная  так называемым “Великим Собором”, только испортила все дело.

     “В  крутой резкости перемен отчасти  кроются причины если не появления  самого раскола, то быстроты и широты его распространения”. Начались преследования  “раскольников” еще при жизни  царя Алексея. Сначала преследования  носили случайный характер. Но, тем  не менее, пойдя вслед за Никоном  по неправильному пути, изменив своему высокому христианскому воззрению, что нельзя заставить веровать силою, Тишайший царь совершил роковую ошибку. Углубленная его преемниками, эта  ошибка привела к самым трагическим  последствиям. Она положила начало отхода сначала от религиозных традиций, а затем и от национальных политических идеалов.

     После смерти царя Алексея, в царствование его сына Федора и правление царевны  Софьи преследование раскольников расширилось.

     В 1681 году была запрещена продажа и  распространение древних книг и  сочинений, оправдывающих старое православие, начались розыски и преследования  старообрядцев. В 1682 году по повелению  царя Федора был сожжен самый видный вождь раскола Аввакум. Но это  только усилило сопротивление. Даже монахи Соловецкого монастыря отказались служить по новым книгам и 10 лет  отбивались от царских воевод, посланных  взять Соловецкий монастырь. Выступление  Никиты Пустосвята в 1682 году в защиту древних истинных обрядов было расценено  уже как государственное преступление и ему была отрублена голова. При  Софье был издан закон, окончательно запрещающий раскол. Тех, кто укрывал  старообрядцев, били кнутом, “раскольников”, соблазняющих сторонников реформированного на греческий образец православия, стали казнить.

     Государство пошло по ложному пути вслед за церковью. Хранителям древнего, настоящего русского православия пришлось бежать в глухие леса, где они стали  основывать свои скиты и уходить  в изгнание в чужие земли: в  Лифляндию, в Польшу и в Крым.

     В то самое время, как старообрядцам  рубили головы, правительством было разрешено  иезуитам проповедовать католичество. В 1685 году иезуиты открыли в Москве школу и начали проповедовать  католичество среди иностранцев  и русских. Вместе с иезуитами  усилили свою деятельность и жившие в немецкой слободе протестанты  разных толков.

     Единый  прежде религиозно русский народ  стал раскалываться на куски. А этим самым подготавливалась благоприятная  почва для разрушения всех устоев русской национальной жизни, так  что если говорить о бездне, на краю которой находилась Русь накануне восшествия на престол Петра I, то эта бездна заключалась не в политическом и социальном строе Московской Руси, не в отсталости от запада, а в отходе от древнего, уставившегося со времен святого Владимира, понимания Православия и традиционной обрядности, существовавшей семь веков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Раскол  – это сложное явление. Он затронул широкие народные массы, проник в  политику государства того периода. Движение раскола и борьба с ним  господствующих классов России сопоставима  с религиозными войнами Запада.

  Раскол оставил на теле России глубокие, незаживающие рубцы. В результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, в том числе и дети. Перенесены тяжелые муки, исковерканы судьбы тысячи людей.

  В целом, движение раскола – реакционное движение. Оно препятствовало прогрессу, объединению земель России в единое государство. В тоже время раскол показал стойкость, мужество, обширных групп населения в отстаивании своих взглядов, веры, (сохранение старинного уклада жизни, порядков, установленных предками).

  Раскол – это часть нашей истории. И нам современникам нужно знать свою историю и брать из старины всё хорошее, порядочное. А в наше время, особенно в последние годы, наша духовность находится под угрозой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

- Ключевский В.О., Русская история 

- Крамер А.В. «Причины, начало и последствия раскола русской церкви в середине 17 века. 

- http://www.historicus.ru/raskol. Причины раскола 

- http://www.neuch.ru/referat/46604.html. Начало раскола в православной   

- http://www.historicus.ru/raskol. Религиозные предтечи церковной реформы Никона


Информация о работе Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия