Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:39, реферат

Краткое описание

Цель
Целью является рассмотреть события, произошедшие в духовной сфере жизни нашей страны в середине 17 века, именуемые «церковным расколом», а также определить какое влияние оказал церковный раскол на дальнейшее развитие Российского государства в целом.

Содержание

Введение стр.3
1 Историческая обстановка России, предшествующая расколу стр.5
2 Начало раскола в православной церкви стр.8
3 Причины раскола стр.9
4 Ход реформы стр.11
5 Последствия раскола стр.14
Заключение стр.20
Список литературы стр.21

Вложенные файлы: 1 файл

раскол.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

  Внешнюю политику правители Руси при Михаиле Федоровиче и его отце Филарете вели осторожную, что и неудивительно – последствия Смуты давали знать о себе. Так, в 1634 г. Россия прекратила войну за возвращение Смоленска, в Тридцатилетней войне (1618-1648), разразившейся в Европе, участия практически никакого не принимали.

  Ярким и поистине историческим событием в 50-е гг. XVII в., во время правления Алексея Михайловича, сына и преемника Михаила Федоровича, стало присоединение к России Левобережной Украины, боровшейся во главе с Б. Хмельницким против Речи Посполитой. В 1653 г. Земский собор принял решение о принятии Украины под свое покровительство, а 8 января 1654 г. Украинская Рада в Переяславе одобрила это решение и принесла присягу на верность царю.

       В перспективе Алексей Михайлович  видел объединение православных  народов Восточной Европы и  Балкан. Но на Украине крестились  тремя перстами, в Московском  государстве – двумя. Следовательно,  царь стоял перед проблемой  идеологического плана – навязать  всему православному миру (который  давно уже принял нововведения  греков) собственные обряды либо  подчиниться господствовавшему  троеперстному знамению. Царь и  Никон пошли вторым путем. 

     В результате первопричина церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву.

  В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.

  Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.  
 

4 Ход реформы  

     Реформы Никона начались не на пустом месте. Во времена эпохи феодальной раздробленности  политическое единство русских земель было утрачено, в то время как  церковь осталась последней общерусской  организацией, и стремилась смягчить анархию внутри распадающегося государства. Политическая раздробленность привела  к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов  пошло собственным путем.

  Патриарх Никон стал вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной цёрковного раскола. Кто последовал за Никоном, тех народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь православной, как господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольник». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем, не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

  В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. В древних рукописях трудно встретить помарки и зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

  Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужёбные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

  Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, – к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

  Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного  крестного знамения, которое было  принято на Руси от греческой  православной церкви вместе с  христианством и которое является  частью святоапостольского предания, было введено троеперстие. 

2. В старых  книгах, в согласии с духом  славянского языка, всегда писалось  и выговаривалось имя Спасителя  Исуса, в новых книгах это  имя было переделано на грецизированное  «Иисус». 

3. В старых  книгах установлено во время  крещения, венчания и освящения  храма делать обхождение по  солнцу в знак того, что мы  идем за Солнцем-Христом. В  новых книгах введено обхождение  против солнца.

5. Вместо сугубой, то есть двойной аллилуии, которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуия.

      Никон и его помощники дерзко посягнули  на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий Русской Православной Церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

  Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

  Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

  Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения. Вся Русская Церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его. Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом.

      Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго  до Никона появилось у греков, они  же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний  собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его  принимать. Кроме того, что в нем  не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя Св. Троицы, не исповедуя в них человеческого Христа. Выходит, будто Св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел считаться.

     Воспользовавшись  прибытием в Москву антиохийского  патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения.

     В сущности, Никон и его помощники  проклинали Русскую Церковь не за ереси и погрешности, а за истинно  православное исповедание веры и  за древние церковные предания. 
 

5  Последствия раскола  

     С момента появления на Руси киевских ученых и греков, в России начинает проявляться с каждым годом все  сильнее борьба двух направлений: национального  и западного.

     Когда патриархом становится властолюбивый  Никон, в большом количестве появляются в Москве киевские и греческие  духовные деятели.

В царствование Алексея Михайловича в Московской Руси происходит борьба трех направлений: защитники национальной старины, грекофилы (сторонники греческой формы православия) и западники.

     Противниками  Никона оказались самые даровитые  и умные люди эпохи, как протопоп Аввакум, как Спиридон Потемкин, знаток “Лютерской ереси”, знавший греческий, латинский, еврейский, польский и немецкий языки, как Федор дьякон, Неронов, Лазарь Вонифатьев. Они пошли в  раскол не по скудости ума, а потому что были убежденные последователи  православия, готовые отдать жизнь  за веру предков.

     Реальной  причиной раскола были не “скудость  ума”, а слепое, рабское преклонение  Никона перед греческой обрядностью  и пренебрежение традициями русской  Церкви.

     Никон после отстранения старых справщиков призвал “искусных мужей” из иностранцев. Главную роль среди них играли грек Паисий Лигарид и Арсений  Грек.

     Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином.

     За  расположение Паисия Лигарида к латинству  Патриарх Нектарий отлучил его от Православной Церкви.

     Вот каких “искусных мужей” поставил Никон во главе исправления священных  книг.

     Неудивительно, что это вызвало сильное возмущение как среди бывших справщиков, так  и среди духовенства и народа.

     К удивлению и ужасу всех социальных слоев Московской Руси, греческие  духовные лица, зараженные латинством, становятся руководителями в исправлении  древних богослужебных обрядов  и древних богослужебных книг.

     До  Никона жизнь русской православной церкви шла в духе соборности. Все  спорные и неясные вопросы  решались по общему согласию на церковных  соборах. Властолюбивый Никон больше походил не на русского патриарха, а  на главу католической церкви.

     Благодаря ошибочным действиям Никона была нарушена симфония между царской  властью и церковью, благодаря  дружному сотрудничеству которых в  течение веков Русь собрала национальные силы и сбросила татар. После смуты, когда государством правил фактически отец юного царя Михаила, патриарх Филарет, удельный вес церковной власти сильно вырос. При царе Алексее вековое  равновесие между царской и церковной  властью нарушается.

     Никон был главным виновником прекращения  работы Земских Соборов в царствование Алексея Михайловича.

     Радикальная ломка обрядности, которую затеял Никон всего через сорок лет  после Великой Смуты, была совсем не ко времени. Приводилась она недопустимыми, грубыми способами, которые не могли не вызвать противодействия со стороны духовенства и народа.

     Положение русской Церкви вовсе не было таким, чтобы необходимо было идти на такие  грубые жестокие меры, на которые пошел деспотичный Никон.

     Большинство историков обычно всегда подчеркивали дикий фанатизм старообрядцев, их смешное  пристрастие к двоеперстию и  другим незначительным обрядам. Будто  бы вся правда и прогрессивность  была на стороне Никона. Это, конечно, пристрастная трактовка раскола, трактовка  его с позиции людей ориентирующихся  на западную, а не на русскую самобытную культуру. Народ защищал вовсе не буквы и разные мелкие обряды, он был возмущен тем, что Никон нарушил древние традиции православия. Сотни лет, со времен св. Владимира, многие поколения русских людей исполняли обряды определенным образом: крестились двумя перстами и вдруг оказалось, что все это они делали ошибочно неправильно, а что правильно делали только греки. Если даже это было и так, то и то нельзя такие вещи заявлять народу в такой категорической форме, как это делал Никон. И, уже совсем нельзя, правильность такого заявления подтверждать суровыми пытками и казнями. Распевая молитвы, сотни людей сжигали себя, чтоб только не исполнять указы Никона, искажавших, по их мнению, древние, истинные формы Православия.

     Древняя Русь, вплоть до церковного раскола  была духовно единой. Все одинаково  верили, принадлежали к одной духовной культуре. И цари, и бояре, и дворяне, и крестьяне — все члены средневековой Руси.

Информация о работе Церковный раскол середины 17 века: причины, сущность и последствия