Христофор Колумб. Исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что жизнь и личность Колумба всегда вызвали огромное к себе внимание. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры и вокруг многих событий его жизни выросли легенды, разбивать которые стоило долгих и упорных трудов научной критики. Тем более что Колумб разделил судьбу многих выдающихся людей. Он умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 ЖИЗНЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ
ВЕЛИКОГО ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ……………………………..…..5
1.1. Жизнь Колумба до путешествия через океан…...……….………...5
1.2. Колумб в Португалии…………....………………………………....11
1.3. Колумб в Испании…………......……..…………………………….18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕДИЦИИ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА……..……..…..…..…...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……..……..………..…...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории  и социологии

Кафедра всеобщей истории

 

 

Станчик Алла Викторовна

 

Христофор Колумб. Исторический портрет

 

 

Курсовая работа

студентки II курса заочной формы обучения

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент

Мелешко Елена Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2011 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2

Глава 1 Жизнь и путешествия

        великого первооткрывателя……………………………..…..5

       1.1. Жизнь Колумба до путешествия через океан…...……….………...5

       1.2. Колумб в Португалии…………....………………………………....11

       1.3. Колумб в Испании…………......……..…………………………….18

ГЛАВА 2 ЭКСПЕДИЦИИ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА……..……..…..…..…...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……..……..………..…...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Христофор Колумб. Жизнь  его полна легенд, неразрешимых загадок, казалось бы, непреодолимых преград  и, конечно же, звездных мгновений. Со страниц многочисленных биографий и научных исследований, написанных в разные века, он предстает перед нами то человеком, обласканным божественным озарением, то масштабно мыслящим ученным, то отчаянным авантюристом, то, наконец, простым смертным, отправившимся с тремя кораблями на поиск фортуны.

Христофор Колумб родился  в Генуе в конце октября 1451 г. В семье небогатого шерстобита. Неясным остается вопрос об его образовании. Одни исследователи полагают, что  он обучался в городе Павия, другие считают его гениальным самоучкой. Утверждения о Колумбе-корсаре, бороздившем Средиземное море, лишены документальных свидетельств. Зато достоверно известно, что его представления о вероятности западного пути в Индию складывались в 70 – 80-е гг. XV в., когда он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты и, несмотря на тяжелое материальное положение, возлагал надежды на осуществление путешествия.

Большое влияние на Колумба  оказали и опубликованные в XV в. Труды, затрагивавшие вопросы географии и морских путешествий. Среди них книги итальянского гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (бывшего с 1458 г. Римским Папой Пием II), «Образ мира» Пьера де Айльи и, конечно же, путевые заметки Марко Поло. Множество замечаний на полях книг и сделанных выписок говорит о стремлении Колумба переосмыслить устоявшиеся представления, исходя из личных наблюдений и приобретенных знаний.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что жизнь  и личность Колумба всегда вызвали  огромное к себе внимание. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры и вокруг многих событий его жизни выросли легенды, разбивать которые стоило долгих и упорных трудов научной критики. Тем более что Колумб разделил судьбу многих выдающихся людей. Он умер сам в полной уверенности, что открыл только новый путь в давно известную Индию, и в полном неведении того, что сделал. Прошло почти 30 – 40 лет после его смерти, когда мысль о существовании нового континента между Европой и Азией проникла в сознание современников; можно сказать, что среди ученых эта мысль явилась исключительно господствующей к концу 1530-х годов, но до конца столетия и даже в ХVII в. Америка считалась соединенной с Азией. Еще позже, через 20 лет, были признаны заслуги Колумба в открытии континента, на него обратили внимание лишь в 1571 г.

Целью курсовой работы является определить исторический портрет Христофора Колумба.  Цель исследования может быть достигнута путем решения ряда основных задач работы:

1) Провести исследование  жизни Колумба до путешествия через океан;

2) Выявить исторические  моменты жизнедеятельности Колумба в Португалии;

3) Рассмотреть жизнь  Колумба в Испании;

4) Рассказать об открытии западного пути на восток;

5) Исследовать результаты четырех экспедиций Колумба;

6) Охарактеризовать последствия Великих географических открытий.

Объектом курсовой работы является история Великих географических открытий Христофора Колумба. Предметом курсовой работы стала историческая биография Христофора Колумба.

В работе над курсовой работой использовались диалектический, исторический,  системно-структурный, анализа и синтеза,  индукции и дедукции, формально-логический, и иные методы научного исследования.

При написании курсовой работы использовались материалы различных  авторов – С. Э. Морисон [8], А. С. Белезеко [1], Д. Уинсор [14] и др. Неоценимую  помощь в написании курсовой работы оказали работы таких авторов как И. П. Магидович [6; 7], Ю. Г. Беспалов [2],  В. А. Субботин [12] и т.д.

Рассматривая дневник первого  плавания Колумба («Христофор Колумб. Дневники. Письма. Документы». М. 1961 г. Под редакцией И.П. Магидовича), составленный от его лица, то он не является подлинным в точном смысле слова. Колумб действительно вел дневник во время своих плаваний, однако дошедший до наших времен текст является всего лишь переработкой. Это пересказ, составленный близким Колумбу лицом, имевшим доступ к бумагам адмирала и снабдившим его своими вставками и комментариями. Тем не менее, и в этой форме до известной степени сохранилась первоначальная канва изложения и его ценность как источника очень высока. Документ, который был оформлен в виде письма для своих испанских поручителей, датирован 29 апреля 1493 года.

Своими плаваниями Колумб начал эпоху Великих географических открытий. Его последователи продолжали открывать новые земли неизвестного континента.

Структура курсовой работы обозначена целью и задачами исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 ЖИЗНЬ И путешествиЯ великого  первооткрывателя

 

 

1.1 Жизнь Колумба  до путешествия через океан

Христофор Колумб принадлежит  к числу тех великих людей, о детстве, юности и даже значительной части позднейшей жизни которых  сохранились лишь самые ничтожные, отрывочные сведения. Лишь с того момента, когда Колумб уже более чем в зрелом возрасте явился в Испанию с проектом путешествия через океан для открытия богатых стран, которые он считал восточною окраиною Азии, летописи тщательно отмечали каждое происшествие его жизни, часто с прикрасами, создаваемыми пылкой фантазией летописцев. Что же касается жизни этого великого человека до появления в Испании, то она до сих пор остается и, вероятно, навсегда останется в значительной мере покрытой мраком неизвестности. Несмотря на все старания исследователей и биографов, из жизни великого путешественника до его пятидесятилетнего возраста удалось восстановить только немногие факты, далеко не дающие возможности составить ясное понятие о том, каким путем он пришел к гениальной мысли о возможности добраться до стран Востока, отправившись в путь на запад, и только знакомство с общим состоянием тогдашней прогрессирующей мысли несколько выясняет эту великую тайну.

Колумб по происхождению  был итальянцем, родом из Генуи. Он родился в 1435 году. Его отец, Доминик Колумб, был ремесленником: он имел небольшую мастерскую, в которой с несколькими рабочими чесал шерсть и ткал сукно. Ремесло это давало семье Колумба полное обеспечение в средствах к жизни, и Доминик Колумб считался зажиточным человеком. Кроме отца и матери, к которым Колумб относился до конца их дней с глубокой любовью и сыновним уважением, семья его состояла из четырех братьев и одной сестры. Христофор Колумб был старшим из братьев. Один его брат умер в детстве, сестра была замужем за неизвестным торговцем. Двое остальных братьев, с которыми Христофора Колумба связывала самая тесная дружба, принимали близкое участие как в его славе, так и в его несчастиях. Их звали Варфоломей и Яков [1, с. 27].

Как жилось Христофору Колумбу до десятилетнего возраста – неизвестно. Десяти лет отец послал его учиться в Павию. Учение Колумба продолжалось недолго, так как четырнадцати лет он был уже служащим на корабле, а в промежутке между школой и морем он провел еще некоторое время в мастерской отца, принимая участие в производившихся там работах. Уже отсюда видно, что образование, полученное Колумбом в школе, не было обширным. И действительно, чтение, письмо, начала арифметики, обрывки латыни да несколько исторических и географических сведений, совершенно ничтожных, – вот все, что дала школа Колумбу. И если впоследствии, в зрелом возрасте, Колумб поражал людей, с которыми он приходил в соприкосновение, своими обширными и разносторонними познаниями, то этим он всецело обязан самообразованию. Жизнь, полная приключений, бросавшая его из одного пункта Средиземного моря в другой и сталкивавшая с самыми разнообразными людьми, была особенно благоприятна для обогащения познаниями такого человека, как Колумб, обладавшего широкой любознательностью и острым, аналитическим умом.

В четырнадцать лет Колумб стал моряком. Ранее отец хотел, чтобы  он унаследовал его ремесло, и  пытался обучить Христофора этому  делу. Но скоро обнаружилось, что  Колумб – моряк по призванию. В  этом не было ничего удивительного, так как в то время почти все генуэзцы были моряками по призванию.

Как известно, в средние  века города Верхней Италии, благодаря  развитию в них торговли и промышленности, составляли наиболее богатую часть  Европы. Богатство давало им средства быть независимыми от представителей тогдашнего феодального строя, и каждый из городов Верхней Италии являлся самостоятельной республикой. Между этими городами особенно могущественными являлись Венеция и Генуя, которые захватили в свои руки всю торговлю Европы с богатым Востоком – торговлю, являвшуюся тогда важнейшим видом международных сношений. В интересах этой торговли, а затем и из политических видов, венецианцы и генуэзцы захватили в Средиземном море, в особенности в восточной половине его и его разветвлениях, множество островов и приморских пунктов. Достаточно упомянуть, что генуэзцы владели в самом центре Византийской империи, Константинополе, колонией Галатой. Генуэзцы проникли и в Черное море, где важнейшей их колонией была Каффа в Крыму. Ряд генуэзских факторий тянулся по восточному берегу Черного моря и шел далее через кавказский перешеек к Каспийскому морю, а торговые сношения генуэзцев проникали далеко в глубь Азии – до пределов Татарии и Китая. Для этой обширной торговли необходим был огромный торговый флот, а для защиты последнего и факторий, разбросанных на огромном пространстве, – военный флот. Таким образом, генуэзцы почти поголовно были моряками-купцами или воинами, или чаще тем и другим вместе. Обширная торговля обогащала Геную, а богатство давало ей возможность увеличивать свой флот, расширять военные предприятия и делать новые приобретения в разных пунктах Средиземного моря [1, с. 29].

К тому времени, когда  Колумб вступил в генуэзский флот, величие Генуи, как и вообще городов  Верхней Италии, начало падать. С одной стороны, среднеевропейские государства начали подчинять себе области Италии, воюя за господство в ее пределах и разоряя ее. С другой стороны, испанцы, португальцы и затем голландцы, прокладывая новые пути для мировой торговли, становились могущественными соперниками генуэзцев в этой области. Однако наиболее ощутимыми были удары, которые наносили венецианцам и генуэзцам турки – новый фактор в истории тогдашней Европы. К середине XV столетия турки владели уже почти всем малоазиатским побережьем Средиземного моря и значительной частью Балканского полуострова, а вскоре после этого захватили и Константинополь. Турки уничтожали торговлю венецианцев и генуэзцев и захватывали их владения по островам и берегам Средиземного моря. В то же время турецкие пираты опустошали берега Южной Европы, захватывали по всему Средиземному морю корабли христиан и, наконец, завладели севером Африки (Триполи, Тунисом и Алжиром), который и превратили в ряд разбойничьих государств, откуда постоянно выходили целые флоты морских разбойников.

Таким образом, в то время, когда Колумб вступил в генуэзский флот, его родной город должен был  вести беспрерывные войны, – частью против европейских государей, пытавшихся покорить разные итальянские области, но главным образом – против турок. К сожалению, об этом довольно продолжительном периоде жизни Колумба, в течение которого он был на службе в генуэзском флоте, сохранилось слишком мало сведений. Известно только, что еще ребенком Колумб получил рану, нанесенную мечом, в сражении с турецкими пиратами в Левантийских водах. Рана эта была очень серьезной и, открывшись впоследствии, чуть не послужила причиною смерти Колумба во время его последнего путешествия в Новый Свет.

В генуэзском флоте были два родственника Колумба, занимавшие видное положение и прославившиеся своей борьбой с турецкими пиратами. Старший из них приходился ему двоюродным дедом, а младший двоюродным дядей; первый известен в истории под именем Коломбо-архипирата, а второго называли Коломбо-младшим [9, с. 31].

В 1459 году, когда Христофору Колумбу было 24 года, Коломбо-архипират был приглашен командовать провансальской эскадрой, которую посылал к Неаполю против испанцев Рене Лотарингский. Последний все это время предъявлял свои притязания на Неаполь, который должен был достаться ему в силу наследственных прав. Такие же притязания предъявлял и король арагонский Альфонс V. В борьбе этих претендентов принимали участие все итальянские государства и города, стоя за ту или другую сторону. Коломбо-архипират, отправляясь командовать провансальской эскадрой, взял с собой и своего двоюродного внука, Христофора Колумба, бывшего уже офицером и получившего при этом командование на одном из кораблей. Христофору Колумбу было поручено овладеть неаполитанским кораблем, который, спасаясь от провансальской эскадры, направился к Тунису. Неаполитанский корабль был несравненно сильнее того, которым командовал Колумб. Экипаж последнего, считая чистым безумием нападать на неаполитанский корабль при таком неравенстве сил, отказался повиноваться своему командиру и потребовал возвращения в Марсель. Колумб для виду уступил, но в то же время тайно направил ход корабля к Тунису, догнал неаполитанское судно и взял его. Таким образом, Колумб уже в это время обнаруживал находчивость и неустрашимость, с таким блеском проявившиеся во время его первого путешествия в Новый Свет.

После рассказанного  эпизода Колумб поступил под команду  своего двоюродного дяди, Коломбо-младшего. Последний, командуя несколькими генуэзскими  эскадрами, в течение многих лет  наполнял славой своих подвигов против турок восточную половину Средиземного моря, и в особенности архипелаг. Христофор Колумб принимал участие в этих подвигах, но никаких подробностей о нем за это время не сохранилось [9, с. 33].

Информация о работе Христофор Колумб. Исторический портрет