Владимир I : исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что с именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян – во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Целью данного исследования, является рассмотрение жизнедеятельности Владимира I Святославича.
Историк С. М. Соловьев писал о князе Владимире: «...личный характер Владимира был способен.... возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы.

Содержание

Введение 3
Биография 4
Приход на Киевский престол 4
Крещение Руси 5
Военные походы 7
Законодательство и чеканка монеты 9
Последние годы 10
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Владимир I Исторический портрет.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный  факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История отечественного государства  и права»

на тему: «Владимир I : исторический портрет»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка факультета менеджмента и маркетинга

группы 09.04.П6МО

Мария Андреевна Васильева

контактный телефон: 89278626385

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель Е.В. Маслова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород – 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы в том, что с именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян – во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Целью данного исследования, является рассмотрение жизнедеятельности Владимира I Святославича.

Историк С. М. Соловьев писал о князе Владимире: «...личный характер Владимира был способен.... возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». Соловьев же отмечал, что «главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Владимир, внебрачный сын киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, дочери древлянского князя Мала, бывшей в плену у великой княгини киевской Ольги Мудрой ключницей. Мать Владимира – Малуша, вследствие своей знатности получила при киевском дворе важную должность ключницы, начальствовавшей над прочими слугами, но несмотря на достаточно высокое социальное положение при дворе княгини, по существовавшему законодательству являлась рабыней, что, естественно, понижало общественный статус ее сына. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу. Малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался дядя по матери  Добрыня. В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына — Олега — князем у древлян. Но дядя Владимира – Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя, Ярополк и Олег, отказались ехать в далекую северную факторию Руси — Новгород, и предложил послать туда своего племянника. Так Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня. На Русском Севере, среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни. Из похода Святослав уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов.

Приход на Киевский престол

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк.  Правой рукой Ярополка был опытный  воевода Свенельд. Сын Свенельда  Лют был убит древлянским князем Олегом. Поэтому, желая отомстить Олегу, Свенельд подговорил Ярополка пойти войной на Олега и отобрать у него землю. Ярополк послушался своего наставника и пошел войной на своего брата Олега. В 977 году во время бегства из города Овруча Олег был убит. Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море,  а Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею.  Однако через год, в 978 г., Владимир вернулся в Новгород, наняв «за морем» воинов, выгнал посадников Ярополка. Готовясь к решительному столкновению из-за первенства на Руси, Ярополк и Владимир стремились опереться на полоцкого князя Рогволода. Рогволод решил поддержать Ярополка. В этом отчаянном положении впервые дал себя знать сильный характер Владимира. Он собрал большое войско из варягов, новгородцев, чуди и кривичей и пошел на Полоцк. Здесь мы видим опять не набег дружины, не одних варягов, но поход, в котором участвовали, все северные племена. Его вторжение в Полоцкую землю было неожиданным для местного князя. В то время, когда Рогнеду готовились вести за Ярополка, Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода с двумя сыновьями и женился на Рогнеде. Далее, не теряя ни дня, Владимир пошел против Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в,городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом. По совету своего нового воеводы Блуда, Ярополк оставил Киев, бежал в южные пределы Руси и укрылся в небольшом городке Родне в устье реки Рось. Там его и осадил Владимир с северной ратью. Среди осажденных начался голод, и Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и палатками осаждавших.  Во время встречи с братом Ярополк, был вероломно убит варягами из войска Владимираи сын рабыни стал великим князем киевским, а Добрыня — воеводой, вершившим дела Руси. По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в 980 году. Первым государственным делом Владимира было изгнание из Киева варягов-наёмников. Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с каждого жителя по две гривны, но Владимир избавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном, и сделал обязательное поклонение им.  Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был введен Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде. Истуканам князь и киевляне приносили жертвы плодами, животными и даже иногда людьми. 

Крещение  Руси

После похода в 983г. Владимир возвратился в Киев и решил принести жертву кумирам, вместе со своими людьми. Велел бросить жребий. Жребий пал на единственного сына одного христианина. Придя к нему, народ потребовал, чтоб он выдал сына своего, говоря, что такова воля богов. Но отец отказался отдать своего сына в жертву ложным, языческим богам. И народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, (мученики-варяги Фёдор и Иоанн). Это событие произвело большое впечатление на князя и на киевское население, и вопрос о перемене религии явно стал на очередь. Таким образом, потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов, у него служивших, и усмирить отложившиеся племена (вятичей, радимичей), а также расширить пределы Руси. Продолжая политику государственной консолидации, Владимир пришёл к выводу, что сильному Киевскому государству нужна новая идеология — монотеистическая религия, которая символизировала бы и освящала единую власть великого князя. В поисках духовного опыта, Владимир обратился к другим религиям, он пожелал узнать, как и чему веруют различные народы, живущие на земле. Прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. В 986 году явились к Владимиру послы-миссионеры : представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Самыми первыми пришли послы от волжских болгар, к тому времени уже принявших мусульманство. Из перечня особенностей этой религии Владимиру больше всего не понравилось обрезание, воздержание от свиного мяса, а закон, запрещающий пить вино, совершенно не понравился князю. Владимир заявил, что «вино есть веселие для русских, не можем быть без него». Итак, мусульманство было отвергнуто. После болгар пришли немцы, рисланные от римского папы. Выслушав их учение, великий князь с таковым к папе отослал ответом: „Никто из наших предков не следовал вашему учению, и нам то не прилично”. Потом явились к Владимиру евреи и стали выхвалять ему свою веру. Владимир на диспуте выслушал раввина и задал ему один вопрос: где ваша земля? А, получив ответ, что таковой нет, отказался вести с поклонниками иудаизма разговор. И, наконец, пришел к Владимиру посланец из Византии, от православных христиан. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, Страшном суде и прочем потряс Владимира. Но так быстро и легко князь не мог решиться принять новую веру. Он обратился за советом к своим сподвижникам, и они присоветовали князю послать гонцов во все земли, чтобы те на месте могли посмотреть, какая вера чего стоит на самом деле. Владимир избрал намеренно преданных и в верности испытанных из ближних своих бояр мужей разумнейших и опытных десять человек, и отправил их в мусульманские и христианские страны, дабы на месте выяснить, какая вера лучше. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах. Послы, побывав и на востоке, и на западе, попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения, в константинопольском кафедральном храме св. Софии. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство. Таким образом, все было готово к принятию христианства. Прибавим еще и другое обстоятельство: Владимир был взят малолетним из Киева и отвезен в Новгород, где и воспитан; на севере христианство было мало знакомо, язычество господствовало здесь вполне; в борьбе с Ярополком Владимир явился с северными полками, набранными из скандинавов, новгородцев, кривичей, финнов — все ревностных язычников; этот приплыв языческого элемента и был причиною торжества язычества в начале княжения Владимира. Но потом время и место взяли свое, язычество не могло долее противиться; языческая религия, которая удовлетворяла потребностям племен рассеянных, живших особенно в родовом быте, не могла уже теперь удовлетворить киевлянам, познакомившимся с христианством. В Совете Владимира было решено, что христианство есть лучшая вера. Владимир, как и киевские князья до него медлил с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Принятию новой религии способствовали внешнеполитические события. В 988 Владимир захватил Корсунь и потребовал в жену сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились потребовав в свою очередь,крещения князя,чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Он привез из Корсуня мощи святых Климента и Фива, две бронзовые статуи и четырех бронзовых коней, привел оттуда священников. В Киеве Владимир приказал истреблять языческие жертвенники (требища) и сокрушать идолов. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами, по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня, и волокли на днепрский берег под жестоким битьем палками от двенадцати человек, для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Народ плакал, смотря на такое поругание. Священники между тем ходили по городу и проповедовали христианство. Так как многие граждане медлили принять новую религию, то князь поступил решительно; он велел киевлянам собраться на берег Днепра, к месту, где река Почайна впадает в Днепр, и здесь торжественно был совершен над ними обряд крещения. Население Новгорода было также крещено, но, поскольку язычество там было более сильным, крещение проводилось с применением силы. Приняв христианство, Владимир многоженство оставил и, по Уставу Церкви, другим запретил, отлучив от себя прежних жен по желаниям их с пристойным награждением, оставив одну законную жену, греческую царевну.  Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В 996 году церковь была освящена. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и других городах, приказал отбирать сыновей у лучших людей и отдавать их в книжное ученье. Кроме того, он велел 72 толковникам перевести Библию на славянский язык для народного употребления.

Военные походы

В первые годы своего правления Владимир строго наказал своих противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка. Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. В самой Руси и на ее непосредственных границах Владимир стремился навести порядок. Сначала главная деятельность Владимира состоит в подчинении тех племен,  которые прежде находились в зависимости от Руси; хорваты были в том числе, но в то время как Русь вследствие недеятельности Игоря, далеких походов Святослава на восток и юг, малолетства и усобицы сыновей его теряла племена, жившие вдалеке от Днепра, Польша при первых Пястах распространяла свои владения;  следовательно, очень вероятно, что Пясты заняли земли хорватов, свергнувших с себя зависимость от Руси. В 981 г. Владимир начинает войну с польским правителем Мешко I, за преграничную Червенскую Русь. Владимиру удалось подчинить земли, Червенской Руси с городами Перемышль, Червень и другие города. Таким образом, территория Руси ещё более расширилась. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира. Киеву перестали подчиняться радимичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена. В 981-982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью. В благодарность за победы Владимир приносил богам человеческие жертвы. В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвагов  и установил контроль над Судовией,что открывало путь к Балтике. В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси. В 985 г. Владимир предпринял поход на камско-волжских болгар, богатый, торговый народ. С Добрыней и новгородцами он отправился на судах вниз по Волге, а берегом шли его наемники или союзники, конные торки. Когда болгары были побеждены, Добрыня, дядя и советник князя Владимира, сказал ему: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников». По совету Добрыни, Владимир заключил с ними мирный договор, который обе стороны клялись не нарушать, или тогда только нарушить, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде. В том же 985 он обложил данью Хазарию. В 986 году русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспийского моря, покорили земли Таманского полуострова.  В 988 году Владимир покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава на княжение. В 988-989 осада Корсуня в Крыму.  В  991 поход в днесровские земли против белых Хорватов. В 992 успеная война с Польшей за Червенскую Русь. В 994-997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ. Владимир вел активную внешнюю политику : за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии). Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов : в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Васильево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Для того чтобы защитить и обезопасить русские земли от нападений степных кочевников-печенегов, с которыми он должен был вести непрерывную борьбу, и укрепления южных и юго-восточных границ Киевского княжества, Владимиром была построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. Города-крепости ставились вдоль рек — естественных преград на пути кочевников. Водные рубежи усиливались земляными валами, прозванными в народе «Змиевыми». Были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и другим, заново укреплён и застроен каменными зданиями город Киев. В этих городах он помещал, в качестве гарнизонов, население, призванное или переведенное им из северных областей.

Законодательство  и чеканка монеты 

Все законы Владимр  принимал при согласование со своим  советом, который состоял из его  дружины и старейшин, представителей разных городов. Большие города были устроенны по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей,который поразделялся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками, так же сотские и десятские. Старцы, или старейшины,  городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которй это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями. По летописи, Владимир сначала и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому ообычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия. Владимир начал также чеканку собственной монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ, а се его злато (или: сребро)». Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. Монетные мастера были болгарами. Златники и серебрянники были первыи монетами выпущенными на Руси.

Последние годы

В последние  годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае именно Борису он довверил свою дружину. В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям, надеясь таким путем сохранить ее единство. Старший сын Вышеслав получил в участие Великий Новгород, прежнее владение Владимира, которое еще при жизни его, по смерти Вышеслава досталось Ярославу. Изяслав отпущен, с матерью на дедовское княжение, в Полотск. Святополку дан Туров, Ярославу - Ростов, потом Новгород, а Ростов - Борису, Глебу - Муром, Святославу - Древлянская земля, Всеволоду - Владимир, Мстиславу - Тмутаракань, Станиславу - Смоленск, Судиславу - Псков, Погвизду - Волынь и Луцк. В 1014 году, Ярослав, посаженный отцом в Новгороде, отказался присылать в Киев ежегодно по две тысячи гривен, и Владимир хотел идти сам на Ярослава. но в 1015 году пошли на Русь войной печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее. От этой болезни он и умер 15 июля в своем селе Берестове. Погребен в Киеве в Десятинной соборной церкви, а нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской лавре в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Информация о работе Владимир I : исторический портрет