Характерные черты мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:51, реферат

Краткое описание

Мусульманское право представляет собой сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. К таким странам можно отнести Иран, Ирак, Иорданию, Кувейт, Сомали, Танзанию, Кению, Албанию, Косово, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Также следует отметить, что разработка мусульманского права представляло большую сложность для мусульманской общины, ведь пророк Мухаммад за свою жизнь сумел создать религию и попытался создать первоначальные исламские государства, однако новую правовую систему создавала вся мусульманская община.

Как уже не раз упоминалось выше, мусульманское  право тесно связано с Исламом. Мусульманское  право выступает как одна из сторон религии Ислама. Оно имеет две характерные особенности -  религиозное  происхождение или "божественную природу" и тесную связь юридических предписаний с мусульманским богословием,  нравственными нормами и религиозными нормами Ислама в целом. В  Исламе  господствует   концепция теократического общества, в котором  государство  имеет  значение  лишь  как служитель  установленной  религии.

Опора на религиозные догматы и  нацеленность  на  защиту  основ  веры прослеживаются на уровне всех  отраслей  мусульманского  права.  К  примеру, нормы "личного статуса"- отрасли,  занимающей  центральное место в ситеме мусульманского права действуют  главным  образом  среди  мусульман,  хотя  в современных условиях во многих  мусульманских  странах религиозный принцип применения не распространяется на  нормы,  регулирующие  вопросы  завещания, наследования  и  ограничения  правоспособности.   Данные   нормы   предписывают мусульманке выходить замуж лишь за мусульманина. Присутствующие при заключении брака свидетели также должны быть мусульманами. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры. Семья в исламе — основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей. Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них. 10

Мусульманское   гражданское   право   (муамалат), регулируя   режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество  принадлежит Аллаху.

Мусульманское  государственное  право  требует,   чтобы   правитель обязательно  был  мусульманином.   Значительная   часть   полномочий   главы государства носит религиозный характер и связана с защитой интересов  Ислама и контролем за выполнением правоверными своих религиозных обязанностей. Большинство мусульман признает, что законодательная власть  в  мусульманском   государстве   принадлежит   муджтахидам - мусульманским богословам и законоведам, обладавшим в средние века иджтихадом, т.е. правом самостоятельного толкования религиозно-правовых вопросов. Муджтахиды создали основную систему правовых норм, ведь 300 аятов Корана и 500 случаев, описанных в сунне недостаточно для примерно миллиарда людей исповедующих Ислам. Недостающие нормы были созданы земным рациональным путем( путем толкования Корана и Сунны). Целью  мусульманского  государства  (имамата), имеющего  по  сути теократический  характер,  провозглашается   реализация   всех   предписаний Ислама, утверждение мусульманского образа жизни.

В мусульманском  судебно -  процессуальном  праве  выделяются  нормы,  в соответствии с которыми должность судьи могут  занимать  только  мусульмане, строго  придерживающиеся  в  своей  личной  жизни  религиозных  и  моральных предписаний Ислама. Сходные  требования  предъявляются  и  к  свидетелям  по большинству  дел.  Причем  мусульманское  право  отдает  явное  предпочтение

показаниям  мужчин.  Толкуя аяты Корана, ученые юристы пришли к выводу, что по  преступлениям, за которые мусульманское  право  предусматривает  строго  определенные  меры наказания, принимаются свидетельские показания  только  мужчин -  четырех по прелюбодеянию или двух по иным деяниям, представляющим наибольшую  опасность для общины верующих. По менее значительным  правонарушениям  и обычным спорам  показания одного  мужчины  могли  дополнятся  свидетельством  двух  женщин  и  лишь  в исключительных случаях, когда речь шла о чисто  женских  делах,  свидетелями были в праве выступать одни женщины. Особое значение данная отрасль  придает клятве именем  Аллаха,  с  помощью  которой  ответчик  может  доказать  свою невиновность.  При  этом  действенность  подобного  способа  защиты  и   его признание   судом   связываются   с   особенностями   религиозной    совести мусульманина, которая не  позволяет  ему  лгать  под  страхом  потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с  которым  мусульманское  право  связывает далеко идущие правовые последствия, к примеру,  при обвинении мужем своей жены, в нарушении супружеской верности.

Мусульманское уголовное право (укубат)  в  качестве  наиболее  опасных правонарушений  рассматривает  посягательства  на  "права   Аллаха",   среди которых особо выделяется вероотступничество, влекущее  смертную  казнь.  Как правило,  к  совершившим  преступление  мусульманам  и  представителям  иных религий применялись различные меры наказания. Во  многих  случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его  религиозной  совести, освобождало его от наказания. И в то же время за отдельные правонарушения  в качестве санкции  устанавливалось  религиозное  искупление.  Данная  отрасль мусульманского права предусматривает применение  чисто  юридических  санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали,  то  есть, в качестве правовых нередко выступают религиозно- ритуальные  или  моральные нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые  государством.  Так,  по мусульманскому праву, любой  грех, связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом. Подобное положение характерно и для  современного  правового  развития мусульманских   стран.   Например,   законодательство   многих    государств предусматривает для  мусульман  уголовную  ответственность  за  несоблюдение поста  во  время  Рамадана.  Кроме   того,   на   государственных   служащих возлагается  обязанность  ежедневной   пятикратной   молитвы,   а   мужчинам запрещается работать и даже  находиться  в  женских  учебных  заведениях.  А специальные  мусульманские  суды  в  Иране,  созданные  для  борьбы  с   так называемой   моральной   деградацией,   могут   применять    наказания    за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде  или  нарушение  шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную  изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных  местах.  Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том,  что они,  как правило, распространялись  только  на  мусульман.  Однако  сейчас,   как   показывает практика,  данные  нормы  имеют   определенные   требования   и   к   лицам, принадлежавшим к иным вероисповеданиям. 11

Мусульманское право часто отождествляют с  понятием «Шариат». Шариат (араб. праведный путь) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление.

Шариат опирается на Коран и фикх и включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения. Шариат состоит из практических норм, норм мусульманской этики, мусульманской догаматики и правовых принципов. Практические нормы в свою очередь подразделяются на ибадат ( культовые нормы ) и мамалат (нормы взаимоотношений между людьми ). Принципами шариата является стремление избегать причинения вреда. Также нормы должна исходить из принципа справедливость, принципа равенства (как сказал пророк Мухаммад: «как зубья гребня все люди равны»),принципа выбора меньшего из зол. Также в случае необходимости запретное становится допустимым.

 

 

Концепция правосудия в мусульманском  праве

 

Концепция правосудия, предлагаемая Кораном, основывается на концепциях, встречающихся в различных  хадисах (высказывания Пророка и  рассказы о его деяниях). Шариат делает различие между юридическим (основанным на законе) правосудием и реальной справедливостью. Суды и другие органы государства призваны осуществлять только юридическое правосудие, основываясь на доказательствах и других сведениях. Но отдельные личности обязаны утверждать реальную справедливость, согласно своей совести и неизбежности давать отчет в своих поступках в день Страшного суда. Ядром такой концепции является высказывание Мухаммада о том, что какая-либо из спорящих сторон может оказаться более красноречивой, более выразительной и более сильной (не объективно, а субъективно) в аргументации, что может повлиять на суд, который примет решение в ее пользу. Но это не означает, что эта сторона на самом деле объективно права. В такой ситуации Пророк советовал своим последователям отказываться от своих прав в пользу действительных владельцев собственности, даже если суд решил в их пользу (т.е. последователей), потому что, как указывал он, собственность, приобретенная в результате искаженных судебных сведений по делу, предоставленных в суд, это своего рода часть пламени, которым в конце концов человек будет наказан в день Страшного суда. Таким образом, он четко обозначил принцип юридической справедливости.

Более того, существует еще более высокая  ступень правосудия и справедливости, которая даже выше уровня действительной справедливости. Это уровень исхана (добродетели или благодеяния). Шариат призывает мусульман жертвовать всем на благо другим людям, нуждающимся в чем-либо более, чем они.

 

Принцип независимости закона

 

Если  в классическом варианте право –  это установленные или санкционированные  государством нормы, регулирующие общественные отношения, то наиболее важной характеристикой исламского права является тот факт, что это негосударственный закон – в том смысле, что силу и действенность он получает не от светских властей и не от государства. Основная сила закона (права) обеспечивается фундаментальными принципами, провозглашенными Кораном и сунной. Разработка и дальнейшее введение в действие закона осуществлялись в Исламе независимыми законоведами без какого-либо вмешательства или влияния правительства. В каждых отдельных случаях правовед толковал закон, отыскивая или вырабатывая положения применительно к конкретной ситуации и к конкретной проблеме, тем самым не только решая проблему, но и расширяя закон. Участие в этой работе обеспечивалось не указаниями правительства (государства) или какой-то политической власти, а основывалось на необходимости в законоположениях и доверии простого человека, который считал это частное мнение законоведов авторитетным толкованием Божественного закона. Без сомнения, различные мусульманские правительства пытались и пытаются взять под контроль этот процесс в пользу усиления своей власти.

 

Основные правовые концепции Ислама

 

  1. Концепция прав

Права в исламе традиционно делятся на две категории:

    1. права Аллаха

2) права  личности

 

Между этими двумя категориями возникают  ситуации, в которых присутствуют права с преобладанием одного из названных аспектов. 12 Под правами Аллаха понимаются такие права , где не затрагиваются интересы никого из отдельных людей. Например, шариат запрещает употребление спиртных напитков. Этот запрет считается обеспечением права Аллаха, так как его нарушение не наносит ущерба интересам какой-либо личности. С другой стороны, воровство тоже запрещено, но если оно совершено – это уже нарушение права личности. В случае конфликта между этими двумя категориями прав право личности будет иметь преимущество и правом Аллаха можно пожертвовать. Например, человек может употребить спиртной напиток для спасения своей жизни в момент крайней, смертельной жажды или голода. Примечательной чертой этих прав является то, что во всех случаях нарушения прав личности именно пострадавшая личность, а не государство, имеет право окончательного решения, будет ли она возбуждать дело против своего обидчика или нет. Даже если пострадавший или, к примеру, наследники убитого возбудят против преступника дело, они имеют право простить его в любое время до приведения приговора в исполнение.

    1. Концепция собственности как временно переданного в управление имущества

Исламский закон не признает ничем не ограниченного права людей владеть и распоряжаться принадлежащей им собственностью. В этом отношении шариат занимает промежуточную позицию, находящуюся между двумя крайними точками зрения. В отличие от социализма и коммунизма, он не отрицает частную собственность и не считает ее злом. С другой стороны, он не дает людям полной свободы использовать эту собственность и распоряжаться ею, как они хотят. Признавая право собственника пользоваться, применять, инвестировать и передавать другим собственность, которой они на законных основаниях владеют, шариат не признает права отдельных владельцев на неограниченные полномочия по ее использованию. Он провозглашает, что в принципе вся собственность принадлежит Всевышнему, а индивидуальные «владельцы» фактически являются доверенными лицами, которые должны пользоваться, инвестировать, передавать друг другу это доверенное им имущество в рамках, предписанных настоящим Владельцем (Аллахом), в соответствии с установленным Им законом. Таким образом, шариат устраняет все возможности злоупотреблять правом, иметь частную собственность и делать из нее средство эксплуатации. С другой стороны, он преграждает дорогу любому произволу государства и не допускает нарушения свободы личности под предлогом соблюдения общественных интересов.

Информация о работе Характерные черты мусульманского права