Французская революция: фобия тайных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы: наиболее подробно изучить Французскую революцию и выявить ее основные характерные черты.
Для этого я поставила для себя несколько задач:
Во-первых, рассмотреть исторические предпосылки революции.
Во-вторых, рассмотреть Французскую революцию как начало конспирологического дискусса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторические предпосылки и значение Французской революции…………………………………………………………………………4
Глава 2. Революция как начало конспирологического дискусса…………..9
Глава 3. Французская революция: фобия тайных обществ……………….12
3.1. Еврейский заговор……………………………………………..17
Заключение……………………...………………………………………………..20
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конспирология.docx

— 43.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исторические предпосылки  и значение Французской революции…………………………………………………………………………4

Глава 2. Революция как начало конспирологического дискусса…………..9

Глава 3. Французская революция: фобия тайных обществ……………….12

3.1. Еврейский заговор……………………………………………..17

Заключение……………………...………………………………………………..20

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История Французской революции  не случайно продолжает привлекать внимание многих академиков, студентов и даже простых читателей. 25 лет на рубеже 18-19 веков - с одной стороны совсем не большой срок, а с другой - «центральный»  в истории новейшего времени. Революция не только самым коренным образом изменила политическое устройство и социальную структуру Франции,  но и серьёзно повлияла на развитие всей Европы, ведь эта революция принадлежит к числу наиболее крупных событий не только в истории этой страны, но и во всемирной истории.

Ещё в либеральной историографии 19-20 веков сложилось впечатление  о французской буржуазной революции  как о единой революции, прошедшей  ряд этапов. Ж. Клемансо выразился об этой революции как о «глыбе».

В памяти человечества  Французская революция осталась, по словам английского историка Э. Хобсбоума, событием эпическим, страшным, грандиозным, апокалипсическим, подвергающим одновременно  и в ужас, и в восторг». К этой революции можно относиться по разному, но знать её историю обязан каждый.

Так же данная проблема интересна  и тем, что ее можно рассматривать  с разных сторон. Например с материальной, капиталистической, социологической, конспирологической и исторической.

Цель моей работы: наиболее подробно изучить Французскую революцию  и выявить ее основные характерные черты.

Для этого я поставила для  себя несколько задач:

Во-первых, рассмотреть исторические предпосылки революции.

Во-вторых, рассмотреть Французскую  революцию как начало конспирологического  дискусса.

При написании данной работы я использовала книгу Дэниэла Пайпса «Заговор: Мания преследования в умах политиков». В ней подробно описана Французская революция в свете конспирологии.

Глава 1. Исторические предпосылки и значение Французской  революции.

Великую французскую революцию  с достаточным основанием можно  рассматривать как начало современной  эпохи. Вместе с тем революция  во Франции сама явилась частью широкого движения, начавшегося еще до 1789 и затронувшего многие страны Европы, а также Северную Америку.

«Старый порядок» («ancien régime») был недемократическим по самой своей сути. Обладавшие особыми привилегиями два первых сословия – дворянство и духовенство – укрепляли свои позиции, опираясь на систему разного рода государственных институтов. Правление монарха опиралось на эти привилегированные сословия. «Абсолютные» монархи могли осуществлять только такую политику и проводить только такие реформы, которые укрепляли власть этих сословий.

К 1770-м годам аристократия почувствовала  давление сразу с двух сторон. С  одной стороны, на ее права посягали «просвещенные» монархи-реформаторы (во Франции, Швеции и Австрии); с другой стороны, третье, непривилегированное, сословие стремилось ликвидировать  или хотя бы урезать привилегии аристократов и духовенства. К 1789 во Франции усиление позиций короля вызвало реакцию  со стороны первых сословий, которые  смогли свести на нет попытку монарха реформировать систему управления и укрепить финансы.

В создавшейся ситуации французский  король Людовик XVI решил созвать  Генеральные штаты – нечто  подобное общенациональному представительному  органу, издавна существовавшему  во Франции, но не созывавшемуся с 1614. Именно созыв данной ассамблеи и послужил толчком к революции, в ходе которой к власти пришла вначале крупная буржуазия, а затем третье сословие, ввергнувшее Францию в гражданскую войну и насилие.

Во Франции устои старого  режима расшатывали не только конфликты  между аристократией и королевскими министрами, но также экономические  и идеологические факторы. С 1730-х годов в стране происходил постоянный рост цен, вызванный обесцениванием нараставшей массы металлических денег и расширением льгот по кредитам – при отсутствии роста производства. Инфляция больнее всего ударяла по бедным слоям населения.

В то же время часть представителей всех трех сословий находилась под влиянием просветительских идей. Известные писатели Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо предлагали ввести во Франции английскую конституцию и систему судопроизводства, в которых они усматривали гарантии индивидуальных свобод и эффективного правительства. Успех Войны на независимость США вдохнул в решительно настроенных французов новые надежды.

Значение  Французской революции XVIII в. не ограничивается рамками одной страны и одного десятилетия. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, предопределила триумфальное шествие по земному шару капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации.

Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные, интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма.

Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономическом, культурном, духовном развитии страны, окончательно превратился к концу XVIII в. в политический оплот феодальной реакции. К этому времени чиновничий и военно-полицейский аппарат стал основой абсолютистского государства. Он все более откровенно использовался для подавления участившихся крестьянских бунтов и растущей политической оппозиции королевской власти со стороны буржуазных кругов.

В последней  трети XVIII в. более очевидно проявился  антинародный и застойный характер абсолютизма. Он особенно ярко проявился в финансовой политике королевского правительства. Огромные суммы из государственной, казны шли на покрытие баснословных расходов самой королевской семьи, на подкармливание верхушки дворянства и духовенства, на поддержание внешнего блеска королевского двора, ставшего в полном смысле этого слова "могилой нации". Несмотря на постоянный рост налогов и иных поборов, взимаемых с третьего сословия, королевская казна всегда была пуста, а государственный долг вырос до астрономических размеров.

Таким образом, Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях. Конфронтация народных масс, во главе которых стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и с господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это имело место полтора века назад в Англии.

Французские революционеры XVIII в. имели возможность опереться на опыт английской и американской революций. В их распоряжении имелась уже достаточно четкая программа организации конституционного порядка. Они взяли также на вооружение политические лозунги ("свобода, равенство, братство"), способные поднять третье сословие, т. е. практически широкие народные массы на бескомпромиссную борьбу с абсолютизмом и всем "старым режимом".

Революционная ситуация, возникшая во Франции в  конце 80-х гг. в связи с торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами, а также финансовое банкротство государства вынуждали королевскую власть пойти на реформистские маневры. Последовали перестановки в правительстве (смена генеральных контролеров финансов), было объявлено также о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся с начала XVII в.

На первом этапе революции (14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов - Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., выступавших в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Объективно они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов.

Конституционалисты  имели своей главной и непосредственной политической целью достижение компромисса  с королевской властью, но при  этом постоянно испытывали на себе "воздействие улицы" - революционно настроенных масс. Таким образом, основным содержанием первого периода  революции стала напряженная  и затяжная борьба Учредительного собрания с королевской властью за конституцию, за сокращение традиционных королевских  прерогатив, за утверждение конституционной  монархии. Под воздействием все более втягивавшихся в революционный процесс масс населения конституционалисты осуществили через Учредительное собрание ряд антифеодальных преобразований, разработали важные демократические документы.

Но помимо всех активных и открытых действий революционеров, не менее активно в момент революции происходило развитие конспирологический движений. Данный момент имеет очень важное значение в истории революции, и считается одной из важнейших проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Революция как начало конспирологического дискусса.

Распространение тайных обществ  в эпоху Просвещения (вместе с  одновременным разрастанием страхов  перед заговорами) явилось причиной того, что к 80-м гг. XVIII в. стало общепринятым все события политической жизни объяснять через призму конспирацистских идей. Потрясение, переживаемые французским обществом, способствовали популярности и многообразию этого образа мысли.

Французская революция существенным образом повлияла на развитие конспирацизма. Продемонстрировав миру могущество человеческого разума и его способность к радикальным политическим изменением, Французская революция открыла новую эру человеческой истории. По всей Европе революция обрела горячих сторонников. Некоторые из них готовы были даже вступить в заговоры против своих властителей и менять существующий строй. С точки зрения истории конспирацизма, возникшие во Франции начинания с 1725 года и существовавшие в восемнадцатом веке « представления об интеллектуальной и духовной крамоле» сменились « параноидными политическими идеями, свойственными девятнадцатому веку». Если страхи перед «голодным сговором» суммарно выражают в теории конспирацизма простую схему достижения корыстных, стяжательских целей, то страхов, возникших после 1789 г., господствующее положение неизменно занимает заговор философов, масонов и иллюминатов, направленный на уничтожение монархии. Церкви и частной собственности. Заговорщики становятся все опаснее, их цели - все масштабнее, а теории заговора - все страшнее.

Враги революции едва ли разбирались в том, что происходит во Франции. Еще слабее они представляли себе, как с этим бороться. События, последовавшие за 1789 г., отменяют устаявщиеся оценки, сброшенные со счетов грандиозным историческим действом. Было предложено множество версий, чтобы истолковать причины и ход революции. Стремясь попросту оправдать себя, контрреволюционеры и другие сторонники прежнего порядка во Франции и за ее пределами стремились объяснить ужасающее крушение благословенного строя действиями разбушевавшийся черни, так как апелляция к религии казались неуместной. Также нельзя было допустить, что какой-нибудь отдельно взятый политик, пусть сколь угодно заносчивый, зловредный и неуравновешенный, способен был устроить такую разруху. Те, кто привык мыслить в традициях эпохи Просвещения, полагая, что движителем истории являются личные устремления, теперь столкнулись с величайшим примером того, как благие намерение идут прахом. Если умнейшие и достойнейшие сыны человечества породили чудовище, которое пожрало своих создателей и множество других людей, очевидным становилось то, что в мир вторглось что-то невиданно большое, выходящее за пределы прежних понятий. Для объяснения происходящего теория заговора пришлись как нельзя более кстати.

Останавливаясь на версии теории заговора можно позабыть о  таких причинах, как несостоятельность  властей и политическая некомпетентность. И в самом деле, конспирацистское объяснение вполне удовлетворило многих роялистов. В этом случаи у них появились достойные противники на которых можно было обратить свой гнев и тешить себя надеждой, что, одолев заговорщиков, можно будет перевести стрелки часов назад.

Одновременно с этим изменилось привычное представление о заговорах: невиданные прежде события требовали неслыханных ранее объяснений. Те, кто заговором объяснить масштабность революционных потрясений, вынуждены были вообразить куда более многочисленную и могущественную группировку заговорщиков, чем все те, о которых речь заходила когда либо ранее. Были оставлены первоначальные попытки представить революцию как результат вражды государственных деятелей или следствие притока английского финансового капитала. Если это действительно был заговор, то в нем должны были участвовать тысячи объединенных и специально обученных людей по всей Европе. Должна была существовать огромная, тщательно законспирированная и почти сверхуспешная организация. Вследствие размаха и ярости перемен, которые уже в скором времени нельзя было не принимать в расчет, все привычные понятия казались исчерпанными. Потребовались какие-то новые категории для истолкования. Настало время для теории мирового заговора.

Информация о работе Французская революция: фобия тайных обществ