Франция в межвоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:07, реферат

Краткое описание

Франция сильно пострадала от войны. Впервые послевоенные годы ее экономика находилась в кризисном состоянии. Цены на продовольствие и товары широкого потребления даже по официальным данным выросли в 3 раза по сравнению с довоенным уровнем, а налоги увеличились в 4 Ее военные и послевоенные долги США и еще некоторым другим странам составили 62 млрд. франков. Общий государственный долг Франции достиг в 1920 г. 300 млрд. франков.
Вместе с тем победа в войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на европейском континенте

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Национальный блок. Революционный подъем во Франции…………………………………………………………………………...3
2. Франция в годы частичной стабилизации капитализма. левый блок. национальное единение……………………………………………………………………….……6
3.Франция в годы мирового экономического кризиса. Народный фронт……………………………………………………..…………8
4. Франция накануне второй мировой войны…………………………………………...……13
Заключение…………………………………………...……14
Литература…………………………………………...……15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.!.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

Выборы в Палату депутатов, прошедшие в апреле—мае 1936 г., принесли победу партиям Народного фронта. На первое место вышла Социалистическая партия, получившая 149 мандатов, на второе — радикалы, которые провели в нижнюю палату парламента 109 депутатов. На третьем месте оказались коммунисты — 72 мандата. Вместе партии Народного фронта располагали большинством мест — 337 из 559. Председателем палаты был избран один из руководителей партии радикалов Эдуар Эррио. Его заместителем впервые в истории Франции стал коммунист Жак Дюкло. Коммунисты вошли также в состав главных парламентских комиссий.

Политика правительства Леона Блюма. Матиньонские соглашения. Новое правительство возглавил лидер социалистов Леон Блюм (июнь 1936 г. — июнь 1937 г.), так как именно фракция СФИО была самой многочисленной в Палате депутатов. В кабинет помимо социалистов вошли радикалы. Предложение ввести в правительство своих представителей получила и ФКП. Коммунисты решили не входить в кабинет, но поддерживать его при условии выполнения программы Народного фронта.

Новое правительство, согласно конституции, должно было приступить к работе через месяц после выборов в Палату депутатов. Однако широкие слои трудящихся требовали, чтобы кабинет как можно скорее начал выполнение предвыборных обещаний. В мае 1936 г. по всей стране стали вспыхивать стихийные забастовки. Очень быстро они приобрели широчайший размах. В начале лета во Франции бастовало более 2 млн человек. Стачечное движение пошло на спад, лишь когда правительство Блюма взялось за осуществление программы Народного фронта. В первой половине июня 1936 г. в резиденции председателя совета министров прошли переговоры между Всеобщей конфедерацией предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда. Они завершились подписанием Матиньонских соглашений. По их условиям заработная плата повышалась в среднем на 7—15%, а особо низкая заработная плата — в 2—3 раза. Коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы. Для контроля за их выполнением рабочие избирали особых делегатов. В течение лета 1936 г. кабинет Блюма подготовил и провел через Палату депутатов более 100 законов.

Правительство запретило деятельность фашистских военизированных организаций.

Рабочая неделя на предприятиях сокращалась с 48 до 40 часов без уменьшения заработной платы. Каждому проработавшему на предприятии не менее одного года гарантировался оплачиваемый двухнедельный отпуск. Были увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных организовывали общественные работы. Улучшилось также положение и средних слоев населения. Правительство ввело отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Мелкие торговцы получили льготные кредиты. Созданное кабинетом Национальное зерновое бюро осуществляло закупки зерна у крестьян по твердым ценам.

Срок обязательного обучения продлевался до 14 лет, выделялись дополнительные ассигнования на развитие образования, науки и культуры.

Законодательство Народного фронта в области банков и промышленности явилось первым большим вмешательством государства в экономику страны. Реформа Французского банка поставила его под контроль государства. Центральный банк страны отныне управлялся Генеральным советом, большинство членов которого назначались правительством. Кабинет Блюма объявил о частичной национализации новых отраслей военной промышленности (авиации, танкостроения), полностью национализировал железные дороги и некоторые угольные шахты.

Правительство улучшило положение трудящихся во французских колониях. Они стали пользоваться свободой слова, печати, собраний. На них также было частично распространено социальное законодательство, принятое кабинетом.

Противоречия Народного фронта. Первые серьезные проблемы в коалиции Народного фронта возникли уже летом 1936 г., после начала Гражданской войны в Испании. В этой стране фашисты во главе с генералом Франко в июле 1936 г. подняли мятеж против законного республиканского правительства. Фашистские государства Европы — Германия, Италия и Португалия — встали на путь открытой поддержки мятежников. Они предоставили Франко вооружение и инструкторов, а затем послали в Испанию свои войска.

Французская коммунистическая партия выступила в поддержку законного испанского правительства и предложила кабинету Блюма оказать ему возможную помощь. Однако глава кабинета отказался от такой идеи. В августе 1936 г., после консультаций с правительством Великобритании, Блюм провозгласил политику «невмешательства» по отношению к Испании.

Во внешней политике в целом Франция также встала на путь единства действий с Англией. По существу обе державы следовали курсу по «умиротворению» фашистских агрессоров.

Радикалы и социалисты одобрили политику кабинета Блюма по отношению к Испании. Коммунисты, наоборот, осудили «постыдное невмешательство». ФКП организовала сбор средств для законного испанского правительства, приняла деятельное участие в формировании интернациональных бригад, сражавшихся в Испании против фашизма. Вместе с коммунистами в защиту испанской республики выступили и многие представители других политических партий Франции, а также известные представители интеллигенции: писатели Ромен Роллан и Андре Мальро, ученые Поль Ланжевен и Фредерик Жолио-Кюри. Французы собрали в фонд помощи республиканской Испании свыше 100 млн франков, 8,5 тыс. французских добровольцев сражались в интернациональных бригадах.

Еще одной серьезной проблемой, вызвавшей разногласия в Народном фронте, стал вопрос об использовании демократических свобод фашистскими группировками во Франции. Согласно букве закона о запрещении фашистских лиг, ликвидировались только военизированные, а не политические организации фашистов. Пользуясь этим, лиги провели целый ряд провокационных митингов. ФКП решительно требовала от правительства положить конец фашистским выступлениям. В ответ кабинет Блюма заявил, что «Франция хочет свободы для всех граждан, которые уважают ее законы».

Третьей областью серьезных разногласий внутри Народного фронта была социально-экономическая политика. Социальные мероприятия правительства значительно увеличили дефицит государственного бюджета. Крупная буржуазия организовывала «бегство капиталов» за границу, скрывала свои доходы, отказывалась платить налоги в полном размере. ФКП считала, что для покрытия бюджетного дефицита необходимо, в первую очередь, установить чрезвычайный налог на капитал. Социалисты и радикалы отклонили это предложение.

В сентябре 1936 г. вопреки программе Народного фронта кабинет Блюма принял решение о девальвации франка. Такая мера привела к удешевлению французских товаров за границей, снижению покупательной способности франка на внутреннем рынке и падению реальной заработной платы. Против девальвации, естественно, выступили коммунисты.

В феврале 1937 г., ссылаясь на тяжелое финансовое положение в стране, Блюм объявил «передышку» в осуществлении программы Народного фронта, утверждая, что в проведении реформ необходима пауза. В июне 1937 г. правительство представило в парламент законопроект «оздоровления финансов», предусматривавший повышение косвенных налогов на доходы трудящихся, увеличение прямых налогов на крупный капитал и введение правительственного контроля за валютными операциями за рубежом. Законопроект был отвергнут Сенатом, и кабинет Блюма ушел в отставку. По существу это означало, что Народный фронт вступил в полосу кризиса.

Следующие два правительства возглавил правый радикал Камиль Шотан (июнь 1937 г. — январь 1938 г. и январь — март 1938 г.). Первый кабинет Шотана состоял из социалистов и радикалов, во второй социалисты уже не вошли.

В области внутренней политики правительство продолжало начатую Блюмом «передышку». Оно увеличило налоги на 10 млрд франков и провело новую девальвацию национальной валюты. Кабинет Шотана предложил отказаться от 40-часовой рабочей недели и взялся за поддержание «социальной дисциплины», выступив против забастовок. Такая политика явно свидетельствовала об отходе от программы Народного фронта.

Внешнеполитический курс правительства Шотана заключался в продолжении совместно с Англией политики «невмешательства» и «умиротворения» агрессора. Франция практически не отреагировала на создание в октябре 1936 г. «оси Берлин—Рим», а в ноябре 1937 г. — «треугольника Берлин—Рим—Токио». Никаких решительных действий не было предпринято и в марте 1938 г., когда Германия осуществила «аншлюс» Австрии.[1]

___________

1.Арзаканян  М.Ц. История Франции - М.: Дрофа, 2005

 

 

 

 

 

4. Франция накануне  второй мировой войны

 

В апреле 1938 г. главой кабинета стал радикал Эдуар Даладье (апрель 1938 г. — март 1940 г.). В него не вошли ни коммунисты, ни социалисты. Кроме радикалов в состав правительства были включены представители Демократического альянса и других правых группировок. Коалиция Народного фронта практически распалась. О полном отходе от ее программы свидетельствовала и внутренняя политика нового кабинета.

Под предлогом «оздоровления финансов» правительство Даладье увеличило все государственные налоги на 8% и провело третью с 1936 г. девальвацию франка. Ссылаясь на нужды «национальной обороны», кабинет предоставил предпринимателям право устанавливать продолжительность рабочего дня свыше 40 часов в неделю. Рабочие должны были в обязательном порядке отрабатывать время, потерянное в результате забастовок.

Осенью 1938 г. правительство обнародовало новые чрезвычайные декреты, которые продлевали рабочую неделю с 40 до 48 часов и повышали налоги.

Внешняя политика. На международной арене кабинет Даладье продолжал вести политику «умиротворения» фашистской Германии и ее союзников.

В сентябре 1938 г. глава французского правительства подписал в Мюнхене вместе с премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, Адольфом Гитлером и Бенито Муссолини Мюнхенское соглашение о расчленении Чехословакии. Соглашение предусматривало «уступку», а по существу насильственное отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области и ряда других районов, в которых проживало большое число этнических немцев. В результате эта центрально-европейская страна потеряла 20% своей территории, где проживала четверть населения и размещалась примерно половина мощностей тяжелой промышленности.

Правящие круги Франции, Англии и США приветствовали заключение Мюнхенского «сговора». Во Франции против него выступила лишь Коммунистическая партия.

Английское и французское правительства, предав Чехословакию, рассчитывали направить фашистскую агрессию на Восток. Вместе с тем обе державы стремились заручиться обязательством Германии об отказе от агрессивных действий на Западе. В конце 1938 г. Гитлер и Чемберлен подписали англо-германскую декларацию, где говорилось, что стороны рассматривают Мюнхенское соглашение «как символ желания наших обоих народов никогда более не вести войну друг против друга».

В декабре 1938 г. Даладье и министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп поставили подписи под франко-германской декларацией, в которой заявлялось, что правительства обеих стран будут прилагать все усилия, чтобы обеспечить «мирные и добрососедские отношения между Францией и Германией».

Подписав соглашения, Англия и Франция по существу заключили с Германией пакты о ненападении. На деле же фашистская Германия не скрывала своих агрессивных замыслов в отношении западных держав. Обеспокоенные Франция и Англия в марте 1939 г. обменялись нотами, содержащими взаимные обязательства об оказании друг другу помощи в случае нападения на одну из них. Так был официально оформлен англо-французский союз. Генеральные штабы обеих стран начали разработку координированных планов на случай войны с Германией. Французские военные рассчитывали главным образом на неприступность «линии Мажино». Англия и Франция торжественно объявили, что они предоставляют «гарантии» независимости Польше, Румынии, Греции и Турции.

В свою очередь Германия в марте 1939 г. оккупировала территорию всей Чехословакии, а в мае заключила с Италией так называемый Стальной пакт, согласно которому стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в случае войны с третьей державой.

Весной и летом 1939 г. представители Англии и Франции вели в Москве переговоры с руководителями СССР с целью заключения тройственного договора о взаимной помощи и военной конвенции. Однако они закончились неудачей. После провала трехсторонних переговоров в августе 1939 г. народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов подписал в Москве с Риббентропом советско-германский пакт о ненападении.

 

 

Заключение

Внутренняя политика Франции в 1920-е гг. во многом определялась нере-шенными проблемами, возникшими после окончания войны. Два главных на-правления были связаны с финансовой и внешней политикой страны, которой руководили Раймон Пуанкаре и Аристид Бриан. Высокие военные расходы покрывались Францией за счет займов, что неизбежно вело к инфляции. Пуанкаре рассчитывал на германские репарации, чтобы удержать франк хотя бы на уров-не 1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы на восстановление разрушен-ных районов и выплатить Великобритании и США проценты по займам. Однако немцы не желали выполнять своих обязательств. Пуанкаре, не разделявший этих сомнений, в 1922 г. ввел войска в Рурскую область. Немцы оказали сопротивление и капитулировали только после введения чрезвычайных мер.

В начале 1930-х гг. Францию охватил глубокий экономический кризис. В стране развернулось массовое рабочее движение и одновременно возросла угроза со стороны нацистской Германии..

Информация о работе Франция в межвоенный период