Живопись Франции в период Первой империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Цель: выявить характерные черты стилей и направлений живописи данного периода и рассмотреть их основных представителей.
Объект: искусство Франции в эпоху Первой империи (1804 – 1815 гг.).
Предмет: живопись во Франции эпохи Первой империи (1804 – 1815 гг.) как один из видов изобразительного искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

referat_Frantsia.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра теории и методики обучения истории

 

 

 

 

 

Живопись Франции в период Первой империи

Реферат

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Стародумова

Марина Игоревна

Студентка I курса

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель: выявить характерные черты стилей и направлений живописи данного периода и рассмотреть их основных представителей.

Объект: искусство Франции в эпоху Первой империи (1804 – 1815 гг.).

Предмет: живопись во Франции эпохи Первой империи (1804 – 1815 гг.) как один из видов изобразительного искусства.

С 1804 года началась новая эпоха в истории Франции — эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был правителем государства1. Франция была первой большой страной на Европейском континенте, где революция привела к разгрому феодального строя. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Вместе с тем во Франции, прошедшей через четыре революции (1789, 1830, 1848, 1871 гг.), рабочее движение ранее, чем в других странах, приобрело характер боевых выступлений. Напряженная борьба народных масс против феодальной аристократии, затем против правящей буржуазии, активное участие в этой борьбе пролетариата наложили на ход истории особый героический отпечаток, который нашел своё отражение в искусстве Франции XIX в., вопреки всё нарастающему прозаизму буржуазии, поглощенной жаждой наживы. Острые политические конфликты, свидетелями, а иногда и участниками которых были художники, поставили прогрессивное искусство в тесную связь с общественной жизнью. Так, творчество Давида было связано не только с идеями, но и со всем ходом событий французской буржуазной революции, творчество Домье — с революционным движением 30-х гг., Курбе — с революцией 1848 г. и Парижской коммуной.

Пафос борьбы, стремление воплотить революционный дух народа, присущие прогрессивному искусству, развивавшемуся при жесточайшем сопротивлении со стороны официальных кругов, в значительной мере определили своеобразие французского искусства и его национальный вклад в историю мирового искусства.

Так по мере развития новой эпохи в европейском искусстве одной из главных тем в творчестве больших художников становится раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Ставятся «больные вопросы современности», дается оценка и выносится приговор современному обществу. Человеческая личность изображается во всей сложной взаимосвязи с миром, а определение места человека в общественно-социальной жизни становится одним из главных вопросов произведений искусства: изобразительного, музыки и литературы. Открытая связь творчества многих больших художников с общественно-политической борьбой, их стремление к созданию соответствующих тем и образов - характерная черта культуры XIX столетия.

Имеется и еще одна особенность искусства этой поры. Теперь при всестороннем обмене и всесторонней зависимости народов как в области материальной, так и в области духовной художественные течения очень быстро распространяются по всему миру. Как правило, каждое новое направление искусства XIX в. рождается во Франции и поэтому логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве.

Помимо классицизма в конце XVIII в. в европейской художественной культуре сложилось такое направление как сентиментализм2. Сентиментализм выражал протест против сухости и высокопарности классицизма. Он  противостоял  и  холодной аристократической галантности,  идеализируя естественно-патриархальную  жизнь «маленького человека», проявляя подчёркнутое внимание к его чувствам и переживаниям3.

  1. Характерные черты стилей и направлений французской живописи периода Первой империи

Характерными чертами классицизма являются: упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. Идеальный герой классицизма чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для классицизма служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории; зодчие подражают и даже копируют римские постройки и декор. Классицизм не одобряет отображение отдельных, конкретных явлений жизни, стремится к выражению в образах общих идей и потому часто обращается к аллегории. Каноны классицизма обеспечивали высокий уровень мастерства, культуру и преемственность достижений. Однако у классицизма есть и негативные стороны: нормативность способна приглушать индивидуальность художника, а заданность образцов «высокого искусства» уводит от многообразия действительной жизни. Негативные стороны делались заметнее в поздний период его существования, который характеризуется как академизм4.

Ампир же отличался парадным великолепием, массивностью объёмов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образцов античного искусства (древнегреческой архаики, императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры5.

Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале – не случайно символом романтизма стал «голубой цветок». Романтик любит и порой идеализирует далёкое средневековье, «первозданную» природу, в мощных, исключительных проявлениях которой он видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни («Чем поэтичнее, тем ближе к истине» - Новалис). Привлекательные черты романтизма имеют и оборотную сторону. Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающей. Отсюда внутренняя раздвоенность романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, переходящая порой в протест не только против действительности, но и против божественного миропорядка. Романтики в изобразительном искусстве – французские живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико и др. Проявлением романтизма в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам средневековых построек. Для романтизма выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображение внешнего, объективного мира6.

 

 

 

 

 

 

  1. Представители французской живописи периода Первой империи

Классицизм представлен такими живописцами как Антон Рафаэль Менгс, Жан Огюст Доминик Энгр, но самым крупным из них был основоположник «неоклассицизма» - Жак-Луи Давид.

Энгр Огюст (1780 – 1867 гг.) – фр. живописец и график. Учился в Париже у Давида. Испытал влияние Рафаэля. Работал в Париже и Италии.

Творчество Энгра представляло традицию академизма во французском искусстве. Он писал религиозные, аллегорические, мифологические композиции, в которых стремился к воплощению прекрасного гармонического идеала, не запятнанного суетностью современности. Большинству его произведений свойственны рассудочность, виртуозное мастерство, культ линии, рисунка, изящество, завершённость, а также стремление к гиперболе/преувеличению («Большая одалиска», «Источник», «Турецкая баня»7). Отступления от классических принципов проявились в портретах Энгра, в том числе в рисунках с натуры (портрет Бертена, портреты отца, матери и дочери Ривьер, портрет графа Гурьева, портрет Ф.М. Гране и др.)8.

Давид Жак Луи (1748 – 1825 гг.) – французский художник, основоположник и самый яркий представитель революционного классицизма; был  первым,  кто соединил  культ  античности  с  идеалами  Просвещения  и  политической  борьбой.  Этот  синтез  дал  культуре новый стиль — революционный классицизм. Он отразил стремительно развивающиеся события нескольких этапов политической жизни Франции – время «старого режима», Революции, Консульства, Империи, Реставрации. Про Ж.Л. Давида однажды сказали: «Когда над горизонтом искусства холодным светилом поднялся Давид, в живописи произошёл великий перелом»9.

В 1789 – 1794 гг. художник являлся членом Конвента10. С 1804 г. – «первый художник» Наполеона I. После реставрации Бурбонов (восстановление власти монархов-представителей династии Бурбонов во Франции на период с 1814 по 1830 годы, характеризующееся противоречивыми приказами монархов, неустойчивой политической ситуацией в стране) жил в изгнании в Бельгии. Работал в Париже и Брюсселе.

Произведения Давида являлись программными, порой декларативными: художник стремился средствами живописи выразить идеи Великой французской революции, провозгласившей «свободу, равенство, братство». Давид считал, что искусство должно воспитывать высокие моральные качества, чувства гражданственности и патриотизма. Сюжеты многих произведений он черпал из античности («Клятва Горациев», «Смерть Сократа»11 и др.). Революция, по мнению Давида, дала аналогичные примеры гражданских подвигов («Смерть Марата»12). Произведения Давида отличаются лаконизмом выразительных средств: геометрически, ритмически и пространственно - чёткие, уравновешенные композиции; приоритет формы, объёма, светотени над колористическими средствами живописи. В многофигурных композициях («Клятва в зале для игры в мяч»), отражающих современные события, напыщенность, театральность поз и жестов приводят к разрушению целостности впечатления.

Поздние произведения Давида в жанре портрета предвещают романтизм («Автопортрет с палитрой»13)14.

Романтизм представлен следующими художниками: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, А-Ж. Гро, Ф. Гойя.

Жерико Теодор (1791 – 1824 гг.) – фр. живописец, график, скульптор. Родоначальник романтизма в изобразительном искусстве. Классицистическому следованию античным образцам Жерико противопоставил принцип преображения реальности, творческую активность художника. Для этого он стремился обогатить выразительность живописно – художественных средств: динамизирует композицию, изображает людей, животных, природу в бурном движении; использует  насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов. В его творчестве нашло отражение желание романтизма найти своего героя, отличного от идеализированного образа классицизма, готового преобразовать действительность. Изображение событий современности превращается в своеобразное воплощение трагедии современной художнику Франции («Плот Медузы»15).

Жерико имел последователей как в искусстве Франции (Делакруа  и другие романтики), так и в других странах16.

Делакруа Эжен (1798 – 1863 гг.) – французский живописец и график. Глава романтического направления. Испытал влияние Рубенса, Констебля, А. Гро, Т. Жерико.

Делакруа интересует внутренний мир человека, его темперамент, переживания и страсти, которые наиболее полно раскрываются в моменты потрясений, великих коллизий. В поисках своего идеала, а также для выражения собственных переживаний Делакруа обращается к культуре Востока, к истории, к революционным событиям, очевидцем которых он являлся, к литературе («Данте и Вергилий», «Свобода на баррикадах»17, «Алжирские женщины», «Львиная охота в Марокко»18, «Резня на Хиосе»19, серии литографий к «Фаусту» И.В. Гёте, «Гамлету» У. Шекспира и др.). Ощущение сопричастности к историческим событиям, изменяющим лицо мира, определило пафос20 и драматический накал его произведений21.

 

 

Заключение

Культура  XVIII   века  унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия,  такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм, и др. Вместе с тем она привносит и ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.

Так, главным результатом искусства  XVIII века было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.

В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.

 В своей основе культура  XIX  века базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени  —  рационализм,     антропоцентризм,    сциентизм,    европоцентризм и др. В решении фундаментальных  мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным, и культура избирает путь переоценки ценностей.

 Происходит величайший  культурный поворот, сопоставимый  по значимости и масштабности с переходом человечества от древности — к средневековью и от последнего — к Новому времени.

Не случайно именно в  XIX  веке зарождаются «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и т. д. — эти слагаемые «массовой культуры».

 В таких условиях все более значимой становилась роль высокого искусства, и оно настойчиво претендует на занятие ключевых позиций в духовной культуре.  В обстановке постоянных революционных потрясений первой половины века, в этом бесконечном историческом хаосе важнейшей задачей выступает не столько освоение действительности, сколько выражение отношения к ней человека. И здесь роль искусства трудно переоценить. К тому22 же зачастую оно одно и могло быть «рупором передовых общественных идей».

Вот  почему  искусство  превращается  в  своеобразный  язык  философии,  которая  постепенно  отходит  от универсальных рационалистических построений и погружается в сферы субъективного опыта.

Искусство  становится  главным  способом  выражения  нравственных  идеалов.  Соответственно  вырастает самооценка искусства как креативной силы культуры. Оно берёт на себя роль судьи над обществом, впервые себя ему противопоставляет и в конце века решительно утверждает свою самоценность (теории «искусства для искусства», эстетизм).

В развитии искусства XIX в. можно выделить два больших этапа: эпоха романтизма (первая половина XIX в.) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). В годы Французской революции получил распространение  классицизм (Энгр,  Леду),  получивший  эпитет «революционного» (Ж.-Л.  Давид  и  др.).

Новое обращение к классицизму было обусловлено как героикой революционного времени, так и раскопками Помпеи и изданием «Истории искусств» Винкельмана23.

Таким образом, во французской  живописи к. XIII – н. XIX вв. можно проследить своеобразный переход от одного направления в искусстве к другому: классицизм – ампир – романтизм, который был связан как с обстановкой в стране, так и с настроениями в обществе.

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.-608с.
  2. Современный словарь – справочник по искусству/Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев.- М.: Олимп: ООО “Фирма «Издательство АСТ»”, 1999 - 816 с.
  3. Е. Федотова. Ж.Л. Давид.  – М.: изд-во «Белый город», 2002.-64 с.

Информация о работе Живопись Франции в период Первой империи