Формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Согласно «Повести временных лет», составленной в XII в. киевским монахом Нестором, славяне жили на Дунае, а затем расселились по разным местам. Те из них, кто поселились на берегах Днепра и его притоков, стали называться восточными славянами. Одним из древнейших восточнославянских племен. обитавших на этих берегах с VI в.. были поляне, которые сыграли главную роль в образовании государства.
Известное под названием Киевской Руси, это государство возникло в IX в. и просуществовало три столетия, пока не распалось на отдельные княжества. С его крещением идея милосердия, составлявшая основу христианской благотворительности, не только вошла в сознание русского народа, но и пустила в нем глубокие корни. Быт древних славян, был исключительно прост. С 6 в., славяне появились в Поднепровье, жили родами, которые объединялись в племена.

Вложенные файлы: 1 файл

история социальной работы.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

 Можно  выделить: либеральный феминизм – равенство между мужчиной и женщиной без изменения патриархальной системы общества; радикальный феминизм – борется за новый общественный порядок; марксистский феминизм – эксплуатация женщин выступает как отношение между женщиной и капитализмом; социалистический феминизм – капитализм и патриархат извлекают пользу из подчинения женщин.

Таким образом,  в конце ХIХ века деятели благотворительных движений под влиянием социально-политических тенденций, участии в политической борьбе начинают осуществлять поиск эффективной борьбы против бедности, дискриминации, осуществлять поиск методов помощи и поддержки нуждающихся.

     Во главе приказов общественного  призрения в России стоял губернатор. Все сословия должны были иметь своих заседателей и депутатов. Приказы общественного призрения включали в себя  как институты поддержки, так и институты контроля. Среди них: народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные.

Сиротские дома для призрения и воспитания детей обоего пола приказы могли открывать факультативно, в зависимости от наличия средств. Приказ имел право не только контролировать условия проживания, но и должен способствовать профессиональному обучению ребенка.

Больницы  и госпитали предписывалось устраивать вне города уделяя особое внимание больницам для неизлечимых и домах сумасшедших. Приказы брали под свой контроль богадельни, в них должны убогие и увеченные обеспечены всем. Смирительные и работные дома должны быть организованы как институты контроля.

В соответствии с Уложением о губерниях вместе с Приказами на территориях должны быть открыты дворянская опека и  сиротские суды, которые должны осуществлять помощь населению. Дворянская опека  – попечение малолетних сирот  из дворянского сословия, но и вдов и заботится об их делах. Сиротский  суд – попечение осиротевших  детей, нахождение опекунов из родственников  и добропорядочных граждан.

В 1861 году после  подписания отмены крепостного права  более 23 миллионов крестьян получили свободу, возможность заниматься торговлей  и промыслом, переходить в другие сословия. Освобождение привело к  миграции населения, вызвало к жизни  тенденции, ранее не проявлявшиеся  в практике помощи и поддержки. Безнадзорность детей, имеющих родителей, которые  в силу производственных  забот  вынуждены оставлять одних -   росла. Были организованы такие формы призрения как: «бесплатные колыбельни», дневные убежища, ясли. Для взрослых детей открывались ремесленные классы, для детей «заброшенных и преступных» - земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.

Земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам, вносили плату за обучение студентов в гимназиях . Помимо презрения , воспитания  и организации превентивных мер против обнищания земства занимались общественными работами – на строительстве железной дороги в 1868 году, работами по ирригации полей и лесонасаждений в 1873 году.

В целях ликвидации последствий безработицы устраивались дома трудолюбия. Они охватывали различные сферы деятельности – предоставление работы нуждающимся до создания сети вокруг этого учреждения институтов призрения: сиротские дома, столовые, убежища, дешёвые квартиры.

В 1837 году создаются  Императорское женское патриотическое общество, Московское дамское попечительство. В 1854 году создается ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, в  него входят: призрение младенцев (ясли), призрение взрослых и детей, призрение  слепых и глухонемых, учреждения женского и юношеского  воспитания и образования, учреждения врачебно-медицинской помощи.

В 1881 году открывается  Попечительство для слепых, включая  в себя училища, заведения для  обучения взрослых, приюты для малолетних, общежития, убежища для престарелых.

В 1898 году создается  Попечительство императрицы для  глухонемых. Структура таже, что  и для слепых, а также подготовка учителей для школ, где обучались  глухонемые.

Можно говорить о  различных формах благотворительности  в России, каждая из которых своеобразно  влияла друг  на друга, а также  на развитие различных моделей помощи человеку. И заложила хорошую базу социальной помощи в России.

Название периода, сроки

Характеристика периода

1.Архаической благотворительности (до образования в конце III тыс. - первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

До образования Киевского княжества  и крещения Руси в IX-X вв. Родоплеменные  и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными  формами помощи бедным односельчанам  являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном  доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).

2.Княжеской и церковно-монастырской поддержки с Х по XIII в.

Характеризуется отсутствием государственной  систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального  нищенства.

3.Церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVIII в.

Постепенно начинает формироваться  первые закрытые учреждения, закладывается  регламентация работы с нищим.

4.Государственной призрения со второй половины XVII в по вторую половину XIX в.

Оформляется административная система  помощи нуждающимся, определенны территориальные  институты помощи и поддержки, защитные меры относительно различных слоев  населения, усиление  законодательной  базы, регулирующей отношения между  различными субъектами, группами и  государством.

5.Общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала ХХ в.

После официальной отмены крепостного  права происходит реорганизация  административной системы и государственного управления. Набирает силу частная  и общественная благотворительность. Выявляются новые категории нетрудоспособного  населения. Волостное и сельское призрение развиваются как самостоятельные  сферы общественного призрения.

6.Государственного обеспечения c l917г. по 1991г.

Происходит реформирование системы  призрения. Одни формы частной и  общественной благотворительности  взяла на себя система социального  обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

7.Социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время. 

Разрушение устоявшихся социально -экономических связей, либерализация  цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные  программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система  помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно  изучать как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.




 

 

 

 

Литература:

  1. История социальной работы: Учебное пособие / Е.П.Агапов, К.В.Волощукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*»; Академцентр, 2009. – 256с.
  2. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы - Изд.3-е – М.: Академический Проект; Трикса, 2009. – 608с.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / Е.И.Холостова. – 7-е изд.- Москва: Дашков и К, 2010. – 798с.
  4. 300 лет. История российских социальных служб. Хронограф / Под общ.ред. Г.Н. Кареловой, В.И.Жукова. – М.: Издательско-полиграфический комплекс МСГУ, 2001. – 198с.
  5. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. – 3-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2005.- 344с.

 

 


Информация о работе Формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века