Формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Согласно «Повести временных лет», составленной в XII в. киевским монахом Нестором, славяне жили на Дунае, а затем расселились по разным местам. Те из них, кто поселились на берегах Днепра и его притоков, стали называться восточными славянами. Одним из древнейших восточнославянских племен. обитавших на этих берегах с VI в.. были поляне, которые сыграли главную роль в образовании государства.
Известное под названием Киевской Руси, это государство возникло в IX в. и просуществовало три столетия, пока не распалось на отдельные княжества. С его крещением идея милосердия, составлявшая основу христианской благотворительности, не только вошла в сознание русского народа, но и пустила в нем глубокие корни. Быт древних славян, был исключительно прост. С 6 в., славяне появились в Поднепровье, жили родами, которые объединялись в племена.

Вложенные файлы: 1 файл

история социальной работы.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

1. Формы помощи  и взаимопомощи у славян до  Х века. 

Согласно «Повести временных  лет», составленной в XII в. киевским монахом Нестором, славяне жили на Дунае, а затем расселились по разным местам. Те из них, кто поселились на берегах Днепра и его притоков, стали называться восточными славянами. Одним из древнейших восточнославянских племен. обитавших на этих берегах с VI в.. были поляне, которые сыграли главную роль в образовании государства.

Известное под названием  Киевской  Руси, это государство  возникло в IX в. и просуществовало три столетия, пока не распалось на отдельные княжества. С его крещением идея милосердия, составлявшая основу христианской благотворительности, не только вошла в сознание русского народа, но и пустила в нем глубокие корни. Быт древних славян, был исключительно прост. С 6 в., славяне появились в Поднепровье, жили родами, которые объединялись в племена. Пока они не перешли к общинному образу жизни, род служил для них источником помощи в случае болезни, нужды и других бедствий. Ослабление родовых связей, происходило на фоне имущественного расслоения и борьбы за власть, вызвало в жизни обычай потлача или дарения. Развитие производственных сил приводило к тому, что у некоторых людей образовывались излишки продуктов, становившиеся их личным достоянием.  В связи с недоразвитием торговли и господством коллективной морали эти излишки использовались их владельцами не для получения личной прибыли, а для организации праздников, которые сопровождались пирами и раздачей подарков приглашенным.  Такие праздники, устраивающиеся по поводу различных событий, способствовали упрочению позиций их организаторов не только внутри своего рода, но и племени в целом. С распадением родовых связей древние славяне стали объединяться в общины, представлявшие собой не кровные, территориальные объединения людей которые жили по соседству. Эти объединения, называвшиеся в одних славянских племенах задругами, а в других вервями, создавались для осуществления общих дел, к числу которых относилась помощь нуждающимся. Несмотря на то, что община несла ответственность за помощь своим членам, она не всегда могла предохранить их от разорений, которыми  оборачивались для них неурожай и стихийные бедствия. Разорившиеся общинники были вынуждены обращаться за помощью к богатым землевладельцам, имевшим вотчины: попадая к ним во временную зависимость, они становились их закупами, а в постоянную — холопами, которые по существу не отличались от рабов. Во времена древних славян, когда труд носил коллективистский характер, уходить своими корнями обычай общественной помощи, которую русские стали называть помощью, украинцы — толокой, белорусы — талакой. Другими словами приглашение соседей на спешную работу, причем работающим не предлагали плату, а обильно угощали по окончанию работы. Спешной могла быть работа в сельском хозяйстве, а также строительство жилища. Если за помощью к соседям обращалась вдова, то она могла не беспокоиться за угощение.  Вдов и сирот мир снабжал всем, что нужно было: дрова, сено, еду. Обычай общественной помощи  дополнялся различными обрядами, один из которых — дожинки — заслуживает специального упоминания. Этот обряд заключался в том, что по окончанию полевых работ, на которые приглашаются жители работать  безвозмездно,  они отправляются в дом к хозяину, плетут венки из колосьев и подносят хозяину и его жене, затем угощаются и пляшут до глубокой ночи. В честь умершего устраивали тризны, погребальные состязания и игрища. И в день похорон и в дни поминовения родственники жертвовали определенную милостыню, «справу». Это была «милостыня с рук». Характерной особенностью подобных форм поддержки и группового единения являлось то, что непременными участниками этих трапез были магические посредники из потустороннего мира: нищие, странники, которым раздавалась «справа» в виде блинов. Эти традиции аспектах помощи выступали в качестве механизмов сохранения мирских отношений, единого общинного пространства.

«Институт старцев» появляется не сразу, община должна была сформировать определенное отношение к людям, не являющимся активными участниками трудовой и коллективной жизни. Если по какой — либо причине на помощь старику не приходила семья , заботу на себя брала община. Старика на постой на несколько суток брала одна семья, кормила, давала ночлег, затем другая. Такой вид помощи стал своеобразной повинностью. Пожилые люди могли уйти на погост и построить себе келью и жить за счет подаяний.

Существовал институт «приймачества», усыновление внутри общины. «Приймать» в семью сироту могли люди пожилого возраста, когда становилось тяжело управляться с хозяйством. Другой формой была общинная поддержка сирот, совпадала с помощью немощным старикам. 

Институт «вдовицы», как особый субъект выделяются в первых русских законодательных актах, к ним требуют особого внимания, в духовном наставлении завещают им помогать и оберегать. Таким образом, уже на стадии родовой общины зарождались механизмы поддержки тех субъектов общности, которые в силу  разных обстоятельств на могут быть равноправными участниками жизнедеятельности.

Мы видим, что помощь нуждающимся  составляла важную часть жизни древних  славян. Традиции такой  помощи получили развитие в древнерусском государстве, которое сделало своей религией христианство, призывавшее людей  к любви и милосердию. Христианство  интенсифицировало развитие благотворительности, получившей теоретическое обоснование  в виде христианского учения о  любви и милосердии. Это учение, обращенное ко всем людям, открывало  гораздо более широкие возможности  для осуществления  помощи нуждающимся, чем представление о моральных  обязательствах человека по отношению  к членам своего рода или территориальной  общности.  При  правлении князя  Владимира строились церкви и  ставились в тех местах где прежде стояли кумиры. Христианство постепенно входило в сознание народа. По приказу Владимира все кто приходили на княжий двор  могли утолить свой голод и брать из казны деньги. Нищим и больным повелевалось развозить по улицам  продукты.  В своем милосердии, Владимир дошёл до того, что отменил смертную казнь, которая существовал при Игоре и Святославе. Только под давлением своего окружения, обеспокоенного ростом преступности, он вновь стал казнить убийц, а не взимать с них денежный штраф. Церковный устав,  оставленный Владимиром, возлагал заботу о нуждающихся на духовенство, к которому относились митрополит и другие епископы, тем самым положил начало церковной благотворительности в России.

2. Английские  работные дома, их предназначение.

   С развитием общества и с развитием  индустриализации в Англии появляется новая  социальная политика по отношению к  нуждающимся слоям населения.       Она  включала в себя два элемента:

- стремление трудоустроить «здоровых» бедняков и бродяг, подкрепленное репрессиями;

- организация централизованной системы помощи.

Самым главным проектом в социальной политике стал проект создания системы работных домов для здоровых нищих. Первенствующая роль здесь принадлежит работному  дому Бридвел в Лондоне, создание которого стало  результатом  экспериментов  английской социальной политики, пришедшей  к выводу, что труд под  страхом  наказания  является наиболее эффективным  путем искоренения нищенства.

 В 1552 г.  Специальная комиссия, созванная  Эдуардом VI и лондонским епископом Николасом Ридли сформировала цели политики помощи в Лондоне: бродяги, бездельники и «паразиты» должны быть помещены в poorhouses, где будет строжайший трудовой режим. К 1557 г. такой дом был открыт в Бридвеле, бывшей резиденции Генриха VIII.

  Работные  дома (Workhouses) - приюты для бедняков в Англии 17-19 вв. Впервые появились в XVII в., широкое развитие получили в силу "Закона о бедных" 1834, упразднившего систему выплаты приходами пособий по бедности. По этому закону 15 тыс. приходов Англии и Уэльса были сгруппированны в несколько сот "союзов", каждый из которых был обязан содержать один работный дом. В работные дома отправлялись бедняки, не имеющие средств к существованию. Система работных домов сократила расходы имущих классов на оказание помощи пауперам, так как добровольно в работные дома шли лишь беспомощные старики и инвалиды. В связи с развитием социального обеспечения в Англии в XX в. система работных домов изжила себя. Парламент законодательным постановлением 1597 г. сформулировал постановление о бедняках и бродягах, действовавшее до 1814 г., а в 1834 г. был принят новый «Закон о бедных», предусматривавший упразднение системы выплаты приходами соответствующих пособий по бедности. Средства приходов направлялись на содержание работных домов, куда по-прежнему направлялись бедняки, не имевшие необходимых средств для существования.     

Содержание  в  работных домах  мало отличались от тюремных. Антисанитария, тяжелый  каждодневный труд, зверства надзирателей стали  характерным  явлением для  работных домов. Не случайно их прозвали «бастилиями для бедных». Сама угроза помещения  в работные дома была направлена на устрашение рабочих, которые были вынуждены  соглашаться  на любые  условия  работы на фабриках и  заводах, и, тем самым, заметно  понижала заработную плату. Движения низов, нередко, были направлены и  против работных домов, которые  их или  разрушали,  или  мешали возводить новые. Таким образом, принудительный труд существовал в передовой капиталистической стране в течение нескольких сотен лет.     

Й.А  Шумпетер следующим образом трактует введение поправок к Закону о бедных: «Следует четко различать два  аспекта этого акта. С одной  стороны, он значительно улучшил  административный механизм выдачи пособия  бедным и отменил многое из того, что и сейчас могло бы рассматриваться  как  злоупотребление. С другой стороны, он ограничил помощь беднякам их содержанием в работных домах и в принципе запретил выдачу пособия тем, кто в них не живет; идея заключалась в том, что нельзя обрекать на голодную смерть трудоспособного безработного, пребывающего в нужде, но содержать его следует в полутюремных условиях».     

Работные  дома в Англии представили истории  реальную попытку в рамках государственной  политики (а не локальной благотворительной  помощи) решения проблемы бедности, бродяжничества и трудоустройства.     

С функциональной точки зрения создание домов - изоляторов оказалось мерой  неудачной.  Во-первых, появление работных домов в штыки было встречено предпринимателями, владельцами мануфактур. Во-вторых, труд заключенных в работных домах был непроизводителен. В-третьих, в числе обитателей работных домов оказывались люди различных категорий призреваемых.

 

3. Сравнение американской и российской помощи в 19 веке.

Американская  и российская помощь в 19 веке имеют  многие отличительные моменты. Рассмотрим каждую в отдельности.

     Американская революция привела к осознанию, что образцовая английская система борьбы с нищенством неэффективна в условиях США. Колониальные  нормы помощи и поддержки,  где ответственность сообщества, проживающего на одной территории, за распространение нищенства, административное управление, мировоззрение, где бедность рассматривалась как социальная проблема, как потенциальный источник преступности, социальных волнений, приводят к необходимости проведения новой социальной политики, опирающейся на долговременные программы, а не отдельные акции.

Развитие  системы поддержки в ХIХ столетии было связано с оформлением национальных социальных концептов государственного благосостояния. Федеральная система помощи как механизм защиты нуждающихся начинает оформляться в различных направлениях. И первой  мерой в США стала программа помощи инвалидам. В 1818 году конгресс одобряет первую военную пенсионную программу содействия инвалидам, чтобы помочь обедневшим континентальным армейским ветеранам. В 1819 году учреждениям для глухих в штате Коннектикут было предоставлено 23000 акров общественной земли, которая была продана за 300000 долларов. Такая же поддержка была оказана в 1826 году государственному учреждению для  глухих в штате Кентукки. Доходы от продажи земли правительством США использовались для поддержки не только инвалидов, но и общественного образования, для восстановления железной дороги и др. внутренних программ.

 Первая  психиатрическая клиника была  открыта еще в 1773 году в г.  Вильямсбурге, штат Вирджиния, а социальная помощь психическим больным начинает системно развиваться в середине ХIХ века. Складывается практика частных и общественных больниц для лиц, страдающих психическими заболеваниями. Частные клиники были укомплектованы хорошим персоналом, однако они были рассчитаны на богатых клиентов. Общественные же учреждения чаще напоминали тюремные институты, чем клиники. Дороти Дикс  в девяти штатах организовывает государственные больницы для психических больных с хорошим содержанием.

Финансовый  кризис 1837 года, следующая за этим депрессия  оставляют многих представителей рабочего класса без средств к существованию. Именно в этих условиях начинает разворачиваться  деятельность общественных организаций  и федерального правительства в  области помощи бедным. Среди общественных организаций, включившихся в дело помощи нуждающимся, была  Нью-Йоркская Ассоциация улучшения условий жизни бедных (А.I.С.Р.), созданная в 1843 году. А.I.С.Р. оформлялось как движение мужчин-добровольцев, «отеческих опекунов», стоявших на традиционных патриархальных религиозных позициях для американских колонистов, а также концепции социального контроля, в основе которой лежали идеи бережливости, умеренности, трудолюбия. Главным образом это были протестанты, владельцы недвижимости, магазинов, ремесленники. Их деятельность заключалась в создании и открытии медицинской амбулатории, кухни детского питания, поиск рабочих мест для безработных, Аренда квартир для малоимущих.

В 1865 году открываются  государственные агентства социального обеспечения, оказывающие помощь цветному населению. В 1886  году оформляется движение благотворительной общественной организации, «дружеских визитеров». Концепция деятельности сделать из плохих бедных – хороших, т.е. заставить отказаться от алкоголя, найти работу.

В 1889 году в  Чикаго начинает развиваться движение работы в сеттльментах. Основополагающим принципом их деятельности являлась работа, направленная на изменение  социальных и экономических условий  жизни людей, борьба с бедностью, а не работа над моральным совершенствованием людей. Сначала устанавливались  добрососедские отношения, затем открывался детский сад, чтобы установить тесные контакты с родителями и чтобы  работающие матери могли оставлять  там своих детей. Открываются  мужские клубы, курсы, бюро по найму, амбулатории.

Промышленная  революция вызвала к жизни  безработицу, миграцию, нищенство, осложнила  жизнь детей, для которых нищенство и попрошайничество стали нормой жизни. Рост детских учреждений намечается после 1830 года. Атмосфера и условия содержания детей были ужасающие, учреждения были частными, но финансировались из фондов государства, владельцам их было выгодно содержать как можно больше детей и как можно дольше. Детская благотворительность совершенствуется к концу ХIХ века во многих городах США, приходя к выводу , что ребенок должен воспитываться в семье. В 1876 году появляются первые исправительные дома для подростков, где они получают профессию. В 1890 году произошло объединение женского движения за право голоса для женщин.

Информация о работе Формы помощи и взаимопомощи у славян до Х века