Формирования у студентом медицинского колледжа культуры межнациональных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:12, доклад

Краткое описание

Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 182 этнические группы , в силу чего межнациональные и соответственно межконфессиональные отношения в ней являются вопросом первостепенной важности. С конца 80-х годов XX века во многих регионах нашей страны начались процессы национального возрождения и так называемый «парад суверенитетов». Большое значение получили вопросы возрождения языков титульных этносов.

Содержание

Актуальность темы исследования -----------------------------------------------------------------------2
Объект исследования----------------------------------------------------------------------------------------3
Предмет исследования--------------------------------------------------------------------------------------3
Хронологические рамки исследования------------------------------------------------------------------3
Степень изученности проблемы--------------------------------------------------------------------------4
Цель и задачи исследования-------------------------------------------------------------------------------4
Источниковая база исследования-------------------------------------------------------------------------4
Научная новизна----------------------------------------------------------------------------------------------4
Научно-практическая значимость работы--------------------------------------------------------------4
Основное содержание работы ----------------------------------------------------------------------------5
Заключение----------------------------------------------------------------------------------------------------13
Программа------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Вывод------------------------------------------------------------------------------------------------------------28
Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------29

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование у студентов Костромского медицинского колледжа культуры межнациональных и межконфессиональных отношений..docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

Содержание работы

 

 

Актуальность темы исследования -----------------------------------------------------------------------2

Объект исследования----------------------------------------------------------------------------------------3

Предмет исследования--------------------------------------------------------------------------------------3

Хронологические рамки исследования------------------------------------------------------------------3

Степень изученности проблемы--------------------------------------------------------------------------4

Цель и задачи исследования-------------------------------------------------------------------------------4

Источниковая база исследования-------------------------------------------------------------------------4

Научная новизна----------------------------------------------------------------------------------------------4

Научно-практическая значимость работы--------------------------------------------------------------4

Основное содержание работы ----------------------------------------------------------------------------5

Заключение----------------------------------------------------------------------------------------------------13

Программа------------------------------------------------------------------------------------------------------14

Вывод------------------------------------------------------------------------------------------------------------28

Список литературы--------------------------------------------------------------------------------------------29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  темы исследования.

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем Конституцию Российской Федерации».

Так начинается конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародным референдумом  12декабря 1993 года

 К сожалению, проблема  межнациональных и межконфессиональных  отношений на сегодняшний день  является одной из актуальных: распад Советского Союза, разрушение  старой политической и идеологической  системы повлекли за собой  в условиях становления демократических  свобод в России обострение  соперничества между конфессиями, прозелитизм (стремление обратить  в свою веру), мощную волну миссионерской  деятельности зарубежных религиозных  организаций. Ряд традиционных для  России конфессий потрясли расколы: в православии, в Духовном управлении  мусульман Европейской части  России и Сибири, в Духовном  управлении мусульман Северного  Кавказа. Наблюдаются попытки политизации  конфессиональных организаций, которая  также способна стать фактором  обострения межнациональных и  межконфессиональных отношений. Были  нарушены связи и отвергнут  позитивный опыт межнациональных  и межконфессиональных отношений, накопленный в советский период  российской истории .

  Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 182 этнические группы , в силу чего межнациональные и соответственно межконфессиональные  отношения в ней являются вопросом первостепенной важности. 
С конца 80-х годов XX века во многих регионах нашей страны начались процессы национального возрождения и так называемый «парад суверенитетов».

 Большое значение получили вопросы возрождения языков титульных этносов. Эта проблема позволяет говорить как о значимом и общественном феномене нашего общества. От того, каким образом будут складываться взаимоотношения между конфессиями, в каком ракурсе (позитивном или негативном) верующие различных конфессий  будут воспринимать друг друга, во многом зависит стабилизация общества.

При этом в Костромском медицинском училище (ныне колледже) имени Героя Советского союза С.А. Богомолова в 1990-е годы межнациональные и межконфессиональные отношения характеризовались отсутствием межнациональной розни, в том числе между  основными этносами (русский, дагестанский, грузинский, армянский, азербайджанский, татарский, узбекский, казахский и др.), исповедующими разные религии (христианство – в основном православие, протестантизм, католицизм, ислам, иудаизм, шаманизм,  ламаизм и др.).

 Процессы национального  возрождения не повлекли за  собой конфликты на национальной  или религиозной почве, а способствовали  гармоничному сосуществованию всех  национальностей, населяющих наш  регион, столицу региона – Кострому  и Костромской областной медицинский  колледж им. Героя Советского  Союза С.А.Богомолова.  Но данная проблема должна подлежать исследованию на сегодняшний момент, т.к. анализ направлений, отражающих вопросы исследования, свидетельствуют о том, что данная проблема недостаточно изучена. 
Объектом исследования являются студенты Костромского областного медицинского колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.. Опрошено 75 человек в возрасте от 15 до 25 лет.

Предметом исследования являются межнациональные и межконфессиональные отношения среди обучающихся в Костромском областном медицинском колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.  
Хронологические рамки исследования охватывают период 2012 -2014 года.

Степень изученности проблемы. На современном этапе теоретические и методологические основы исследований этносов, межнациональных и межконфессиональных  отношений разработаны в трудах учёных социологов, историков, религиоведов. В Костромском медицинском колледже данная проблема исследуется впервые. Но исследования, не научные, проводились с 1980 года. Это были опросы, анкетирование, социометрия, глубинные интервью и другие формы и методы количественных и качественных социологических исследований.  
Цель и задачи исследования. Целью  исследования является:  изучение межнациональных и межконфессиональных отношений среди  коллектива  студентов Костромского областного медицинского колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова. на современном этапе.

 Для  достижения цели  были предприняты попытки решить  следующие задачи: 
– проанализировать состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в Костромском областном медицинском колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова.

– изучить факторы, непосредственно влияющие на межнациональные и межконфессиональные отношения среди студентов колледжа; 
– изучить демографические и этноязыковые процессы, которые, в свою очередь, напрямую влияют на состояние межнациональных и  межконфессиональных отношений среди студентов колледжа; 
– определить степень влияния национальности, религиозности на качество подготовки специалиста в области здравоохранения и фармации.

Источниковая   база исследования включает в себя следующие  документы и материалы: Конституция РФ, анкеты  студентов Костромского медицинского колледжа, результаты индивидуальных бесед(глубинные интервью), монографии, научные публикации, материалы периодической печати.

Научная новизна. Данная работа является одной из первых работ, посвященных изучению межэтнических и межконфессиональных процессов в  ОГОБУ СПО «Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова» в 2012 – 2014 учебных годах.

 Научно-практическая значимость работы . В работе содержится ряд материалов и выводов, которые могут оказать помощь в планировании  и проведении

учебно–воспитательной работы в Костромском областном медицинском колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова. среди студентов учебных групп. Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования его материалов и полученных выводов при разработке различных научно-исследовательских, социальных и культурных программ в целях оптимизации межэтнических отношений и поддержания благоприятного этнического фона в колледже. Кроме того, комплексное изучение может  
оказать помощь при разработке учебных курсов по истории, обществознанию, религиоведению, основам социологии и политологии, основам права и других учебных дисциплин.

Основное содержание работы.

Конституция Российской Федерации:

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 14

1. Российская Федерация  — светское государство. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной.

 

2. Религиозные объединения  отделены от государства и  равны перед законом.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права  и в соответствии с настоящей  Конституцией.

 

2. Основные права и  свободы человека неотчуждаемы  и принадлежат каждому от рождения.

 

3. Осуществление прав  и свобод человека и гражданина  не должно нарушать права и  свободы других лиц.

 

Статья 19

1. Все равны перед законом  и судом.

 

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.

Статья 26

1. Каждый вправе определять  и указывать свою национальную  принадлежность. Никто не может  быть принужден к определению  и указанию своей национальной  принадлежности.

 

2. Каждый имеет право  на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

 

 

 

Статья 27

1. Каждый, кто законно  находится на территории Российской  Федерации, имеет право свободно  передвигаться, выбирать место пребывания  и жительства.

 

2. Каждый может свободно  выезжать за пределы Российской  Федерации. Гражданин Российской  Федерации имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию.

История Костромского областного медицинского колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова начинается с 1903 года. Руководителями учебного заведения были люди разных национальностей: евреи, русские, родившиеся в Дагестане и получив там же высшее образование, коренные русские люди земли Костромской. Они придерживались разных религий. Но это никогда не мешало им быть истинно «русскими» и работать на благо нашего Отечества по воспитанию кадров медицинских работников  для учреждений здравоохранения. Выпускники медицинского колледжа самоотверженно работали в период  революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (НЭП), в довоенный период, в Великую Отечественную войну, в послевоенное время и сегодня. Многие наши выпускники перенесли все тяготы 20 века: расстрелы, ссылки, тюрьмы из- за проводимой в тот период политики. Однако всё выдержали. И примером тому – выпускник фельдшерского отделения  Сергей Александрович Богомолов, Герой Советского Союза, чьим именем названо наше учебное заведение.

 Октябрьская революция 1917 года осуществила программное  требование большевистской партии  об отделении церкви от государства  и школы. Из всех официальных  актов был устранен пункт о  религиозной принадлежности граждан. Официальной позицией большевиков  в религиозном вопросе был  атеизм. Однако, христианство, ислам  и другие религии  продолжали  существовать в среде народа  и в советский период, в том  числе и в колледже. Мы даём  характеристику конфессий, которые  традиционно исповедуются на  территории региона, а так же  новых нетрадиционных религиозных  течений, появившихся на территории  Костромского края  после 1990 года. «Сегодня в Костромской области  проживают представители более  ста национальностей и десяти  конфессий. Для них  Кострома стала  общим домом ,-сказал в своем приветственном слове первый заместитель губернатора Иван Корсун.-Нам этот дом  обустраивать и нам здесь жить .И от того ,как мы с этим справимся, зависит благополучие всех нас».    
Согласно проведенному опросу в 2013 – 2014 учебном  году основной контингент опрошенных составляют русские -  77,2%.это представители православия , 12,3%-представители восточных народов и соответственно ислам ,представители других национальностей и религий -2%,атеисты-составляют 8,5% среди опрошенных . 
При анализе религиозной жизни региона нельзя не упомянуть и о новых движениях, организациях, сектах: свидетелях Иеговы, баптистах, адвентистах и др. Их появление в регионе началось с конца 80-х годов XX века. Процесс их изучения усложнен тем, что они ведут достаточно замкнутое существование, стараясь не привлекать к себе внимания и не вступая, в отличие от традиционных религий, в общественную жизнь Костромы и Костромской области. В настоящее время нетрадиционные религии и секты, несмотря на активную миссионерскую деятельность, не обладают сколько-нибудь значительным влиянием. Этому способствует активная деятельность Русской православной церкви, а также СМИ.  
В годы существования Советского Союза государственная политика была нацелена на создание единой советской нации. Национальное своеобразие отдельного народа допускалось в той мере, в какой оно не мешало общему направлению советской идеологии.  В советский период  многие другие языки, функционировали преимущественно в бытовой сфере и в сфере национальной культуры. В советское время создавались национальные ансамбли (например, «Верасы», «Песняры», «Сябры», «Ялла»), на телевидении выступали национальные певцы-солисты София Ротару, Муслим Магамаев, Иосиф Кобзон, Полад Бюль- Бюль оглы, Нани Брегвадзе, Роза Рымбаева и др.).  Издавалось много произведений национальных поэтов и писателей (Муса  Джалиль, Расул Гамзатов). Однако применение  национальных языков в других сферах (в официальной документации, в системе образования) было ограничено, и вследствие чего знание их стало необязательным.  
Конец 1980 – начало 1990-х годов ознаменовались  кардинальной трансформацией в сфере идеологической политики, социально-экономического развития страны. Череда экономических кризисов, охвативших страну, привела к социальной напряженности, когда на поверхность начали всплывать все недочеты в области национальной политики и экономики существовавшего ранее государства.  
Большая часть  студентов Костромского областного медицинского колледжа им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова проживает в городе Костромы  и в районных центрах Костромской области. Среди опрошенных около 1% приехали из других субъектов РФ. 
Внутренняя миграция в регионе обусловлена выездом сельского населения в областной центр  и поселки городского типа, в результате чего происходит сокращение сельского населения и увеличение городского. Миграция населения из села в город затронула все районы региона. 
Иммиграция в Российскую Федерацию  массово происходила до 1992 года и была напрямую связана с межнациональной напряженностью в новых государствах – бывших республиках СССР. Основную массу иммигрантов дали Узбекистан, Украина,  Казахстан, Молдова, Таджикистан. В 2000–2004 годах иммиграция становится структурно иной и может быть охарактеризована как «трудовая миграция» из республик Кавказа и Средней Азии. Сегодня полноценными гражданами РФ и региона сегодня считают себя многие представители Армении, Азербайджана, Дагестана, Грузии, Осетии, Украины, Белоруссии как национальное меньшинство в РФ, но считающие себя главными «героями» в жизни нашей страны.  
Данные позволяют сделать выводы о том, что для нашего региона  существующие масштабы миграции могут быть оценены как значительные, причем движение населения возрастает. Пока напряженность на межнациональной почве между иммигрантами и коренными жителя практически отсутствует, но может возникнуть по мере увеличения числа первых. В колледже коренные жители составляют – 79,5%.  
Основным языком межнационального общения  в Костромском областном медицинском колледже им. Героя Советского Союза С.А.Богомолова согласно  Уставу является русский, при этом часть этносов плохо владеют русским языком (около 10 %).  Низкая степень владения русским  языком вызвала необходимость ввести в Государственные образовательные стандарты – 2002 года и  новые федеральные государственные стандарты 2011 года по всем специальностям СПО учебную дисциплину «Русский язык и культура речи”.  Данная проблема послужила  внедрению в учебный процесс  учебной дисциплины «Религиоведение» как предмет по выбору студентов.  Это положительно повлияло на процесс адаптации обучающихся в медицинском колледже, их успешному обучению общеобразовательным, гуманитарным, социально – экономическим и клиническим дисциплинам.

Информация о работе Формирования у студентом медицинского колледжа культуры межнациональных отношений