Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни, первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса.

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1. Основные направления и этапы внешней политики России...........................4
2. Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты.......................................................................................8
3. Проблемы социально-экономического развития страны в 90-е годы XX – в начале XXI века.........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

           Были утверждены государственные символы России: трехцветный

(бело-сине-красный) флаг и герб  в виде двуглавого орла. Красный

флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А. В. Александров) написал

поэт С. В. Михалков.

          Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов. Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации — верхней палаты Федерального Собрания России. Место

глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие

опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней пала-

ты парламента составили основу совещательного Государственного

Совета при Президенте.

          Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти — переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России. Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране,

улучшению многопартийности должен был способствовать Закон

о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал пре-

вращение партий в общефедеральные организации. В ходе последую-

щей перерегистрации некоторые из них прекратили существование.

В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

          Приоритетное внимание в планах экономического развития на

период до 2010г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система).

          Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со

стороны крупных промышленников и компаний. Государственная

Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на

улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий.

В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них

47% — в торговле, 12% — в промышленности, лишь около 2%

в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно

большое внимание.

          В 2001—2003гг. были внесены существенные

изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности

на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

          Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001—2003гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной

сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий

и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. до-

ходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза.

          Радикальные преобразования политической системы и экономики,

многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее

позиций на международной арене.

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В 90-Е ГОДЫ  XX - В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

 

         Важной задачей того времени стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживались или прекращались. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. К лету десятки субъектов Федерации –Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.              Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и "шоковая терапия". Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления: либерализация цен, свобода торговли, приватизация.

          В результате освобождения цен денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что. Началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать акции предприятий). Затем появилась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизации возникли многие огромные состояния. Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности—не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст.

          Ситуация обострилась с распадом СССР: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах, исчезли рынки сбыта многих товаров. В результате положение в экономике ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996 года. При высокой степени монополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали “бюджетники”, начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Падение за все предыдущие годы производства достигло 50%, 45% предприятий стали убыточными, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство, замены и обновления оборудования.       Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российского общества. 

          В результате радикальных преобразований резко повысился уровень преступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкий уровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Итак, рубеж веков во многом знаковый для нашей страны период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились, наверное, на каждом из граждан России. Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. В целом, реформы начала 90-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны – они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического роста наблюдаемого в России на протяжении 2000-х годов. Отмечу, также, что указанные экономические реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества. В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.

          Россия вступила в двадцать первый век в новом качестве – в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой. Оценим перспективы Российской Федерации в текущем столетии. На мой взгляд, Россия будет занимать довольно значимую роль в мировой экономике и политике. Связано это с рядом объективных факторов, которые обозначу:

          Во-первых, Россия – это самое большое государство мира, с громадным ресурсным потенциалом. Роль России как поставщика энергетических ресурсов, по оценкам специалистов, будет только возрастать. Кроме того имеющаяся ресурсная база позволяет вести Российской федерации множество экономических проектов, важных в контексте всего мирового хозяйства.

          Во вторых Россия – это значимый субъект международной политики. Она является постоянным членом Совета безопасности ООН, с правом Вето, а также членом множества влиятельных международных организаций – СНГ, АСЕАН, БРИК. Позиции России в этих организациях весьма сильны;

          В-третьих Россия – это военная держава мирового значения. Военный потенциал России, атомное оружие, которое имеется у России, априори делает ее значимым игроком мировой политики. Кроме того, Россия пользуется исторически-обусловленным авторитетов в различных мировых регионах, что делает ее партнером при решении разного рода региональных конфликтов.

          В-четвертых необходимо отметить очень высокую роль и влияние России на пространстве бывшего СССР. С большинством государств – бывших членов СССР, Россию связывают активные экономически связи и общая инфраструктура.

          В-пятых отмечу экономический потенциал России, который стал проявляться в 2000-е годы, когда экономика России признавалась одной из наиболее активно-развивающихся. Также можно сказать, что возможное вступление России в ВТО, а также другие интеграционные процессы, имеющие место быть в настоящее время, позволят России в перспективе занимать гораздо более значимое место в мировом хозяйстве.

 

Список используемой литературы

1. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. История России, ХХ век – М. : Просвещение, 1995

2. Проблемы и перспективы. Развитие Федеративных отношений в России //“Независимая Газета” 20. 01. 98.

3. Орлов А.С. «История России. Учебник для ВУЗов.» - М.,  2002.

4. Суринов А.Е. ―Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг.

5. Владимирова О.В. История России в XX–XXI веках (1941–2009). – М.: Весть, 2010.

6. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.Д.Сивохина - "История России" 2006г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты