Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни, первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса.

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1. Основные направления и этапы внешней политики России...........................4
2. Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты.......................................................................................8
3. Проблемы социально-экономического развития страны в 90-е годы XX – в начале XXI века.........................................................................................14
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по истории.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

 

 

            Содержание

 

Введение...................................................................................................................4

1. Основные направления и этапы  внешней политики России...........................4

2. Формирование российской государственности  после распада СССР: приоритеты  и результаты.......................................................................................8

3. Проблемы социально-экономического  развития страны в 90-е годы         XX – в начале XXI века.........................................................................................14

Заключение.............................................................................................................16

Список литературы................................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Эта работа посвящена изучению истории России рубежа XX–XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.

          90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни, первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса.

Изучение истории России XX–XXI веков позволит нам, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время.

 

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

          Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достижения России во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холодной войны”, снята угроза военного конфликта Востока и Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, а вместе с ней и поддержка американских режимов в “третьем мире”, и вдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводились зачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграцией Советского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”.

          В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации. 1992 года было зафиксировано окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".

          Важным вопросом для России начала 90-х был,  выбор формы правления: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий правительство) или смешанная форма — президентско - парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения - "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента. В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

          12 декабря 1993 года состоялись первые выборы законодательной власти и референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение. Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство. Законодательная власть—Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума).          Выборы в Федеральное Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские выборы—первые выборы на многопартийной основе показали, что общественное мнение колеблется, основная часть населения испытывает психологическую усталость и дискомфорт в условиях резко меняющейся жизни. Результатом явился выбор большей части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР (Жириновский), "Выбор России" Гайдара получил 15%.

          Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества. В апреле 1994 года большинством политических партий и общественных организаций был подписан Договор об общественном согласии. В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства, взамен Гайдара пришел Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курс остался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержку государственных (в том числе и убыточных производств). Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам. Была принята единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие—новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить. К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации (“ваучерная”), в результате реально появилась частная собственность, возникли экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство. В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году—прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращается. В 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%.

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР: ПРИОРИТЕТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

          После распада Союза ССР началась ликвидация

прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные

учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских

управленческих структур. Резиденцией президента страны стал

 Московский Кремль.

          21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Феде-

рацию — Россию (при равнозначности обоих названий).

          С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и

местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в

руки местной администрации и выборных дум.

          12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент.

          В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения

(Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения  высших органов государственной власти и управления.

Конституцией разграничивались полномочия между органами

власти РФ и ее субъектами.

          К компетенции высших органов власти России были отнесены

важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной

собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней

политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации

и се субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

          31 марта 1992 г. между автономными республиками России был

подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.

Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к дик-

тату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к

договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации.

          В декабре1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из

двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

          В результате проведенных на многопартийной основе выборов

в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест

получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко,

в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин.

          С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько

партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась

фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы

экономической и национальной политики, социального обеспечения

и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты

приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была под-

писана президентом. В их числе — законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском

и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных

экономических зонах.

          На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объ-

единения и партии шли с четкими требованиями в экономической,

политической областях.

          Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-

политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представите-

лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого

и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

          В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполни-

тельных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса.

          К началу XXI в. окончательно определились границы Российской

Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн. человек — на 1,8 млн.меньше по сравнению с переписью 1989г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн. горожан и 38,7 млн. сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Информация о работе Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты