Формирование документального фонда Императорских архивов при Екатерине II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы для дипломной работы обусловлена высокой значимостью архивов как информационных ресурсов, так как в них хранятся документы, содержащие комплексную информацию обо всех сферах деятельности России. Кроме того, в XVIII веке Российская империя переживала критический период, события которого также отразились на формирование документального фонда императорских архивов (преобразование Сената, Губернская реформа, развитие экономической политики и так далее). Целью выпускной квалификационной работы является изучение и обобщение основных аспектов формирования документального фонда императорских архивов в период царствования императрицы Екатерины II, ограничиваясь деятельностью двух столичных губерний – Москвы и Санкт-Петербурга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ С. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФОНДА С. 5
Основные явления в методике ведения исторических источников в России с середины XVIII – начала XIX века С. 5
Законодательство и реформы в области архивного дела С. 22
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФОНДА ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ С. 37
Описание и собирание документов личного происхождения С. 37
Частные коллекции и архивы с середины XVIII – начала
XIX века С. 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 74
Приложение 1. Профессиональный состав владельцев коллекций
конца XVIII – начала XIX в. С. 77
Приложение 2. Сословный состав владельцев коллекций
конца XVIII – начала XIX в. С. 78
Приложение 3. Акт «Учреждения для управления губерний Всероссийския империи» (от 7 ноября 1775 года) С. 79

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 153.85 Кб (Скачать файл)

Совершенно  очевидно, что коллекция Мусина-Пушкина  по числу рукописей должна была превосходить все названные собрания. Одни болтинские материалы составили в ней  не менее ста названий. Даже если предположить, что поступления от Ферапонтова, Верещагина, Алексеева, Елагина, Барсова, Деденевых, Державина, императрицы Екатерины II в среднем составляли от двух до десяти названий, то получится уже 230 названий рукописей. К ним надо прибавить не менее двух десятков рукописей, изъятых графом в ходе исполнения указа 1791 года. Таким образом, получается 250 названий рукописей – число, превышающее среднее количество рукописей в коллекциях конца XVIII  - начала XIX в.

Сотрудники  кружка А.И. Мусина-Пушкина на примере реализации указа 1791 года могли воочию убедиться в богатстве материалов по русской истории, остававшихся неизвестными широкой общественности в России и за рубежом. Между тем работа по изданию источников разворачивалась крайне медленно. По распоряжению Екатерины II в 1778 году «для пользы общей» было решено снять копии с присланных в Синод рукописей и затем «приступить к печатанию оных таким образом, чтобы самые нужные их них были напечатаны прежде, а потом были бы изданы и прочие». Эта работа была поручена Синодом справщику московской Синодальной типографии Пельскому и секретарю московской духовной консистории Ильинскому под общей редакцией митрополита Платона. В течение последующих тринадцати лет им удалось подготовить к печати ранее неиздававшиеся материалы Новгородской первой летописи, Устюжский летописный свод, Типографскую летопись и др.9

С программой публикации источников кружок выступил в 1792 году. В предисловии к изданию Русской Правды говорилось: «Читатель может судить, коликия сокровища откроются для нашей истории, когда все оные книги, доныне уже собранные и впредь ожидаемые, будут любителями российского слова разсмотрены. Касательно до нас, мы не оставим, поелику способности наши и время дозволят, прилагать труды к трудам в рассматривании оных книг, извлекая из-под спуда кроющихся в них и свету неизвестные древности нашей отрывки, дабы тем споспешествовать по мере наших сил высочайшей ее императорского величества воле услужить Отечеству и удовлетворить желанию любителей российского слова».10

Издание Русской Правды, увидевшее свет в апреле 1792 года, явилось первой публикацией кружка. Сохранилось свидетельство Елагина о ходе работы с ней. Исследователи основную работу по подготовке публикаций Русской Правды неизменно связывают с именем Болтина.

Появление в печати Русской Правды – первая серьезная попытка охарактеризовать с помощью обширных комментариев общественно-политический строй Древней  Руси, рассказать об институтах, социальном составе, обычаях, нормах жизни древнерусского общества. Она была подготовлена в русле борьбы с теми иностранными «историописателями», которые видели в Древней Руси варварскую страну, выдвигали тезис о заимствовании древнерусского законодательства у других европейских народов. В глазах кружка издание было призвано представить документальные доказательства высокого уровня развития древнерусского общества, его тождества с древнегерманским и древнеримским обществами, показать русский народ исконно свободным, добровольно избравшим «естественное и удобнейшее» монархическое правление, основанное на «коренных законах».

Вместе  с тем в археографическом отношении  эта публикация является наиболее спорной  среди всех изданий, подготовленных кружком. Публикация Русской Правды, как говорилось ранее, своим появлением была обязана указу 1791 года. В распоряжении архивистов имеется большая часть реестров рукописей, которыми располагал А.И. Мусин-Пушкин. Еще С.Н. Валк по одному из таких реестров установил, что среди этих рукописей был Воскресный список Русской Правды, позже вновь обнаруженный П.М. Строевым. По реестрам можно найти и еще три списка Русской Правды, ставшие известными кружку. Все они были присланы из Синодальной библиотеки. Кроме того, в собрании Мусина-Пушкина находилась «Летопись Засецкого», перешедшая затем к Карамзину и ныне известная как Карамзинский список Софийской летописи.11 «Летопись Засецкого» включает также и список Русской Правды. Время ее поступления в собрание Мусина-Пушкина неизвестно, а что касается синодальных списков, то в соответствующем реестре имеется отметка об их получении Синодом только в сентябре-октябре 1792 года.

Таким образом, предположительно существовало пять списков  Русской Правды, которые могли  быть в распоряжении кружка при подготовке издания 1791 года. Все они являются списками Пространной редакции памятника.

Интерес к состоянию археографии в  России в конце XVIII – начале XIX в. традиционен для отечественной историографии, несомненно, всегда осознававшей не только особые черты ее развития в это время, но невольно оказывавшейся под влиянием присущего археографии именно данного времени духа первооткрывательства. В немалой степени такому отношению к археографии исследуемого периода способствовали колоритные личности, которые были указаны выше.

Если  говорить о коллекционировании, то можно сказать, что социально-культурный аспект предполагал поиск исторических источников, которые выражались в  отношении коллекционеров, профессиональной, классовой принадлежности, к определенным документам в определенный период времени. Это можно проиллюстрировать на примере русских коллекций с середины XVIII – начала XIX века, сведя некоторые данные о составе 94 коллекций и их владельцев в таблицах.12

Однако, публикаторская деятельность Мусина-Пушкина и его сотрудников — первое после Татищева, М. В. Ломоносова и Н. И. Новикова национальное общественное движение за сохранение и введение в общественный оборот широкого круга памятников истории и культуры. А.И. Мусин-Пушкин оказался одним из первых в России, кто приступил к активному и систематическому комплектованию своего собрания материалами, созданными современниками, поняв и верно оценив их значение для будущего. Поэтому, в данном исследовании мы уделили этому особое внимание.

 

1.2. Законодательство и реформы  в области архивного дела.

 

XVIII век для России – эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Кроме того, в данный период произошли значительные изменения в архивном деле.

Архивы превратились в самостоятельную структурную часть учреждений. Такие изменения вызваны реорганизацией государственного аппарата, которая проводилась правительством Петра I, в том числе созданием коллегий. Юридически отделение архивов от канцелярий было зафиксировано в Генеральном регламенте 1720 г.

Мы рассмотрим период правления императрицы Екатерины  II, принятые ею указы и реформы, повлиявшие на формирование документального фонда и изменившие структуру становления архивов в целом, и сравним эффективность архивной деятельности учреждений в данный и последующие периоды.

Екатерина II принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов. В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

В начале царствования Екатерина II еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины II к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина II не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. “Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.

При Екатерине  II получили свое дальнейшее развитие начинания Петра I в области административного устройства и архивного дела, что в свою очередь было взаимосвязано.

Первым  шагом императрицы по пути совершенствования архивоведческой деятельности была крупная реформа Сената, предпринятая 15 декабря в 1763 году. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел, Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего  государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и  ближайшим советником императрицы  в первые годы ее царствования Н.И.Паниным  и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов  со строго определенными функциями  каждого в определенной сфере  государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской  конторы).

Линия Екатерины  II на укрепление роли абсолютизма в государственном управлении воплощено в губернской реформе, которая осуществлялась в два этапа. 21 апреля 1764 года указом «Наставление губернатора» усовершенствован институт губернаторства, его государственный статус и функции. Указ направлен на укрепление и усиление роли местного управления, которое представлялось слабым звеном, но упрочение его могло повлиять на всю систему государственного управления, значит, следовательно, и на организационную работу архивов.

Губернатор  объявлен представителем императорской  особы, главой, хозяином, опекуном вверенной  ему губернии, исполнителем императорской  воли, законов, обеспечивающим «недремлющим оком соблюдение и выполнение указов, узаконений, изобличение с помощью  губернского прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов как врагов отечества, попечительство о земледелии, как источнике всех сокровищ и  богатств государства, о промыслах, торговле, сохранении тишины и безопасности верноподданных, руководство чиновниками  провинциальных, уездных, воеводских и  приписных канцелярий, объезд их раз  в три года, составление отчетов, сбор податей и др.»13

В годы правления  Екатерины II был разработан проект нового управления губерниями — «Учреждения  для управлениями губерниями Всероссийской  империи» (1775 год), подготовленный с помощью вельможных бюрократов А.Вяземского, П.Завадовского, М.Сиверса, Г.Ульриха и других.

Констатированы  недостатки местного управления, которое  не обеспечивало безопасность дворян, не предотвратило народную войну, не смогло сохранить порядок, не справилось с массовыми выступлениями, которые  были подавлены армией.

Исправление положения  виделось на путях усиления всех звеньев, в том числе и особенно местного звена, всего самодержавного управления.

Преобразовав, таким образом, местное управление, Екатерина II намеревалась обеспечить лучше и более точно исполнение монарших законов, внутреннюю безопасность и порядок в империи. Этому подчинено и новое административное устройство:

1) разукрупнение и увеличение  губерний более чем вдвое –  с 23 до 51;

2) ликвидация 66 провинций  как ненужного промежуточного  звена между губернией и уездом;

3) многократное увеличение  числа уездов;

Более того, Столичные губернии (Москва, Санкт-Петербург), а также крупные регионы из 2 - 3 губерний образовывали наместничества во главе с наместником.14

Вместо прежней губернской канцелярии учреждалось губернское правление, присутствие которого состояло из государева правителя и двух советников. Губернские учреждения строились по функциональному признаку, выполняли  строго определенные административные, финансовые, судебные и другие функции: палаты домостроительных дел и управления Казенных доходов императорского высочества, уголовных и гражданских судов (в каждой председатель, по два советника  и асессора), поручик правителя  или вице-губернатор, директор экономии или домоводства, губернский казначей, землемер, верхний земский суд (председатель, 10 заседателей), прокурор, стряпчие казенных и уголовных дел, совестный суд. В каждой губернии учрежден своеобразный орган - приказ общественного призрения для управления народными школами, больницами, госпиталями, богадельнями, сиротскими, смирительными и работными домами. Возглавлял его губернатор, в присутствие входили также по два выборных заседателя от верховного земского суда, губернского магистрата, верхней расправы.

Из ранее указанного ясно, что во главе каждой из губерний стоял губернатор, который обладал чрезвычайно широкими властными полномочиями.

Широкими функциями, высоким  статусом наделена Казенная палата, глава которой - вице-губернатор назначался Сенатом по поручению монарха. Главная задача ее попечение об исправном поступлении доходов. Распоряжалась собранными казенными доходами Штатс-коллегия. В уездах финансовыми вопросами занимались Казначейства.

Все финансовые документы направлялись в архив Ревизион-коллегии, так как данное учреждение осуществляло контроль за расходованием средств бюджета в центре и на местах.15 Этот архивный фонд содержал свыше 3 млн. дел., ежегодные росписи доходов и расходов, дела счетных комиссий, следственные материалы о расхищении казенных сумм должностными лицами и другие документы начиная с 1718 по 1805 год. Но в связи с активной деятельностью Казенной палаты Ревизион-коллегии были упразднены.

Информация о работе Формирование документального фонда Императорских архивов при Екатерине II