Екатерина II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 13:11, доклад

Краткое описание

Екатерина II, родилась 21 апреля .1729 года в немецком городе Штеттине.
В 1745 году состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие иполучила новое имя - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Но счастья и уверенности в будущем у неё не было. Она часто ссорилась с мужем. Императрица, которой Екатерина внушала опасение своим честолюбием, мечтами о власти, окружила княгиню доносчиками и шпионами, боясь популярности Екатерины и дворцового переворота. Но Екатерина сумела купить шпионов Елизаветы, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять; эта народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семёновцев.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

Приход к  власти Екатерины II

Екатерина II, родилась 21 апреля .1729 года в немецком городе Штеттине.

В 1745 году состоялась её свадьба с Петром Фёдоровичем, накануне которой она приняла православие иполучила новое имя - великая княгиня Екатерина Алексеевна. Но счастья и

уверенности в  будущем у неё не было. Она часто  ссорилась с мужем.

Императрица, которой  Екатерина внушала опасение своим  честолюбием, мечтами о

власти, окружила княгиню доносчиками и шпионами, боясь популярности Екатерины

и дворцового переворота. Но Екатерина сумела купить шпионов Елизаветы,

научившись  от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила

щеголять; эта  народность сделала её потом популярной среди преображенцев и

семёновцев.

В 1754 году у Екатерины  родился долгожданный сын - наследник Павел, а спустя

некоторое время  и дочь.

Уже при Елизавете  дворянство становится привилегированным  классом, получив

имущественные права, каких не имели другие общественные классы; освобождая

его от личной государственной  службы, Пётр III создаёт привилегии, чуждые

другим классам. Таким образом, ко времени Екатерины II дворянство становится

уже вполне привилегированным  сословием.

Несмотря на проведение достаточно важных мероприятий, политику Петра III

отличала нерешительность  и медлительность, непродуманность действий, что и

погубило его. Деятельность Петра вызывала народное негодование, все хотели

перемены на престоле и говорили об этом открыто. Пётр ко всему относился

легко, что и  помогло развитию заговора, созревшего при дворе и в гвардии.

О существовании  заговора знали самые высокопоставленные лица при дворе

, но они не  предали заговорщиков. Они следили  за развитием заговора.

Екатерина в  лице Г. Орлова и его четырёх братьев  имела сильных приверженцев,

которые завоевали  ей симпатии всех гвардейских полков. Летом 1762 года в

России был  совершён дворцовый переворот в  пользу Екатерины II. Гибель Петра

Фёдоровича  окончательно освободила ей дорогу к  власти.

Чтобы оправдать  свой поступок, Екатерина выпускает  Манифест, опубликованный 6

июля 1762 года, в котором она изложила программу своего будущего правления. В

ней говорилось о том, что политика Петра была не православна и не

национальна, что  вступление Екатерины на престол "есть доказательство той

истины, что  где действуют нелицемерные сердца, там рука Божия

предводительствует"2, и о "соблюдении православного  закона, укреплении и

защите Отечества, сохранении правосудия, искоренении  зла и всяких неправд и

притеснений". Екатерина II была провозглашена императрицей в Казанском соборе

ранее, чем возникли толки о правах на престол её сына Павла.

От своих  предшественников - Елизаветы и Петра II - Екатерина наследовала

много государственных  проблем. Первые годы правления были для неё трудным

временем. Сама она не знала текущих дел и  не имела помощников. Екатерина

прилагала все  усилия, чтобы не оттолкнуть как  влиятельных, умудрённых жизнью

сановников, служивших  ещё Елизавете Петровне, так и  молодых своих соратников,

которые рвались  к управлению государством, не имея опыта и знаний.

Расположение  к тем и другим ей приходилось подкреплять подарками, высокими

назначениями  и титулами.

В первые годы правления  Екатерина употребляла все средства, чтобы приобрести

доверие и любовь подданных. У неё действительно  были опасения за свою власть.

Возросло недовольство духовенства после её утверждения указа Петра III об

изъятии церковных  имуществ. Екатерина также утвердила  манифест Петра

Фёдоровича, освобождающий  дворян от обязательной государственной  службы.

Упорно трудясь, императрица провела первые годы своего царствования в том,

что знакомилась  с Россией и с положением дел, подбирала советников и

укрепляла своё личное положение во власти.

В 1762 году в своём  Манифесте Екатерина желала, чтобы "каждое государственное

место имело  свои законы и пределы"2. Поэтому  она постаралась устранить

дефекты в положении  и деятельности Сената и постепенно свела его на степень

центрального  административно-судебного учреждения, воспретив ему

законодательную деятельность, которая всё более  переходила к императрице. В

1763 году Сенат  был разделён на шесть департаментов с определёнными

полномочиями  и компетенцией, как при Анне Иоанновне. Сенатская реформа

улучшила управление страной из центра.

Все важнейшие  мероприятия Екатерина проводила  по своей личной инициативе и

благодаря своему авторитету. Она искала средства поправить финансовое

положение, занималась крестьянским вопросом.Екатерина II окончательно закрепостила крестьян, так как

несмотря на свою верность идеалам Просвещения  она предпочла угодить

дворянству, не желая рисковать троном из-за его возмущения. Она запретила

учить мужиков  грамоте. До Екатерины нельзя было продать  крестьян отдельно от

земли, также  была запрещена продажа членов одной  семьи в розницу. Екатерина

сама продавала  крестьян и разрешила продавать  их как угодно. Крестьянин стал

называться  в эпоху Екатерины рабом. Дворяне  имели право продавать крестьян в

рекруты и ссылать  их в Сибирь без суда.

Начиная с Петра  Великого, все преемники пытались создать новый

законодательный кодекс, но эта задача ими не была решена. Екатерина серьёзно

задумалась  об обработке русского законодательства в строгую систему. Изучая

положение дела в России, Екатерина желала познакомиться  с самой Россией. Она

предприняла ряд  поездок по государству: в 1763 году ездила из Москвы в Ростов

и Ярославль, в 1764 году - в Остзейский край, в 1764 году проехала по Волге

до Симбирска. Тогда же, в ноябре 1764 года, для  покрытия бюджетного дефицита

был повышен "соляной  налог", отмена гетманства на Украине  послужила

ликвидацией автономии  Украины. Екатерина II была первая государыня, которая

предпринимала путешествия по России с правительственными целями.

"Наказ"  и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно  работу над

законодательным проектом. С самых первых набросков  работа была своеобразной.

Первоначальный текст будущего "Наказ был написан по-французски. Затем секретари

императрицы сделали  русский перевод.

К маю 1766 года был  готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора

десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан

через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения  некоторым высшим

сановникам  и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П.

Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ",

хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены

Екатериной  при окончательной доработке  текста летом 1766 года.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных  на местах депутатов,

образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая

работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был

официально  обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых

принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении  проекта нового уложения"

состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как

видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины  вышло самостоятельное по

конструкции и  по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты

законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха,

законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии

гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее  реформирование

правовой системы  в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного

правления в  России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества

вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала

Россию европейской  державой. У этого положения был  важный политический

подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской

государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная

из таких  закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая

другая, как  только соединённая в его особе  власть не может действовать сходно

с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не

только было бы России вредно, но и в конец  разорительно" . Однако у новой,

правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить  к получению

самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества,

гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде

править сам, хотя именно он полагался юридическим  источником всякой власти в

государстве. Это  показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

В стране должны существовать подчинённые монарху "правительства" -

учреждения, которые  проводят в жизнь законы, но могут  вместе с тем

ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с

особыми правами  был Сенат, существовавший в России ещё во времена Петра I. На

Сенат возлагались  функции конституционного контроля за действиями других

властей "сходственно  с законами, во основании положенными, и с

государственными  установлениями".

Законность  и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны

"предохранять  безопасность каждого особого  гражданина". Все равны перед

государственным законом, что и провозглашалось  в "Наказе": "Равенство всех

граждан состоит  в том, чтобы все подвержены были тем же законам". Чрезмерное

же понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными и

богатыми, между  разными чинами и званиями, "когда  всяк хочет быть равный

тому, который  законом поставлен был над  ним начальником" - это "умствование"

разума, гибельное  для общества. Законы должны сохранять и "вольность"

гражданина, которая, однако, заключается в том, "чтоб делать всё, что кому

угодно". В  правильном государстве "вольность" есть право делать то, что

"законы дозволяют".

Главы 9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в

сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный  закон провозглашался

важнейшей гарантией  гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал

любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные  случаи смертной казни.

Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и

гражданина. И  так как суд действует в  реальном сословном обществе, то в  нём

гарантии судебной справедливости должны заключаться  в участии выборных

представителей  от сословий в рассмотрении дел.

Главы 11-18 посвящались  законодательству в социально-правовой сфере и

гражданскому  праву. Общество разделено на три  сословия, исходя из

естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян

гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для

крестьянства  важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех,

но гражданские  права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали  некоторые правила в отдельных

вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания,

запрещались не предусмотренные законом суды.

Правительство придавало "Наказу" особое значение. Однако сама работа Комиссии

Уложения затягивалось. Путаница, несовершенство организации  Комиссии

создавали препятствие  для успешного ведения дела. Наряду с неумелой

постановкой самих  задач другим препятствием к успеху дела являлось смешение

подготовительных  работ с прямой обязанностью. В  конце 1767 года Комиссию

перевели в  Петербург, где её деятельность также ничего не достигла. В конце

1768 года члены  общего собрания были распущены  ввиду войны с Турцией.

Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее

собрание, оставив  некоторые частные комиссии, которые  работали до 1774 года.

Но и они  работали немногим лучше. Таким образом, вследствие отсутствия

подготовительных  работ, непрактичности и неопределённости внешней организации

дела и практического  неумения руководителей Комиссия Уложения была

упразднена.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия

для последующей  деятельности Екатерины II. В этом плане  большую роль сыграло

собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их

выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как

сословий, так  и отдельно избранных ими лиц  о предметах, интересовавших

императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический  материал,

отразивший  картину взглядов, настроений и интересов  тогдашнего общества.

Кроме того, Екатерина  сумела заставить россиян задуматься о государственной

вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве  всех подданных

перед лицом  Закона. Комиссия показала, что именно надо исправить и к чему

нужно приложить  эти принципы. После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II

Информация о работе Екатерина II