Формирование буржуазного государства во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Формирование буржуазного, государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция, которая включает в себя несколько этапов. Главной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, феодальной системой собственности и права и развивающимися производительными силами. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен.

Вложенные файлы: 1 файл

Frantsia.docx

— 76.42 Кб (Скачать файл)

                               Формирование буржуазного, государства во Франции.    Формирование буржуазного, государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция, которая включает в себя несколько этапов.             Главной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, феодальной системой собственности и права и развивающимися производительными силами. К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели. Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность труды идеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальное мировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии, средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветители противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали необходимость серьезных государственных правовых преобразований на демократической основе.       В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозой голода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались без работы. Начались народные волнения.   В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов( состоящих из 3х палат: дворянство, духовенство, податное сословие), которые не собирались более 150 лет. Королевская власть, рассчитывая найти выход из финансовых и политических затруднений, согласилась на увеличение представительства третьего сословия (податного сословия) в Генеральных штатах. Однако с самого начала работы делегаты третьего сословия, поддержанные частью делегатов от других сословий, вступили в конфликт с королевской властью. Рассматривая себя представителями всей нации, депутаты организовались сначала в Национальное собрание (17 июня 1789), а позднее в Учредительное собрание (09  июля 1789), что должно было олицетворять возникновение бессословного общенационального органа. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск, спровоцировали выступление народа.         Французскую революцию принято разделять на следующие этапы:    1) 14 июля 1789 г. - 10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии;    2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1973 г. - установление республиканского строя;   3) 2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г. – якобинская диктатура.     Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха абсолютистского режима и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию. Политическая власть перешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана Учредительному собранию.    С началом революции во Франции сформировалось три основных группировки антифеодальных сил: фельяны - представляли интересы крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты - Представляли интересы торгово-промышленной, главным образом провинциальной, буржуазии; якобинцы - представляли интересы мелкой и средней буржуазии, ремесленников и крестьянства.      11 августа 1789 г. был принят первый декрет революции " Об уничтожении феодальных прав и привилегий ". Он упразднил крепостное состояние (серваж) и "личные повинности" крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.            Рядом декретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789-1792 гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякого рода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налог на соль - габель (1790г.).             С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. "Декларации прав человека и гражданина". В этом (документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционной буржуазии), программный документ революции.      Она провозглашала принципы демократического государственно-правового строя. Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство ("государственный союз"), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите "неотъемлемых" прав человека.       Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведении Декларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как "естественные и неотъемлемые" и правами, полученными гражданином от государства.

  • В качестве "естественных и неотъемлемых" прав провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
  • Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. "Все, что не воспрещено законом, то дозволено" (ст. 4-5).
  • Провозглашалось, что закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны перед законом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6).
  • Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву:

а) никто не может быть привлечен к ответственности  иначе, как в случаях, прямо предусмотренных  законом;

б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо  и непосредственно предусмотрено  законом.

  • Статья 9 формулировала "презумпцию невиновности". В ее основу был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
  • Установление виновности было признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе.
  • Декларация провозгласила свободу мнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогов и требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15).

Статья 17 объявляла право собственности  неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защита собственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего.     Одновременно с принятием Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции, которая была утверждена 3 сентября 1791 г.     Согласно этому документу Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Законодательное собрание, депутаты которого избирались на два года населением. Законодательное собрание не могло быть распущено королем. Депутаты были наделены правом неприкосновенности и не несли ответственности за речи и действия, совершенные при исполнении обязанностей.   Избирательное право получили мужчины, достигшие 25 лет, с соответствующим имущественным цензом и цензом оседлости; не находящемся в услужении и внесенные в списки национальной гвардии.         Законодательное собрание принимало законы, которые утверждались королем. Но его вето было лишь отлагательным и могло быть преодолено. Кроме того вето короля не распространялось на конституционные и финансовые законопроекты. Законодательное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратифицировало международные договоры, объявляло войну и заключало мир.     Король считался главой государства и осуществлял руководство исполнительной властью. Он командовал вооруженными силами, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешней политикой. Распоряжения короля ограничивались контрасигнатурой (подписью министра на акте, исходящем от главы государства) министров, которые могли быть преданы суду Законодательным собранием. Король перестал быть "королем милостью божьей" и стал просто королем французов.    Судебная власть вручалась выбранным на определенный срок судьям, которые могли быть отстранены от должности лишь особым порядком. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных.          Однако действие этой конституции продолжалось недолго.      Первая республика во Франции        10 августа 1792 г. революционно настроенное население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить деление граждан на активных и пассивных и назначить выборы в Национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первым же своим актом 21 сентября 1792 г. Конвент (высший орган государственной власти в первой республике во Франции) упразднил королевскую власть, а на следующий день Франция была объявлена республикой.      Состав Конвента отражал сложную расстановку классовых, сил на. новом этапе революции. Руководящие позиции здесь заняли жирондисты (Бриссо и др. ), взявшие в свои руки правительственную власть, которая осуществлялась исполнительным . комитетом Конвента. Отражая интересы торгово-промышленной буржуазии, жирондисты стремились сдержать радикализм народных, масс, не допустить дальнейшего развития революции. Не случайно к зиме 1792 г. , когда усилились революционные настроения масс, жирондисты были исключены из Якобинского клуба, где укрепилось влияние монтаньяров, "истинных якобинцев(Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся широкой поддержкой народа.      Под напором якобинцев, за которыми стоял революционный народ, жирондисты были вынуждены провести ряд радикальных мер. Еще до созыва Конвента 25 августа 1792 г. жирондистское правительство провело через Законодательное собрание новый аграрный закон, отменивший выкуп крестьянами феодальных повинностей. Фактически это узаконило положение, уже сложившееся в ходе аграрной революции. Был принят также декрет о разделе конфискованных земель эмигрантов и передачи их путем бессрочной аренды или продажи крестьянам. В декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI. В мае 1793 г. по требованию якобинцев он декретировал установление максимума (твердой цены) на зерно. Но основная цель жирондистов сводилась к стабилизации политического положения и укреплению буржуазных экономических порядков. 18 марта 1793 г. Конвент под давлением жирондистов, напуганных волнениями среди бедноты, принял закон, устанавливающий смертную казнь для лиц, пропагандирующих аграрный закон, т. е. требующих уравнительного передела земли. Жирондисты спровоцировали суд. над Маратом, готовили расправу над лидерами якобинцев. В своих конституционных проектах, стремясь ограничить политическое влияние Парижа, они выступали за расширение прав департаментов, за ослабление центральной власти.  Правительство, состоявшее из министров короля, было смещено. Вместо него учрежден Временный исполнительный совет , состоящий в основном из жирондистов. В результате политики жирондистского Конвента республика оказалась на грани гибели. Внутри страны усиливались роялистские мятежи, извне грозило новое наступление армий феодально-монархической коалиции европейских стран.       Якобинская диктатура          Народное восстание 31 мая - 2 июля 1793т. , во главе которого стойл повстанческий комитет Парижской Коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду якобинской диктатуры.          3 июня 1793 г. Конвент по предложению якобинцев предусмотрел продажу мелкими участками в рассрочку земель, конфискованных у дворян-эмигрантов. 10 июня 1793 г. был принят декрет, возвращающий крестьянским общинам захваченные дворянством земельные угодья и предусматривающий возможность раздела общинных земель в том случае, если за это выскажется одна треть жителей. Поделенная земля становилась частной собственностью крестьян. Важное значение имел декрет от 17 июля 1793 г. "Об окончательном упразднении феодальных прав", где безоговорочно признавалось, что все бывшие сеньориальные, платежи, чиншевые и феодальные права, как постоянные, так и временные, отменяются без) всякого вознаграждения. Феодальные документы, подтверждающие право на землю, подлежали сожжению. Лица, утаивающие такие документы, сохраняющие выписки из них, присуждались к 5 годам тюремного заключения. Хотя якобинцы не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, уравнительном и . бесплатном их разделе), аграрное законодательство Конвента имело большие социально-политические последствия. Оно стало правовой основой превращения крестьянства в массу мелких частных собственников.    Тесная связь якобинцев с народом вынуждала их, когда этого требовали чрезвычайные, обстоятельства (продовольственные трудности, рост дороговизны и т. п.), отступать от принципа свободы предпринимательства и незыблемости частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие. Принятые в конце февраля - начале марта 1794 г. так называемые вантозские декреты, предполагающие бесплатное распределение собственности роялистов и контрреволюционеров среди неимущих патриотов, с энтузиазмом встреченные плебейскими низами города. и деревни, не были проведены в жизнь из-за сопротивления буржуазии. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено рабство в колониях и т. д.       Декларация прав человека и гражданина 1793 г . воспроизводила основные положения Декларации 1789г., но отличалась от нее большим демократизмом, более радикальным, в духе Руссо подходом к проблеме политических свобод и прав. Декларация начинается с заявления о том, что "целью общества является общее счастье". Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось. Провозглашен более широкий круг демократических свобод :

  • свобода печати, слова, собраний (ст. 7);
  • свобода совести (ст. 7);
  • свобода заниматься каким угодно трудом: земледелием, промыслом,
  • торговлей (ст. 17);
  • право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32).

Обязанностью общества объявлялось  обеспечение средств существования  лицам, неспособным к труду. Запрещалось  рабство и все виды феодальной зависимости.     Вносится важное уточнение в определение закона: "... Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу", "Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих". Закон - это выражение "общей воли" народа. Вместо понятий "нация" и "суверенитет нации" Декларация вводит понятие "народ" и "суверенитет народа".             Конституция 1793 г. Франция была провозглашена республикой. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальный конвент) .  Избирательными правами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен.           Обсуждение и утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроект рассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах) в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом.     Непосредственное управление вручалось Исполнительному совету . Собрание выборщиков каждого департамента назначало в совет по 1 кандидату.    Однако важнейшие положения конституции носили формальный характер. На деле постепенно складывается механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредотачивается в руках чрезвычайных органов, созданных при конвенте. Это Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности, специальные комиссии .     Комитет общественного спасения стал фактическим правительством революционной Франции. Во главе его стояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон .      Комитет общественной безопасности руководил борьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов.          Очень велико было значение специальных комиссаров конвента , наделенных чрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т. д. Часто комиссары брали на себя фактическое командование отдельными армиями.    В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась.           С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона.      Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. К власти вновь пришла крупная буржуазия. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены.    Вывод : Французская революция развивалась по восходящей линии. Ее наивысшей точкой стала якобинская республика. Якобинцы решили основной вопрос революции - уничтожение всех феодальных пережитков в сельском хозяйстве. Однако перерождение якобинской республики в диктатуру стало причиной ее падения.         Термидорианский переворот         Подавление мятежей, победы на внешних фронтах укрепили положение Франции. Кроме того, к лету основные задачи революции были решены, феодальные отношения ликвидированы, установлена частная собственность на землю. Потому буржуазия начинает тяготится политикой твердых цен, а политика террора все больше настраивала широкие народные массы против, якобинцев.             В Конвенте созрел контрреволюционный заговор (Тальен, Баррас и Др. ) и 27 июля 1794 г. был осуществлен переворот, вожди якобинцев были арестованы и казнены. Пришедшие, к власти в результате переворота контрреволюционные круги французской буржуазии, получившие название термидорианцев, первое время были, вынуждены сохранять систему государственных органов, созданную якобинцами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-экономическое законодательство якобинцев. Комитет общественного спасения, где заседали теперь участники контрреволюционного заговора, потерял значение правительственного органа. -Были упразднены Парижская Коммуна - оплот якобинцев, а также революционные комитеты и народные общества; реорганизован Революционный трибунал.         Однако и реформированная термидорианцами политическая система ассоциировалась с революционными традициями: Поэтому получившие свободу действий крупные торговцы, ростовщики и другие слои консервативной буржуазии поспешили с конституированием новой власти, тем более что вновь появилась политическая опасность со стороны открытых врагов республики - роялистов, фельянов и т. д.          В августе 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (известную как Конституция III года республики). Это была громоздкая по форме, многословная (372 статьи) и консервативная по содержанию конституция буржуазии, все более терявшей свою былую революционность. В Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г. уже не было статей, проникнутых революционным духом. Основной упор в ней был сделан на закреплении буржуазной морали и увековечении принципов капиталистического общества. Так, например, подчеркивалось, что собственность, под которой подразумевалась именно частная собственность, "лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя".            Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Законодательный корпус состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц, не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась. Директории из 5 членов, избираемых путем тайного голосования Законодательным корпусом. Ежегодно состав. Директории обновлялся: один из ее членов выбывал, вместо него избирался новый. Представительствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев.  Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с дворянской реакцией и выступлениями народа, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.       В ноябре 1799 г. (18-19 брюмера), популярный и амбициозный генерал Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директорию). Особенность государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен с помощью армии, которая в условиях политической неустойчивости конституционной системы становилась стержневым элементом буржуазной государственной власти. За годы, прошедшие после революции, в заграничных завоевательных походах армия утратила свой революционный дух и охотно склонялась к политике цезаризма.          Юридическим закреплением нового строя стала конституция 1799 г. Новая конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците (плебисцит - всенародное голосование), который, проводился под полицейским контролем. В конституции при внешнем сохранении республиканского строя закрепилась веденная диктатура Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих конституций в ней не было уже Декларации прав человека и гражданина, ибо бонапартизм не считал уместным само напоминание о свободе и равенстве. Буржуазии и крестьянству гарантировалась собственность, полученная в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ. Конституция 1799 г. заявила, что "после завершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения" приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94). Заигрывая с армией, которой отводилась важная роль в создаваемой им политической системе, Наполеон в конституции специально предусматривал установление пенсий для раненных воинов, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений (ст. 86). Формально поддерживая идеи суверенитета народа, конституция. 1799 г. ввела запутанную и псевдодемократическую систему "участия" граждан в государственных делах. С чисто демагогическими целями Наполеон отменил крайне непопулярный, откровенно плутократический имущественный ценз. По конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (110 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 110 граждан "для осуществления национальных функций". Однако члены этого национального списка не наделялись по конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов происходило на основе сложной системы кооптаций, назначения и выборов. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Наполеон по существу ликвидировал характерную для республиканского строя выборность государственных органов.     Основным стержнем всей конституционной системы являлась правительственная власть, которая формально вручалась коллегии из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. Хотя конституция содержала туманную фразу о выборах консулов на 10 лет, она прямо назначала первым консулом "гражданина Бонапарта", наделяла его особыми функциями и полномочиями, которые он мог временно осуществлять "в случае необходимости, при помощи своих коллег", т. е. откровенно устанавливала режим личной власти.     В качестве "гарантии" от злоупотреблений всесильной администрации конституция предусмотрела право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для государственного строя Франции.     В 1802 г. в. результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г. , Бонапарт был объявлен пожизненным консулом и согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон I). Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта привело к качественным изменениям в форме государственного строя Франции, "которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в монархию (империю). Правда, и с установлением империи сам термин "республика" продолжал использоваться в законодательстве ("управление республикой вверяется императору"), но он имел не больше смысла, чем в императорском Риме, и постепенно стал выходить из употребления. Установление монархического строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получили титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.       Во время Первой империи во Франции окончательно завершился процесс восстановления централизованного и бюрократически организованного государственного аппарата. К концу правления Наполеона I во Франции было 12р министерств, причем большая часть из них была связана с проведением; фискальной, военной и карательной политики. 

Местные чиновники всецело  зависели от центральной администрации: в департаментах правительство  назначало префектов, в округах  и общинах- супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципалитеты, общинные и генеральные) имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией. Наполеон включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая была восстановлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воздействия церкви на массы, особенно на крестьянство, он еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией "подавляющего большинства французского народа". Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем императору.  В период консульства и империи дальнейшее развитие получила военная организация. Эволюция революционных войн в захватнические окончательно изменила характер французской армии, превратившейся из национальной в корпоративную и цезаристскую. В 1800 г. для имущих классов была введена система найма заместителя, которая позволяла буржуазным сынкам уклоняться от "налога кровью". Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги продолжали нести военную службу. Так, в армии развивались кастовость и профессионализм. В период империи офицерский состав все в большей мере Пополнялся из представителей новой наполеоновской аристократии. Стремясь поддерживать высокий воинских дух, Наполеон нередко шел на создание привилегированных подразделений (гренадеров, драгун и т. д. ), выделение императорской гвардии. Однако многочисленные походы императора требовали все новых наборов и новых жертв. С 1800 г. по 1815 г. были призваны на службу 3153 тыс. французов, не считая военнослужащих вспомогательных подразделений, из них погибло 1750 тыс. человек.  Особое внимание Наполеон уделял развитию. и укреплению полицейской системы, на содержание которой выделялись большие ассигнования. При министерстве полиции, которое возглавил беспринципный интриган Ж. Фуше, была1 создана разветвленная система полицейского сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах теоретически подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции.          В осуществлении карательной политики империи важную роль играли военизированные полицейские соединения - корпус жандармов, находившихся в подчинении военного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т. д. ) отряды жандармов передавались в. ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандамерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д.   Легитимная монархия  

Военные поражения Наполеона привели  к краху Первой империи. Однако падение  Первой империи и установление "белого террора" не означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бюрократической  государственной системы. В первое время министры императорского правительства (Талейран, Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбонами.           Государственная организация легитимной монархии (так именовался режим реставрации) была определена в Хартии 1814 г. октроированной (дарованной) Людовиком XVHI после вступления на престол. В ней содержались ссылки на "божественное провидение" и заявлялось, что "вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля".      В Хартии предусматривались возвращения титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией. Король получил право жаловать дворянство "по своему усмотрению". Хартия обеспечивала политическое господство в стране крупных земельных собственников, прежде всего из дворян, но она не затрагивала сложившуюся в результате революции систему буржуазной собственности. Ст. 9 гласила, что "все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной". В Хартии также говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся "ко времени до восстановления династии" (т. е. к 1792-1814 гг. ).       Король, особа которого рассматривалась "неприкосновенной и священной , объявлялся верховным главой государства и начальником всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы, "необходимые для исполнения закона и для безопасности государства". Согласно Хартии, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь "всеподданейше просить короля" рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы.     Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на антидемократической двухпалатной основе. Палата пэров целиком назначалась королем. Палата депутатов избиралась на 5 лет, но избирательное право было еще более ограниченным, чем по конституции 1791 г. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 фр. (Около 12-15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет и уплаты прямого налога в 1 тыс. фр. (во Франции было не более 4-5 тыс. таких лиц). Не случайно первый же состав палаты был ультрареакционным, и даже, по словам Людовика XVIII, ее депутаты были "более роялисты, чём сам король".        Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительными органами. За королем было оставлено право назначать на все должности в сфере государственного управления, в том числе формировать Совет министров.    Легитимная монархия сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи, ограничившись второстепенными реформами.      Хартия объявила католицизм государственной религией. В 1825 г. при короле Карле X были приняты законы, восстанавливающие орден иезуитов*, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.             Реакционная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами буржуазии и всего народа. Очередная серия антидемократических ордонансов Карла X (ограничения свободы печати и т. д. ) вызвала волну народного возмущения, вылившегося в июльское восстание 1830 г. , но либеральная буржуазия, сохранившая руководство движением, воспользовалась его результатами. Путем династической перетасовки. она добилась сохранения монархий, которая приобрела теперь буржуазный характер.      В новых условиях король Луи Филипп (представитель орлеанской династии) издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г. ), которая представляла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз; для избирателей - до 25 лет, для депутатов - до 30 лет. Июльская монархия сократила и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы удвоилось, палата депутатов оставалась чисто плутократическим учреждением, поскольку даже буржуазия была здесь представлена главным образом так называемой финансовой аристократией. Июльская монархия, как стал именоваться режим, установленный Луи Филиппом, в полной мере использовала и развивала доставшуюся ей от предшествующих правительств систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов. Для подавления республиканской оппозиции и растущего рабочего движения, которое после революции 1830 г. вступило в качественно новый этап, правительство применяло самые разнообразные методы полицейского надзора и репрессии. Префектура полиции Парижа превратилась в крупный административный орган, который по своему значению превосходил ряд министерств. Для защиты консервативного государственного строя вместо ликвидированной в 1830 г. жандармерии была создана Национальная гвардия из представителей имущих слоев- рантье, торговцев и т. д.             Вторая республика

Информация о работе Формирование буржуазного государства во Франции