Феномен русской интеллигенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:22, реферат

Краткое описание

О российской интеллигенции справедливо говорят как о единственном, неповторимом явлении истории и потому ей, как и всему уникальному, крайне затруднительно дать удовлетворительное определение. Это не значит, что она вовсе неопределима, напротив, она даже сама определяет себя, как теоретически, так и практически. И хотя не всегда представление о себе и самомнение является истинным, однако, при историческом подходе нельзя не учитывать этих самоосмыслений и самоопределений, анализ которых способствует формированию действительного определения, а не просто дефиниции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
I. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА……………….6
II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ………………………………………9
III. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РОССИИ……11
ВЫВОД………………………………………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Интеллигенция и ее роль в развитии.......docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

     Признаки интеллигенции. Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

 

К ним, прежде всего, относятся:

ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;

единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;

верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;

глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;

мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;

противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;

своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;

нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

 

Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.

     Многие неоднозначные  черты интеллигенции проявляются  под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной  атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама.

     Интеллигентность  характеризуется определенной степенью  нравственной зрелости личности  независимо от социально-классовой  принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение  себя человеком по отношению  к любому другому человеку, способность  поставить себя на место другого  человека. Интеллигентность есть  ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры. В свое время академик Д.С. Лихачев говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,... но интеллигентным - никогда".

 

 

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

 

Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции.

     Функция 1. Интеллигенция выполняет специальную функцию прямого субъекта духовного производства.

     Как и другие  компоненты социальной жизнедеятельности - хозяйство, политика, социальные отношения - культура охватывает или затрагивает так или иначе все общество, все группы и всех индивидов. Поэтому уже на ранних этапах истории выделяются "специалисты" - шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы, вожди, которые могли "накапливать мудрость" и сосредоточивать в себе недоступные остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания.

     На более  продвинутом уровне, в усложнившихся  условиях существование культуры  поддерживается деятельностью интеллигенции. В числе синонимов этого термина  можно встретить слова "книжники", "мудрецы", "учителя", "специалисты". В течение долгого времени  во всех обществах поддержание  культуры совпадало с религиозными  функциями, осуществлявшимися духовенством  как высшей интеллигенцией. По  мере усложнения духовной деятельности  появляется и светская культура, поддерживаемая собственно интеллигенцией.

     Характер интеллигенции  во многом отличается в зависимости  от социокультурного типа данного  общества, роли государства и  степени самостоятельности светской  культуры. Тем не менее в ее деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.

     Интеллигенция  как субъект духовного производства  служит правде, истине, идеалу. Именно  на этой стезе она вместе  с народом сознательно выражает  общечеловеческие ценности. Заглавная  роль интеллигенции в обществе - нести нравственную миссию, являться  при любых обстоятельствах жизни  носителем такой социальной ценности, как интеллигентность - способность  воспринимать, сохранять, распространять  и создавать духовные ценности. Эта роль интеллигенции настолько  велика, что самый авторитарный  режим вынужден вводить интеллигенцию  в свой состав в качестве  специалистов по различным сферам  жизни общества, допускать определенное  распределение функций, подчиняя  и приспосабливая духовную сферу  к своим задачам, хотя бы ценой  резкого ограничения этой сферы  и деформации ее подлинных  общественных функций.

     Функция 2. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти.

     Без обеспечения  такой функции невозможно ни  сохранение общества, ни его адаптация  к изменяющимся условиям. Именно  она ложится на плечи самой  многочисленной группы интеллигенции - учителей, библиотечных и музейных  работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т.д. Их роль  в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой.

     Функция 3. Творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ.

     Отличительная  особенность носителей этого  типа функций - высокая степень  индивидуализации, так как инновации (нововведения) большей частью являются  результатом творческих усилий  отдельных личностей или малых  групп коллективов. Поэтому за  инновацией обычно закрепляется  собственно имя автора или  группы. Такое творчество неизбежно  протекает через разрыв с безусловными  запретами и представлениями, нарушение  принятых представлений, норм и  правил. Но такой процесс нередко  сопровождается не только мысленным  экспериментированием над общественными  конструкциями и доктринами, но  и экспериментом над собой  и своей судьбой. Поэтому судьба  изобретателей и новаторов далеко  не всегда благополучна, в отличие  от хранителей, которые могут  рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности  общества к принятию нового  следует оценивать его развитость.

     Новаторская  духовная деятельность - процесс  мало управляемый, во многом зависящий  от субъективных личностных факторов  и духовной атмосферы в обществе, степени динамичности его культуры  и восприимчивости общества к  инновациям. Поэтому всякое развитое  общество поддерживает те специфические  институты - фонды, центры, академии, в  которых создается благоприятная  среда для появления творческих  открытий и изобретений. Важной  функцией этих центров является  не только материальная поддержка  творчества, но и признание со  стороны коллег (соратников и  соперников), распределение авторитета. Произвольное вмешательство и  подавление таких внутренних  механизмов самооценки может  привести к ослаблению творческой  атмосферы, снижению духовного потенциала.

     Функция 4. Анализ и отбор посредством критики наиболее важных и достойных достижений духовной жизни.

      Между творческой  элитой и обществом существует  неизбежный разрыв, дистанция, преодоление  которой необходимо для признания  нового открытия, акта духовного  творчества. Для того чтобы результаты  инновации были переданы для  общего пользования, они должны  быть санкционированы, одобрены  и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, то есть  необходим тщательный анализ  и отбор наиболее важного и  достойного. Эту функцию выполняет  интеллигенция посредством критики.

     Критика должна  соотнести новое с имеющимся  духовным наследием, согласовать  со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести  новое с признанными ценностями  и представлениями, с музеем, университетом  и школой, с существующими взглядами  и представлениями. Критика по  самой сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым  в данной профессиональной среде  и различных сферах общественной  жизни. Именно критика "возводит пантеон" классиков прошлого и настоящего, без которых невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное произведение от заимствованных или тривиальных работ. Вместе с тем популяризаторская работа призвана растолковать сложные произведения и открытия, донести их до массового читателя, публики, до широких слоев населения.

    1. Интеллигенция как социокультурный феномен России

 

Интеллигенция - русское явление. Писатель и поэт Д. Мережковский, оценивая явление российской интеллигенции, писал: "Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция... я только знаю, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре». Интеллигенция - порождение русского народа, российской цивилизации. Это понятие чисто русское, непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов.

     В России, несмотря  на сравнительно небольшую численность  интеллигенции, она была авторитетным  и влиятельным демократическим  социальным слоем, генерируя роль  создателя, подвижника и проповедника  культуры. Именно она сумела поднять  нравственную культуру страны  к высотам общечеловеческого  духа. Отсюда вполне закономерно  рассмотрение ее как главного  носителя духовности.

     Интеллигент  и интеллектуал. Широко используемое на Западе слово "интеллектуал" совсем не является его эквивалентом. В Британской энциклопедии словарная глава на понятие "интеллектуал" имеет специальный раздел - "русский интеллигент". Выделена она потому, что в западном традиционном употреблении "интеллектуал" - понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.

     Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой умственной и этической культуры, которые способны подняться над личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.

     Подробно анализируя  историю интеллигенции, ее характерные  черты, русский религиозный философ  Н.А. Бердяев заметил, что на Западе  ошибочно представляют себе русскую  интеллигенцию, отождествляя ее  с той категорией общества, которую  называют интеллектуалами.

     Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Русская интеллигенция совсем иное явление. К ней, обращает внимание Н. Бердяев, "...могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера. Во вторую половину XIX в. слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование интеллигенция".

     По Н. Бердяеву, русская интеллигенция скорее всего монашеский орден или религиозная секта со своей особой моралью, своим обязательным миросозерцанием. Она объединена идеями социального характера. И связано это с тем, что самодержавный монархический слой способствовал развитию самых радикальных социалистических и анархических идей с их крайним догматизмом. А русские, считал Бердяев, склонны к тоталитарным и догматическим идеям. В этом особенность русской религиозной души, что и предопределило идеологический характер русской интеллигенции.

     Интеллигенция  и интеллигентность. Интеллигенция - категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность - понятие духовно-нравственное, связанное с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и цивилизованности человека. Хотя понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" этимологически родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом.

Информация о работе Феномен русской интеллигенции