Теория раннего феодализма в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

Киевская Русь была самой большой и самой могучей державой средневековой Европы. Территория ее простиралась от Балтийского до Черного моря, от Карпат до Волги и охватывала приблизительно 800 тыс.кв.км. ( почти половина в границах современной Украины). Фактически это была империя, в которой жило, за различными подсчетами, от 3 до 12 млн. чел. Она просуществовала с 9 до середины 12 века и распалась на 15 отдельных земель, которые существовали как суверенные государства или самостоятельные княжества.
Образование Киевской державы было фактором, который ускорил формирование частной земельной собственности. 10-11 вв.- период интенсивного ее развития, который совершался в двух направлениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1. Постановка проблемы: социально - экономическое развитие древнерусского государства и проблема зарождения феодализма………...….4
1.1 Образование Древнерусского государства……………………………….4
1.2 Социально - экономическое развитие…………………………...………..5
2. Теория раннего феодализма в Киевской Руси…………………...………….11
3. Теория государственного феодализма………………………………...…….15
4. Теория дофеодального государства и ее основные доказательства……….20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


2

ВВЕДЕНИЕ

     Социально  - экономическое развитие восточных  славян обусловлено образованием  государственных формирований. Около  862 года на юге варяжским атаманам  Аскольду и Диру удалось освоить  Полянскую землю из - под власти хазаров и образовать державу с центром в Киеве. В 882 году новгородский князь Олег восточнославянские земли в единое государство- Русь.

     Киевская  Русь была самой большой и  самой могучей державой средневековой  Европы. Территория ее простиралась  от Балтийского до Черного  моря, от Карпат до Волги и охватывала приблизительно 800 тыс.кв.км. ( почти половина в границах современной Украины). Фактически это была империя, в которой жило, за различными подсчетами, от 3 до 12 млн. чел. Она просуществовала с 9 до середины 12 века и распалась на 15 отдельных земель, которые существовали как суверенные государства или самостоятельные княжества.

     Образование  Киевской державы было фактором, который ускорил формирование  частной земельной собственности. 10-11 вв.- период интенсивного ее  развития, который совершался в двух направлениях.

     Во - первых, с образованием государства произошел процесс завоевания территорий соседских общин, становления государственной, в лице князя, собственности на землю. Во - вторых, усиливалась экономическая дифференциация в обществе. Ряд исследователей утверждают, что в княжеский период (9 - первая половина 12 вв.) феодализм существовал в облике государственной системы. Она характеризовалась повышенной ролью княжеской власти, которая развивала экономические отношения. На первых ступенях становления феодализма верховным собственником земли становиться уже феодальный класс в целом. Во главе корпорации феодалов стал князь, являвшийся, таким образам, верховным феодальным собственником государственной территории. Право земельной

собственности монопольно принадлежало классу феодалов. Княжеское, боярское и церковное землевладение  было сословной собственностью, имевшей  иерархический и вместе с тем  условный характер. Землевладельцы феодальных княжеств являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких. По мере роста феодальных отношений, путем захвата крестьянских общинных земель образовалось княжеское, боярское и монастырское феодальное землевладение.

     Киевская  Русь имела собственность в форме вотчинного землевладения, где эксплуатировался труд крестьян - смердов и холопов. Наряду с разными категориями феодально - зависимых крестьян в вотчинах использовался в незначительных размерах и рабский труд. В эпоху раннего феодализма было все еще много свободных крестьян - смердов, живших на общинной земле. Однако крупная вотчина, княжеская, боярская и монастырская все больше и больше угрожало общинному землевладению.

     В конце  10 - начале 11 века Русь вступает  в полосу завершения распада родоплеменного строя. Рождается новая организация, основанная на территориальных связях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ: СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА.

     1.1 Образование Древнерусского государства

     Образование  государства у восточных славян  явилось закономерным итогом  длительного процесса разложения  родоплеменного строя и перехода  к классовому обществу.

     Процесс  имущественного и социального  расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

     Зародышевую  форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

     Согласно "Повести  временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих

событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских  князей как силу, стоящую над противоборствующими  группировками. В 862 г. князь Рюрик  и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

     Норманнская теория. Легенда   о призвании варяжских князей  послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А. Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

     Если варяжская  легенда не вымысел (так считает  большинство историков), рассказ  о призвании варягов свидетельствует  лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

     Датой образования  Древнерусского государства условно  считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

     1.2 Социально - экономическое развитие

     Сельское хозяйство. Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере - сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали,

главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

     Были известны  двухпольный и трехпольный севообороты.  Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" - находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

     У славян  сохранялся устойчивый набор  домашних животных. Разводили коров,  лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю  птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

     Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

     Торговля. Внутренняя   торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и злато кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

     Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

     Социальный строй. Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

     Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

     Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.

     Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев.

     Категории населения. Однако в Киевский период оставалось довольно  значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.

     Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды - земледельцы, но и смерды - ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.

     С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

     В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным

хозяйством.

     Вотчина. Основной  ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой - либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Информация о работе Теория раннего феодализма в Киевской Руси