Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «суверенитет» происходит от латинского слова «superus» - высший, у которого, как подчеркивается в литературе, существует множество значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития, в этой связи справедливо высказывание российского ученого В.М. Гессена: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил»

Содержание

1. Введение

2. История образования суверинитета

3. Юидические признаки государственного суверенитета

4. Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

5. Теория народного суверенитета Руссо.

6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (Илгис) Word.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

    Содержание

 

 

  1. Введение

 

 

 

  1. История образования суверинитета

 

 

 

  1. Юидические признаки  государственного суверенитета

 

 

  1. Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

 

 

  1.  Теория народного суверенитета Руссо.

 

 

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «суверенитет»  происходит от латинского слова «superus» - высший, у которого, как подчеркивается в литературе, существует множество  значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития, в  этой связи справедливо высказывание российского ученого В.М. Гессена: «Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил»

 

Суверенитет принадлежит  к числу сложных социальных образований, сыгравших и играющих в истории  весьма противоречивую и многозначную роль.

 

Термин "суверенитет" используют для обозначения каких-то свойств экономики, социальной жизни, политических процессов, национальных групп и даже статуса человека. Причем иногда таким образом, что утверждение его в одном направлении тут же исключается подобным утверждением в противоположном. Необходимо четкое и точное описание сущности суверенитета.

 

Государственный суверенитет  — это важнейшее  свойство государства, выражающее верховенство, независимость, полноту, исключительность и единство государственной власти данной страны.

 

Специально-юридическое  понятие суверенитета означает верховенство публичной власти внутри страны и  независимость вовне.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце  средних веков, когда потребовалось  отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, 1монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо доминион.

 

Суверенитет как  свойство (атрибут) государственной  власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

 

Государство как  официальный  представитель народа в состоянии  выражать волю своих  граждан, обеспечивать их права и  интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Как  важнейшее свойство  государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

 

 В суверенитете  государства находит свое политическое  и юридическое выражение полновластие  господствующих кругов. В нем  же выражается способность государства  независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику

 

Суверенитет обладает следующими свойствами: универсальность (властная сила государства распространяется на всё население); верховенство (публичная власть может отменить,любое проявление другой общественной власти); наличие у государства таких средств воздействия на общество, какими не располагает никакая другая власть (армия, милиция, органы государственной безопасности, тайные службы и.т.д.): осуществление властных велений по таким каналам, которые другим властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, система правосудия и т.д.); неделимость (носители власти, их персональный состав может, более того, должен меняться, сам же институт публичной власти, его сущностные проявления неизменны, точнее - неизменна его природа).

 

 Суверенитет  органично  включает в себя  территорию. Государство и территория - неразрывно связанные категории, исторически сформировавшиеся в тесной связи друг с другом. Французский государствовед Л. Дюги отмечал: "Коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами. Без этого нет государства"

 

Процессы  глобализации, приобретающие всё  большее ускорение  в последние  годы безусловно оказывают  сильное  воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Но не смотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остаётся основой конституционного строя большинства государств.

 

Таким образом  суверенитет  с древнейших времен и до наших дней находится под пристальным вниманием различных исследователей, наделяющих ее порой различным смыслом и содержанием.

 

 

История образования  суверенитета

 

  Понятие  государственного  суверенитета  было введено французским  политиком  и учёным XVI в. Жаном Боденом  и первоначально сохраняло связь  с европейским феодально-ленным  правом, обозначая прежде всего  неограниченность власти верховного  сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства

 

Идея суверенитета постоянно  привлекала внимание и  развивалась  философами, политологами и правоведами.7 И до тех пор, пока существует государство, данная тема вряд ли утратит актуальность. Как отмечал известный немецкий ученый Г. Еллинек, исследование суверенитета помогает глубже понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.Термин «суверенитет» происходит от латинского слова «superus» - высший, у которого, как подчеркивается в литературе, существует множество значений. Суверенитет имеет долгую и сложную историю развития. Считается, что впервые термин «суверенитет» был введен в юридическую науку французским философом и юристом XVI в. Ж. Боденом. Им же было сформулировано понятие суверенитета, которое в последующем стало классическим. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета развивалась древнегреческими философами и связана с понятием автаркии. Смысл автаркии как основного признака государства в Древней Греции заключался в том, что государство не имеет над собой никакой подобной ему власти, и все его полномочия реализуются им самостоятельно. Кроме того, в трудах римских юристов представляется возможным обнаружить идею о том, что единственным источником власти является римский народ, а его волю выражают высшие магистратуры, обладающие властью (imperium). Данную идею можно считать прототипом более поздней концепции народного суверенитета.

 

В последующем, в эпоху средневековья, более  отчетливо находит отражение  идея народного суверенитета, в частности  у Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского. В конце средних веков возникает  представление о высшей и независимой государственной власти, субъектом которой являлся монарх. В произведении «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли дает теоретическое обоснование абсолютной государственной власти. С целью максимальной реализации государственных интересов он наделяет государя, по сути, верховной, суверенной государственной властью. По представлениям данного мыслителя, жизнеспособным государством является то, в котором реально обеспечивается неограниченная власть монарха (суверена), при этом абсолютная власть суверена и государственный суверенитет рассматриваются как тождественные понятия.

 

В XVI-XVII в.в. получает развитие наиболее полная концепция 8государственного суверенитета в работах таких  ученых, как Ж.Бодена, Т.Гоббса, Г.Гроция. Историческое значение сочинения Ж. Бодена «Шесть книг о республике (государстве)»  заключается, прежде всего, в том, что там впервые дается теоретическая формулировка понятия суверенитета. В частности, «суверенитет – постоянная и абсолютная власть государства». Проводя анализ сущности суверенитета, Ж. Боден установил, что ему присущи необходимые признаки или свойства: постоянство, верховенство, независимость, неограниченность, неделимость. Так же, как и Н.Макиавелли, Ж. Боден связывал суверенитет с его носителем (субъектом) — монархом-сувереном, отождествляемым с государством. Рассматривал государство как субъект, обладающий суверенитетом, то есть «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными». Т. Гоббсом была представлена законченная теория абсолютного суверенитета. Она служила для обоснования любой неограниченной власти в государстве, будь то монарх или парламент. Отстаивая абсолютизм, Т. Гоббс утверждал, что суверенитет государства целиком поглощается суверенитетом монарха, рассматривал власть как собственность суверена и выступал как противник теории разделения властей. Полную правовую неограниченность государства Гоббс выводил из договорной теории происхождения государства, исключая при этом принцип народного суверенитета. Признавая источником суверенной власти общественный договор, указывал, что общество, являясь источником суверенитета, не может рассматриваться его носителем. Концентрация неограниченной власти в руках монарха у Гоббса выступает как требование естественного закона. Гоббс отрицал теорию божественного происхождения государства, полагая, что государство стоит выше всего – surmnum imperium. В этот же период, Г. Гроций ввел категории «общий субъект» суверенитета (государство) и «собственный субъект», под которым понимается непосредственный носитель суверенитета.

 

С первыми буржуазными  революциями, кризисом абсолютизма  в обществе стали развиваться  демократические воззрения. Появляется идея «общей воли народа». Идеолог английской революции Дж. Локк развивает мысли  о народе как первоисточнике государственной власти. Дж. Локк полагал, что в естественном состоянии все равны и свободны, поэтому человек не может быть подчинен государственной власти иначе, как с собственного согласия. То есть общество, установленное всеобщим соглашением, должно подчиняться воле большинства. Без этого единства государство невозможно. Каждый человек в государстве должен считаться передавшим свою принадлежащую ему в естественном состоянии власть большинству. Суверенитет народа у Дж. Локка выше и значительнее суверенитета созданного им государства.

 

Следует обратить внимание на развитие концепции суверенитета у Ж.-Ж. Руссо в сочинении «Об  общественном договоре». Справедливо  отмечается, что именно учение Руссо  о народном суверенитете «явилось кульминационным пунктом развития демократических тенденций в доктрине суверенитета». По мнению Ж.-Ж. Руссо, суверенитет – «только осуществление общей воли», «суверен …не что иное, как коллективное существо, может быть представляем только самим собою. Передаваться может власть, но никак не воля». В данном случае речь идет о неотчуждаемости суверенитета. Другим руководящим положением является тезис о неделимости суверенитета. «В силу той же причины, по которой суверенитет неотчуждаем, он неделим, либо воля является общею, либо ею не является; она являет собою волю народа как целого, либо – только одной его части. В первом случае эта провозглашенная воля есть акт суверенитета и создает закон». Кроме того, особое внимание Руссо уделяет вопросу о верховной власти суверена, указывая, что «все то, чем гражданин может служить Государству, он должен сделать тотчас же, как только суверен этого потребует, но суверен со свое стороны не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины».

 

Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Г.Гегеля. Его теория государственного суверенитета отражала потребности прогрессивного развития как Германии, так и других стран Европы. В своем учении он относил суверенитет к самому государству, а не к какому-либо государственному органу или народу. При этом он выделял три основных свойства государственного суверенитета: верховенство, единство, независимость. Кроме того, указывал, что существует внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это единство всей деятельности и всех властей государства, а внешний – единство и независимость воли государства во внешних отношениях, и заключается в том, что государство как абсолютная власть на земле является суверенной, самостоятельной личностью по отношению к другим государствам.

 

Безусловно, в рамках одной  статьи, невозможно подробно рассмотреть  всю историю развития концепции  суверенитета и особенности ее интерпретации  с античных времен до новейшего времени. Каждый новый этап в развитии общества, государства и права приводит к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Необходимо учитывать, что развитие идей о суверенитете основывается на определенных исторических событиях и соотносится с эволюцией политико-правовой мысли.

 

Юидические признаки  государственного суверенитета

 

Единство государственной  власти есть такое свойство государственного суверенитета, которое выражается в  наличии единого органа или системы  органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

 

Томас Гоббс в трактате «Левиафан» утверждал, что «существует  только один способ создать сильное государство - это единство власти». Единство системы государственной власти есть обязательное условие государственной целостности. Юридические признаки единства государственной власти заложены в совокупной компетенции системы органов, составляющих основу высшей государственной власти. Принцип единства государственной власти выражается в единой правовой политике, Единство системы органов государственной власти предполагает  их соподчиненность, централизованность (отображающую федеративную структуру государства).

 

Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости  государственной власти внутри страны и за ее пределами. Этот признак принято  рассматривать в качестве одного из ключевых признаков, т. к. ни одна организация в обществе суверенитетом не обладает.

 

Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная  организация, обладающая публичной  властью со специальным аппаратом  управления и принуждения и осуществляющая руководство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо каких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за ее пределами.

 

Сущность суверенитета воплощается в праве — национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

 

Суверенитет государства - это  присущее государству верховенство на своей территории и независимость  в международных отношениях.

 

Следовательно, «суверенитет»  — это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

Информация о работе Теория государственного суверенитета . Политическое учение Ж. Бодена