«Русская Правда» - первый кодекс отечественного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- определить источники, лежащие в основе Русской Правды;
- рассмотреть процесс происхождение Русской Правды;
- рассмотреть право собственности и обязательственное право, а также систему преступлений и наказаний по Русской Правде;
- определить суд и судопроизводство по Русской Правде.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….....3
1. Происхождение и основные редакции Русской Правды……………… 5
2. Источники Русской Правды…………………………………….………..7
3. Гражданское право по Русской Правде…………..……………..….…..10
4. Уголовное право по Русской Правде…………………………..…...…..18
5. Суд и судопроизводство по Русской Правде.…………………....…….25
Заключение……………………………………………………………….....32
Список используемых источников и литературы…………………….…33

Вложенные файлы: 1 файл

гражданское право уголовное право по русской правде.docx

— 72.42 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРНЫЙ  МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Тема: «Русская Правда» - первый кодекс отечественного права

 

 

                                                 Выполнил:

                                                                           студент курса ЮЗ - 21 (6)    

                                                      Спец. 030501                               

                                                                                  Смоляр Дмитрий Викторович                                                   

                                                       

 

Научный руководитель:             

 

                                                                                   

 

Дата сдачи:________________

Дата рецензии:_____________

Оценка:___________________

 

 

 

Магадан 2007.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..……….....3

1. Происхождение и основные редакции Русской Правды……………… 5

2. Источники  Русской Правды…………………………………….………..7

3. Гражданское  право по Русской Правде…………..……………..….…..10

4. Уголовное  право по Русской Правде…………………………..…...…..18

5. Суд и  судопроизводство по Русской  Правде.…………………....…….25

Заключение……………………………………………………………….....32

Список используемых  источников и литературы…………………….…33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Введение

Древнерусское феодальное государство имело развитую систему феодального права, Русская Правда является основным памятником этого права. Изучение данного документа актуально потому, что Русская Правда содержит все основные отрасли права – гражданское, семейно-брачное, наследственное, уголовное, судебное, отражающие развития русского государства того времени.

Важность  Русской Правды как одного из основных источников для изучения Древней  Руси, сложность и разнообразие ее текстов, сохранение их в списках, значительно  более поздних, чем время,  к  которому она принадлежит, породили большое количество работ, посвященных  этой теме, как в нашей стране, так и за рубежом. За два с половиной  века появилось более 200 работ, содержащих ее исследование и публикации.1 Исследованию текстов Русской Правды посвящали свои работы В.Н.Татищев, В.В.Крестинский,  Н.В.Калачев, И.Н.Болотин, Н.М.Карамзин, О.И.Чистяков, С.В.Юшков, М.Б.Свердлов, Б.В.Виленский, А.А.Зимин, В.И.Сергеевич, И.А.Исаев. Цель курсовой работы – дать общую характеристику Русской Правды как основного памятника древнерусского права.

Объектом  курсовой работы является процесс становления  и развития древнерусского феодального  права. Предметом курсовой работы служит Русская Правда, будучи памятником древнерусского законодательства.

Задачи  курсовой работы:

- определить источники,  лежащие в основе Русской Правды;

- рассмотреть  процесс происхождение Русской Правды;

- рассмотреть право собственности и обязательственное право, а также систему преступлений и наказаний по Русской Правде;

- определить суд и судопроизводство по Русской Правде.

В курсовой работе использованы принципы и методы:

- принцип научности проявляется в том, что в курсовой работе используются источники, подлинность и точность которых на данное время не вызывает сомнения;

- принцип  объективности заключается в том, что в курсовой работе были использованы печатные материалы, отражающие различные версии и взгляды на процесс становления древнерусского феодального права;

- метод историзма  отразился в том, что древнерусское феодальное право мы рассматривали как в динамике собственного развития (процесс кодификации), так и в контексте развития древнерусского государства в целом;

- формально-юридический  метод заключается в формально-юридическом  анализе событий и фактов, имеющих  правовое значение;

- библиографический  метод основан на том, что для написания курсовой работы была изучена и проанализирована научная и учебная литература, посвященная истории древнерусского государства и права IX - XVI веков.

При написании  курсовой работы нами будут использованы в качестве источников тексты договоров Руси с Византией и Русская Правда, а также учебная литература, монографии и статьи из специализированной периодики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение и основные редакции Русской Правды

Открытие  в 1737 г. В. Н. Татищевым Правды Русской  в составе Новгородской летописи положило начало научному изучению этого  памятника. До наших дней дошло более ста списков, которые представлены в трех редакциях: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП). Древнейшей редакцией  является КП, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43). ПП разделялась на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121).

Впервые издал Русскую Правду по Академическому списку в 1767 г. А. Л. Шлецер. В 1786 г. «Правду  Русскую» по тому же списку с примечаниями В. Н. Татищева издал академик С. Я. Румовский. Через два года издан был впервые и список Пространной Правды (Крестининский). Целый этап в изучении Русской Правды связан с разысканиями Н. М. Карамзина, в Софийской летописи он обнаружил список ПП (Карамзинский), ввел в научный оборот Мусин-Пушкинский список. Синодальный список Правды Русской опубликован К. Ф. Калайдовичем, это издание отличалось тщательностью передачи текста и наличием вариантов. Двухтомная работа польского ученого И. Раковецкого имела важное значение  потому, что в ней был поставлен вопрос о Правде Русской как о памятнике общеславянского права. Древнейшему русскому праву посвятил свой труд профессор И. Ф. Г. Эверс. Во второй половине XIX в. появилось несколько больших исследований, посвященных преимущественно вопросам древнерусского права. Исследуя уголовное право Древней Руси, Н. Ланге склонялся к делению Правды Русской на две редакции (Краткую и Пространную). Обстоятельный труд о Правде Русской принадлежал П. Н. Мрочеку-Дроздовскому, он изучил денежный счет памятника, опубликовал его текст с комментариями, подготовил словарь.  С 70-х годов начал заниматься специальным изучением Правды Русской В. О. Ключевский, в начале 80-х годов он  посвятил этой теме специальный курс, представляющий собою комментированное чтение памятник. Капитальный четырехтомный труд Л. К. Гетца как бы подводил итоги изучения Правды Русской в дореволюционной литературе. Его книга   показала, что дальнейшее изучение Правды Русской невозможно без исследования социально-политического строя Древней Руси, а также древнерусского права в его развитии на протяжении Х-ХН вв. Две источниковедческие проблемы оставались нерешенными: изучение составных частей Краткой Правды  и обстоятельств времени и места создания Пространной Правды.2

Отечественная историография Правды Русской послеоктябрьского времени выдвинула новые принципы анализа этого памятника, она стала рассматривать этот памятник как кодекс феодального права, стремясь понять историю его текста в тесной связи с уровнем развития феодального общества. В 20-е годы вопросами, связанными с Правдой Русской, начал заниматься С. В. Юшков, он анализировал нормы права как феодального права-привилегии, много внимания уделял  источниковедческому анализу сборников, в которых этот памятник находился. По его мнению, в основу принципов классификации должно быть положено выявление в этом памятнике изменений в зависимости от развития норм права. В свою очередь, разделив Русскую Правду на два памятника - Краткую Правду и Пространную, В. П. Любимов объединил списки последней в три группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Оболенско-Карамзинскую, для него главным были текстологические отличия. Крупный вклад в изучение Правды Русской внес М. Н. Тихомиров, он был одним из участников академического издания памятника, исследовал отдельные его списки, выпустил в свет монографическое исследование, а позднее учебное пособие, содержавшее тексты и комментарии. Тихомиров делит памятник на три редакции - Краткую, Пространную и Сокращенную. На протяжении нескольких десятилетий Правдой Русской занимался Б. А. Романов, ему принадлежит значительная часть комментариев в академических изданиях. Правду Русскую как памятник, отражающий социальные отношения Древней Руси, рассматривал Н. Л. Рубинштейн. Если Пространная Правда, по его мнению, характеризует сложившиеся феодальные отношения, то Древнейшая вводит нас в общество, находившееся еще на стадии дофеодальной. Большая книга о социальных отношениях в Киевской Руси, главным образом по Пространной Правде, написана была И. И. Смирновым, основное внимание в ней уделено положению смердов, холопов и закупов. Заметное место в историографии Правды Русской занимают труды Л. В. Черепнина, он предложил общую схему истории текста  памятника. Для источниковедческого метода Л. В. Черепнина было характерно сочетание текстологического анализа с расчленением текста памятника на разновременно возникшие пласты и его социологическая интерпретация; особое внимание он уделял влиянию классовой борьбы на законодательную деятельность князей. Вопросами истории текста Русской Правды и социальных отношений Древней Руси занимался и А.А.Зимин.

 

2. Источники Русской Правды

У восточных  славян, как и  у других народов, после разложения первобытнообщинного  строя и возникновения классового общества длительное время действовало  обычное право, то есть нормы обычаев  доклассового общества, санкционированные  возникшим государством.3 Истоки становления феодального права в Древней Руси восходят к племенным Правдам восточных славян. Это были обычно-правовые системы, предназначенные для юридического регулирования всей совокупности социально-экономических и правовых отношений в каждом племени или союзе племен. Ко второй половине IX в. произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд в Закон Русский, «юрисдикция которого распространилась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве»4. Данной системой права руководствовались в судебной практике великие киевские князья, княжеские  местные и общинные суды. Закон Русский означал «систему права, сложившуюся в основных центрах Руси, той социальной группы, которая возникла в результате разложения первобытнообщинного строя восточного славянства».5 В свою очередь Б.Д. Греков не рассматривал Закон Русский как особый источник права, полагая что «Русская Правда отражает общественные отношения приблизительно VIII-IХ вв.»6. Во второй половине Х – начале ХI в. в результате усложнения правовой системы,  Закон Русский трансформировался в Правду Русскую.

Наиболее  ранние письменные памятники русского права - тексты договоров Руси с Византией (907, 911, 944 и 971 гг.). Они представляют собой  «исключительные по важности памятники, свидетельствующие о большом  удельном весе Киевской Руси в международных  отношениях Х века, об экономических, политических и культурных связях Руси с Византийской империей»7,  являются источником для изучения социально-экономических отношений и развития права.  Так ст.1 договора 911 года свидетельствует о системе государственного устройства: во главе государства стоял великий князь, он опирался на верхушку главенствующего класса, так называемых светлых бояр («Мы, от  русского народа, Карлы, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Гуды…посланные Олегом, великим князем русским, и всеми подвластными ему светлыми боярами…»8). Договоры уделяли много внимания регулированию отношений между двумя государствами, свидетельствовали о стремлении Руси к установлению долголетних дружественных отношений с Византией: «Прежде всего пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем» (ст.2  911г.), предусматривая религиозную кару за нарушение мирного договора (ст.1 944 г.). В некоторых положения договоров исследователи часто находят зачатки международного частного права, например вопросы охраны имущественных прав иноземцев, порядок наследования имущества, оставшегося после руса в Византии.9  Договоры Руси с Византией содержат большое количество статей, регулирующих нормы торгового и гражданского права: по договорам русский князь мог посылать ежегодно в Византию любое количество кораблей  (ст.2  944г.); русские получали в Константинополе защиту своих прав и интересов (ст.2-а 944г., 907г.); ст.12  911г. (ст. 3 944г.) гарантировала возврат беглой челяди хозяевам. Ст. 13  911г. говорит о наследовании не только по обычаю, но и по завещанию, запрещая местным властям присваивать имущество в свою пользу. Договоры Руси с Византией включают в себя также нормы уголовного права, более того, уголовные нормы древнерусского права заметно влияют на международное право: ст.5-7  911г. «…за тот удар или избиение пусть даст 5 литров серебра по обычаю русскому». Нормы уголовного права включают в себя: порядок доказательства факта совершения преступления,  четко обозначив классовый характер договоров (для знатного русина, совершившего убийство, смертная казнь могла быть заменена конфискацией имущества, данная замена на бедняка не распространялась (ст.4 911г.)10); выдачу уголовных преступников, бежавших из Руси (ст.14  911г.); порядок наказания преступника (ст.12-13 944г.).

Правление Ольги ознаменовалось целенаправленной борьбой за консолидацию Руси. С целью упорядочения сбора дани, которое «дало бы возможность, не уменьшая княжеских доходов, предупредить и разорение людей, платящих дань, и их борьбу с князем, Ольга и проводит свою административно-финансовую реформу»11. Вместо дани, взимаемой неопределённое количество раз и в неопределённых размерах, княгиня устанавливает определённый размер дани, вводит определённый порядок сбора дани, зафиксированный и твердо проводимый княжеской властью, княжими «мужами», специально на то уполномоченными. Теперь население знает - когда, сколько и чего потребуют от него сборщики. Деятельность Ольги укрепила финансовую базу княжеской власти, усилила княжескую администрацию, расширила и укрепила непосредственно княжеский домен, а все это в совокупности не могло не способствовать развитию и росту государственности древней Руси.

К числу  древнейших источников права относятся  также церковные уставы князей Владимира  Святославича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции. Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам. Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных земель (вотчин). В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда. Определенное влияние оказали и Кормчии книги, представлявшие собой перевод на русский язык сборников византийского церковного права.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что накопившийся  с течением времени правовой материал требовал объединения в сборнике права, получившим название Русская Правда.

 

3. Гражданское право по Русской Правде

Русская Правда очень четко различает  две главные части гражданского права -  право собственности и  обязательственное право, что свидетельствует  о достаточно высоком уровне развития правовой мысли. Право собственности  возникает с утверждением феодального  способа производства и основы его  – феодальной собственности на землю. Главной, наиболее существенной чертой права древнерусского государства  является то, что это право было правом неравным, правом-привилегией  господствующего класса, класса феодалов.12

В Русской  Правде содержится ряд норм права определяющих правовое положение отдельных групп населения. Юридические привилегии распространялись на субъектов, названных как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, закон защищал личность и имущество смерда, за совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.

Информация о работе «Русская Правда» - первый кодекс отечественного права