Податная реформа Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 02:50, курсовая работа

Краткое описание

Петровские преобразования были настолько грандиозны, всеохватны, что спустя много лет они не стали только историей. Они продолжают быть реальностью, вошли в нашу повседневную жизнь. Ведь именно по инициативе Петра мы празднуем наш любимый праздник «Новый год» зимой. Именно он привез в Россию наше любимое блюдо – картофель. Именно он начал выпуск газет. Продолжать можно еще долго. Но, несмотря на вышесказанное, личность Петра I сложна и противоречива, и большую часть времени правления Петра Россия воевала. А как сказал сам Петр: «Деньги – артерия войны» .

Содержание

Введение 3-5
1.Налоговая политика до Петра I 6-15
2. Попытки реформ впервые годы Северной войны 16-19
3.Подушная реформа 20-23
Заключение 24-25
Список использованной литературы 26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

    Помимо чисто финансового  эффекта реформа привела к  существенной перемене в судьбе регулярной армии. Согласно идее реформатора, взятой из шведской практики обеспечения армии в мирный период, полки размещались непосредственно среди тех самых крестьян, с которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров. Это позволяло значительно сократить путь денег из карманов крестьян в полковые кассы, так как уничтожался ряд промежуточных финансовых звеньев.

    Подушные переписи, как правило, также проводились силами самой армии, выделявшей на это значительные контингенты военнослужащих. Так повелось с первой ревизии 1721-1724 годов. В 1725 году фельдмаршал М.М.Голицын сообщал в Военную коллегию о хронической нехватке в армии офицеров. Общие данные свидетельствуют, что во время первой ревизии в качестве переписчиков использовались не менее 45% армейских штаб- и обер-офицеров.

    Для сбора с крестьян  подушной подати из числа местных  дворян избирались так называемые  земские комиссары, ответственные  за передачу денег в полки. Сами же полки после окончания Персидской войны и особенно 1724 года начали расселяться по центральным губерниям равномерно во все стороны от Москвы - центра гигантского расселения армии.

    Там, где жил командир  полка, строился полковой двор, а  в местах размещения роты - ротный  двор. Рота селилась в радиусе 50 - 100 верст от ротного двора, причем Петр требовал расселять солдат по деревне как можно плотнее.

    Помимо ротного двора  сооружались дворы для офицеров  и их людей, штабные, интендантские  помещения, госпитали. Масштабом для  поселения войск после тщательных  расчетов была избрана пропорция: одного солдата-пехотинца (при расходе на него 28,5 рубля в год) могли содержать 47 крестьян при подушной подати в 70 копеек, а кавалериста - 57 крестьян, так как расходы на него и его лошадь составляли 40 рублей в год. Таким образом на армию было расписано все население основных губерний, которые должны были принять и разместить на своей территории полки.

    Вообще, ничего подобного  перед петровскими реформами  Россия не знала, так как военный  аспект податной реформы Петра  означал, что регулярные воинские части размещались практически в каждом уезде всех губерний, исключая только Сибирскую. Крестьянское население всех других губерний должно было сделать для себя выбор: или селить у себя солдат, или строить им на свои деньги и своими силами особые солдатские слободы, под которые предполагалось взять земли из помещичьих и крестьянских наделов. Таким образом, помимо платежа подушной подати крестьянское население России либо облагалось постойной повинностью, либо должно было выплатить за это солидную компенсацию в виде платы за строительство слобод.

    Реакция крестьян и  помещиков, на земли которых начали  приходить и селиться полки  была крайне негативной: постой - эта тяжелейшая повинность военного  времени - теперь, в мирное время, становился как бы постоянным институтом. Сегодня можно не сомневаться, что "стон" пронесся по стране, так как нам известно, что если хотели наказать непослушных крестьян, бунтовавших против властей или помещиков, то просто размещали в этой деревне солдат, которые буквально разоряли своих крестьян, насильничали и грабили. В итоге постой оказался пострашней массовых экзекуций и ссылки. Не случайно свобода от постойной повинности всю последующую историю России рассматривалась как желаннейшая привилегия, добиться которой удавалось немногим наиболее состоятельным селянам и горожанам, оказавшим особые услуги государству или давшим большую взятку.

    Сделав постойную повинность  постоянной, Петр, стремился смягчить  ее неизбежные негативные последствия, о которых он наверняка знал. Наибольшие надежды он возлагал на законы, которые должны были регулировать отношения населения и армии. Важнейшими законами такого рода стали "Плакат" и "Инструкция полковнику" 1724 года. Оба документа были разработаны при активнейшем участии Петра - настоящего вдохновителя податной реформы. Следует сразу же отметить, что оба документа предполагали: во-первых - самое непосредственное участие армии в сборе подушной подати; во-вторых - делали полковника, старшего воинского начальника в местах размещения полков, главным арбитром во всех возможных спорах и разногласиях между населением и армией

 

 

 

 

 

Заключение

      Податная реформа  Петра I стала важным событием  в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны.  Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, она явилась естественным  продолжением  фискальной  политики  самодержавия предшествующей поры.   В  основе  этой  политики  лежал  принцип  усиления тяжести  налогообложения  путем  увеличения  числа   и   объема   налогов, расширения  контингента  налогоплателыциков.  Следствием  преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение (хотя и не столь значительное, как считали некоторые исследователи) тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.

 С другой стороны, податная  реформа стала новым этапом  финансовой  истории страны. В  результате ее  осуществления  произошло  существенное  изменение  всей системы прямых налогов. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый  денежный  налог  —  подушная  подать,  — заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная  подать в  размере  70  копеек  взималась  на  протяжении  более  семи  десятилетии. Появление  постоянного,  прямого  налога   позволило   стабилизировать   и унифицировать финансы  в  целом, ибо теперь правительство в своих расчетах могло опираться  на  более  реальные  нежели прежде бюджетные данные. Это в свою  очередь  позволило  обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии; значительная часть  которых  в годы Северной  воины  удовлетворялась  путем  взимания  экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов  и повинностей, а также единицы обложения,  но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров  — выборных от помещиков, чьи крестьяне  являлись плательщиками, а также полковых командиров.

 Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения  путем привлечения к несению налогов  значительно  большего,  чем  прежде,  числа потенциальных  плательщиков.  Это  было  достигнуто  не  только   за  счет включения в тягло новых  групп  населения,  но   преимущественно  за  счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения  теперь не играл никакой роли в системе  налогообложения.  Плательщики,  практиковавшие  на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов,  подверглись  в  ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен  на  максимальный  охват тяглом населения.  Особенно это относится к организации свидетельства душ, осуществленного  военными  ревизорами,  главнейшей  целью   которых   было выявление  утайки  душ.

В  целом  податная  реформа  стала  невиданной  по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения  страны.  Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы  соприкоснулись. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. /Е.В.Анисимов. — Л.: 1982
  2. Анисимов, Е.В. Податная реформа Петра І. /Е.В.Анисимов. — Л.: 1982
  3. Артёмов, В.В.   История   отечества   с   древнейших   времён   до  наших дней./ В.В. Артёмов. — М.:  Академия, 1999.
  4. Воскресенский А.Н. Законодательные акты Петра І./А.Н. Воскресенский. — М. 1945.
  5. Карамзин Н.М. История государства Российского./Н.М. Карамзин – М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 11.
  6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн./В.О.Ключевский. Кн. 2. — М.: Мысль, 1993
  7. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй  половине  18 века. /  А.Г. Маньков. — М.: Л., 1962.
  8. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти 18 столетия и реформа Петра Великого./П.Н. Милюков. — Репринтное издание 1905 г. — СПб.: Альфарет, 2012.
  9. Павленко Н.И.  Пётр  Великий./Н.И. Павленко. — М.: Мысль,  1990
  10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том./ С.М. Соловьев. — М.: Голос; Колокол-Пресс, 1993-1998.
  11. Толкушкин А.В. История налогов в России./А.В.Толкушкин.  — М.: Юристъ, 2001.
  12. Троецкий С.М. Россия в период реформ Петра I./ C.М. Троецкий. — М.: 1973.
  13. Чистяков А.С. История Петра Великого. /А.С. Чистяков. — М.: «Буклет» 1992.

 

 

 

 


Информация о работе Податная реформа Петра 1