Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 02:50, курсовая работа
Петровские преобразования были настолько грандиозны, всеохватны, что спустя много лет они не стали только историей. Они продолжают быть реальностью, вошли в нашу повседневную жизнь. Ведь именно по инициативе Петра мы празднуем наш любимый праздник «Новый год» зимой. Именно он привез в Россию наше любимое блюдо – картофель. Именно он начал выпуск газет. Продолжать можно еще долго. Но, несмотря на вышесказанное, личность Петра I сложна и противоречива, и большую часть времени правления Петра Россия воевала. А как сказал сам Петр: «Деньги – артерия войны» .
Введение 3-5
1.Налоговая политика до Петра I 6-15
2. Попытки реформ впервые годы Северной войны 16-19
3.Подушная реформа 20-23
Заключение 24-25
Список использованной литературы 26-27
Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
В 1571 г. была дана таможенная новгородская
грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства .
В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. р. и меха сибирской области. Различные городские пошлины - торговые, питейные, судебные, банные - приносили 800 тыс. р. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы - Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV - XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 р. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 р., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов - 641394,6 р., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 р. Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне - по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов - по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы .
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12 - 13%, для русских, вывозивших товары за границу – 4 - 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.
В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.
Большое распространение получил
Таким образом, в 16 - 17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Налоговая политика государства была направлена на создание специальных органов, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
Попытки реформ впервые годы Северной войны
Финансовые затруднения стали особенно тяжелы с начала Северной войны. Именно на плечи русского крестьянина пала вся тяжесть войны. И победа стала возможной благодаря преданному народу. Лишь один перечень различных повинностей не может нас не шокировать. Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными, неизменными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги – это идущие на нужды центральных ведомств. Прямое обложение сведено было в две классовые подати: одна, под названием ямских и полоняничных денег, падала на крепостных людей, другая, стрелецкая, во много раз более тяжелая, была положена на все остальное тяглое население. Оба налога в прежнем окладе взимались и при Петре. Но регулярная армия и флот потребовали новых средств. А как мы помним, военный флот рождается в последние годы XVII столетия. В 1696 г. Боярская Дума вынесла решение: «Морским судам быть». К расходам на армию присоединяются расходы на создание флота. Для строительства и содержания флота требовалась значительная сумма денег. Основные тяготы по строительству флота были возложены на наиболее состоятельных лиц. Богатые купцы и землевладельцы, имевшие более 100 дворов, объединялись в так называемые кумпанства. Каждое кумпанство должно было построить определенное количество кораблей из расчета одно крупное судно на 8 – 10 тысяч дворов. Изыскание средств, организация строительства судов возлагалась также на кумпанства. Не остались без внимания и мелкие землевладельцы (а именно их крестьяне), для них вводился специальный сбор на строительство кораблей по полтине со двора. В 1700 г. кумпанства были упразднены. На нужды флота учреждался специальный ежегодный сбор – по 12 ½ коп. со двора на церковных землях и по 10 коп. – на прочих землях. Эти сборы давали в начале XVIII в. около 140 тыс. рублей. Примерно половина из них шла на строительство и ремонт кораблей, половина – на жалование морякам и мастеровым людям. Также были введены новые военные налоги, деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные; драгунская подать на покупку драгунских лошадей, падавшая и на духовенство, доходила до 2 рублей с сельского двора и до 9 рублей с посадского на наши деньги.
Сначала Петр расширил косвенные налоги,
не производя преобразований прямых.
Важным нововведением эпохи Петра I является
установление системы взимания гербовых
сборов (пошлин). В России гербовая бумага
введена указом 23 января 1699 г. Инициатором
использования гербовой бумаги в России считается
дворецкий графа Шереметева Курбатов.
Гербовая (актовая) бумага это специальная
бумага, предназначенная для написания
актов и документов (векселей, договоров,
актов о продаже имущества и др.) и представляющая
собой один из видов гербового знака.
Гербовая бумага или «бумага под орлом»
(клейменая или орленая) была сначала трех
видов:
«Орленая» бумага продавалась из Оружейной палаты стоимостью по 10 коп., 1 коп. и 1 деньге за лист. В 1702 цены были существенно увеличены и стали более разнообразными – 1 руб., 50 коп., 20 коп., 4 коп. и 2 коп. за лист. Этот сбор существовал в течении всего XVIIIв.
Находили новые объекты обложения, особенно в сфере торговли, денежного обращения, хозяйственно-промысловой деятельности, оформления всякого рода сделок. Как пишет В.О. Ключевский: «Начиная с 1704 г один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный – от клеймения хомутов, шапок и сапог, поддужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, посовщинный, кожный – с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный – с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный – с печей, привальный и отвальный – с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и «другие мелочные всякие сборы». Появились налоги, трудные даже для московского плательщика. [6.С.541]
Обложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как едва терпимая роскошь; точно также оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божием. Указом 1705 г. борода была расценена посословно: дворянская и приказная – в 60 рублей (около 480 рублей на наши деньги), первостатейная купеческая – в 100 рублей (около 800 рублей), рядовая торговая – в 60 рублей, холопья, причетничья и т.п. – 30 рублей; крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде платил за нее 1 копейку ( около 8 копеек). [6.С.544]В 1715 г. установлен однообразный побородный налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир.
В 1705 была введена монополия на продажу табака, соли. В этом же году был введен налог на дубовые гробы. Обложены были все пчельники в 1709 г. по 8 денег с улья.
Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиньшин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Податная реформа Петра I
Реформа податного обложения была непосредственно вызвана необходимостью решить проблему содержания армии в мирное время. Закончив Северную и Персидскую войны, Петр не намеревался сокращать огромную по тем временам армию или сворачивать программы строительства военно-морского флота. Численность регулярной армии в мирный период не только не уменьшилась, а наоборот - возросла. Если в 1711 году вооруженные силы (инфантерия и кавалерия) составляли 106 тысяч человек (что было определено штатами 1711 года), то в 1720 - 1721 годах общая численность пехоты и кавалерии достигла почти 121 тысячи человек при сохранении численности артиллерии и, не считая гарнизонных солдат (примерно 74 тысячи).
Пока шла война, и армия находилась в походах или стояла у границ, проблема ее содержания не представлялась сложной. Экстраординарные налоги и повинности, насильственные изъятия у населения других стран и у собственных сограждан провианта, фуража, транспорта и т.п. - все эти и подобные им средства обеспечения армии использовались в полной мере, формально оправданные суровым военным временем. Но с наступлением мира ситуация должна была измениться. Уже в 1718-1719 годах полки стали возвращаться из-за границы на родину. Петр нашел для них временное, но важное задание: солдат, начали перебрасывать на крупные стройки, требовавшие тяжелого массового труда. Это были крепости, гавани и каналы. Занять полки строительными работами - создать своеобразные "трудоармии" - было временным выходом и, поэтому, не решало полностью острую проблему содержания и размещения армии внутри страны в мирный период. Решение было найдено в конце 10-х - начале 20-х годов. Речь идет о реформе податного обложения, начатой в 1719 году и завершенной в 1724-м. Смысл ее в том, что вместо десятков различных налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Этот подушный налог собирался со всех душ мужского пола. « Каждая мужская душа, будь то грудной младенец или глубокий старик, обязана была платить подать в сумме 74 копеек». [9.С.304] Возникает вопрос, почему же именно74 копеек? Ответ можно найти в способе исчисления: для содержания армии в то время требовалось 4 миллиона рублей в год. Эту сумму разделили на количество человек мужского пола, которых было 5,4 миллиона душ, и в итоге получилась такая сумма – 74 копеек. Но, как известно далее, налог с таким номиналом не взимался, т.к. в 1725 году в январе на престол вступает Екатерина I, которая уменьшила размер подати на четыре копейки.