Введение христиантсва на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Крещение Руси является историческим событием не только отечественного, но и общеевропейского значения. Процесс христианизации – это итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов. Именно в этих связях Древняя Русь приобретает новые широкие международные связи и становится равноправным государством в ряду ее монотеистических соседей. Крещение Руси – это чрезвычайно сложная научная проблема, поэтому ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов. Разносторонность подходов и оценок христианизации Руси, ее причин и последствий порождает множество различных взглядов исследователей, как на сам факт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

Содержание

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Предпосылки, анализ ситуации, ход событий …….. . .………5
Глава 2. Значение и проблемы принятия христианства ………. .……11
Заключение. . . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .... . . ..18
Список источников использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

кр по истории.Вика.docx

— 54.55 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ

«ВВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка I- огокурса

Направление «Менеджмент  организации»

Голова Виктория

 

 

 

 

Проверил:

Кандидат исторических наук,

Доцент

Фаненштыль О.А.

 

 

 

 

 

 

                                       Нижневартовск, 2013

Содержание

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Предпосылки, анализ ситуации, ход событий …….. . .………5

Глава 2. Значение и проблемы принятия христианства ………. .……11

Заключение. . . . ... . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .... . . ..18

Список источников использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .19

 

 

 

                                                 Введение

        Крещение  Руси является историческим событием  не только отечественного, но  и общеевропейского значения. Процесс  христианизации – это итог  долгих и сложных экономических,  социально-политических и культурных  процессов. Именно в этих связях  Древняя Русь приобретает новые  широкие международные связи  и становится равноправным государством  в ряду ее монотеистических  соседей. Крещение Руси – это  чрезвычайно сложная научная  проблема, поэтому ее всесторонняя  разработка требует объединенных  усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов  и искусствоведов. Разносторонность  подходов и оценок христианизации  Руси, ее причин и последствий  порождает множество различных  взглядов исследователей, как на  сам факт крещения, так и на  его долговременные духовные, общественно-политические  и культурные последствия.

Таким образом, актуальность проблемы христианизации Руси является в определении истинных причин крещения и истинных его последствий.  
Являлась ли Русь до христианизации отсталым, аморфным полугосударственным образованием, или же это предвзятое мнение сторонников положительного восприятия этого процесса? Разве настоящая русская культура берет свои истоки из Византии? Почему под влиянием христианства мы стали забывать о славянской мифологии, о древнем искусстве, фольклоре, язычестве?

Так или иначе, несмотря на тотальное уничтожение всего  языческого наследия христианством, древние  религиозные верования славянских племен не были уничтожены: они переродились оригинальную ветвь христианства –  православие, которое стало синкретическим учением, вместившим в себе и христианские догматы, и языческое мироощущение. 

 

Вследствие возникновения  такого религиозного слияния, возникла ситуация «двоеверия» или «двукультурья», которая сказалась на средневековом  общественном сознании, в целом. Разорванность  Руси на две культуры сказывалось  не только на поведении, ценностях и  быте, поскольку оно не замыкалось в этой сфере, то оказывало большое  воздействие на развитие философско-мировоззренческих  идей, в том числе этику и  эстетику, историческое мышление, представления  об обществе, национальное самосознание. О такой раздвоенности ярко свидетельствуют  памятники материальной культуры, письменность, фольклор, живопись.2

Живучесть языческих традиций в народе – одно из главных доказательств  того, что христианство, как религия  и мировосприятие, было чуждым русскому человеку, взор которого был обращен  к предкам, земле, природе. И по сей  день, многие христиане следуют языческим  обрядам, искренне считая, что это  обряды христианские.

     Цель данной работы: анализ событий христианизации.

    Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

  1. Рассмотреть: предпосылки (причины), анализ ситуации, ход событий;
  2. Значение проблемы принятия христианства.

 

 

 

ГЛАВА 1. Предпосылки, анализ ситуации, ход событий.

В IX – X вв. в жизни восточных  славян происходят серьезные изменения. В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государство Русь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многие славянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской равнине, облагают их данями. Они совершают победоносные походы на Византию и заставляют гордых византийцев выплачивать им контрибуции, а также содержать за свой счет русских купцов, приезжающих в византийские города для торговых сделок. Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новой религии. Как следует понимать этот парадокс? Так арабский хронист Яхья Антиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказанной князем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания Варды Фоки, а также с последовавшей за этим событием – женитьбой Владимира Святославича на византийской принцессе Анне. Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли, что жители Киевского государства обязаны христианизацией только Владимиру Святославичу, на которого якобы сошла милость Бога и он сумел понять, что православная вера – единственная правильная.3 Иаков Мних заметил также, что на формирование христианского мировоззрения Владимира оказала влияние его бабка княгиня Ольга. А вот создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.

 

Однако крещение жителей  Восточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростное сопротивление  данной акции, не может быть объяснено  ни желанием византийской принцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князя Владимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгини  Ольги и византийских миссионеров. В XIX в. возникла ещё одна версия христианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи. Данная версия не выдерживает критики. Советские историки убедительно показали в своих трудах, что язычество не было столь примитивным и бесцветным. Языческие ритуалы вовсе не уступали христианским обрядам в пышности, торжественности и воздействии на психику людей. М.Д.Приселков считал, что главная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которые исследователь упустил из виду. М.В.Левченко, С.А.Токарев, А.М.Сахаров высказали мнение, согласно которому христианская религия послужила прочной основой для объединения восточнославянских племен в единое государство. Христианская религия – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками в отечественной историографии.4

В 882 году, согласно «Повести временных  лет», в Киевской земле произошел  переворот. Киев был захвачен новгородским князем Олегом, который, уничтожив правивших  там князей – Аскольда и Дира, сам вместе с Игорем вокняжился в  городе. Позиция Олега по отношению  к христианству и к киевским христианам была по-разному расценена историками. В.И. Ламанский считал, что этот князь-язычник благосклонно относился к христианам. Ламанский высказал также предположение , что церковь св.Ильи возникла в Киеве во времена Олега, а при ней появился и церковный клир. А.В.Карташев полагал, что Олег был яростным противником христианства. Примерно такую же оценку религиозной политике Олега дал и Б.Я.Рамм. Он писал, что «крещение, принятое после 860г. киевлянами, возможно, во главе с их князем Аскольдом, не получило широкого распространения» и после захвата Киева в 882г. Возможно, что и смена власти в Киеве произошла из-за отсутствия поддержки со стороны жителей религиозной политики киевских правителей. В пользу этого предположения имеется одно свидетельство, которое содержит поздняя Иоакимовская летопись. Н.С.Гордиенко без ссылок на первоисточники прямо заявляет о появлении в IX веке на Руси римских миссионеров, «в том числе и в епископском сане», пропагандировавших христианство среди социальных верхов. Он говорит также, что проповедниками христианства на Руси выступали византийские купцы и «варяжские дружинники». В середине IX века были попытки викингов захватить Курляндию. Среди викингов были и христиане. Из этого можно сделать бесспорный вывод о попытках распространения новой веры и в северо-западных районах Восточной Европы. Б.Я. Рамм считал, что с захватом Олегом Киева христианство на Руси хотя и потерпело фиаско в качестве главной религии киевлян, но совсем не исчезло. Напротив, в IX или начале X века русская церковь получила организационное оформление: она считалась митрополией Константинопольского патриарха и в церковном уставе Льва VI числилась на 61-м месте.5

После смерти князя Игоря верховная  власть в Русском государстве  сосредотачивается в руках его  вдовы Ольги, которая принимает  христианство. Уже В.Н.Татищев, опиравшийся на летописные памятники, и в частности на Иоакимовскую летопись, склонен был рассматривать крещение Ольги как важнейший шаг в деле утверждения христианства на Руси. Он считал, что после крещения Ольги « многие крестились…Паче же Ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в Цареграде…». Макарий полагал, что Ольга ездила в Константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятию христианства. Она крестилась в Византии вовсе не потому, что боялась киевских язычников. Просто Ольга желала «принять свет в самом источнике его». По возвращении из Царьграда она стала распространять христианство на Руси: свергла идолов, создавала христианские церкви. Только противодействие Святослава помешало ей сделать Русь христианской державой. В 957 году Ольга поехала в Константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принять христианство. Но пораженная там «величием греческой религии», крестилась.6 Возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству Святослава, но он остался верен язычеству. Но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. Это повлияло на дальнейшее распространение христианства в Киевском государстве. Началась борьба между христианством и язычеством. На Ольгу благотворно повлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в Киеве. По политическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти Игоря свои убеждения. Ольга тайно крестилась в Киеве, а в Константинополь прибыла христианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи власти Святославу. После крещения она стала ниспровергать языческих идолов. Русь во времена Ольги не была подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии.

Поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своей семье. При Ольге христианство на Руси было лишь едва «терпимой полудозволенной» религией. Само обращение русской княгини в христианство историк Левченко связывал с попыткой русского правительства установить более тесные отношения с Византией, в первую очередь торговые. Принимая христианство, Ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешала византийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством. Выбор христианского имени княгини Ольги не был случайным. Ольга была наречена при крещении Еленой в честь матери Константина Великого, считавшейся «равноапостольной». Наречение русской княгини при крещении Еленой очень прозрачно намекало на устремление Византии установить с её помощью христианство на Руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучее славянское государство в вассальные отношения к цесарю Византии. Византийцам не удалось исполнить задуманное. Ольга действительно думала об организации церкви на Руси и колебалась меду двумя тогдашними христианскими центрами – Константинополем и Римом. Попытку Ольги ввести христианство на Руси следует расценивать как охранительную государственную меру с целью упрочения княжеской власти и подавления народных масс. При Святославе (957-972гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. Концу второй половины X века процесс централизации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии. Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он основал город Тмутаракань. С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией.7

Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в  Киев, недалеко от Днепровских порогов.Княжением  Святослава завершается период становления  Древнерусского государства. В середине X века оно становится крупнейшим из известных тогда государств Восточной  Европы наряду с Византией и Хазарским  каганатом, успешно соперничавшим  с ними и неоднократно побеждавшим  их в открытой борьбе. Из союза племен Русь превратилась в государство  с единой центральной княжеской  властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами. Племенное  деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность.8

С объединением Руси и усилением  военной мощи Киевского государства  повышалась безопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили ее могущество. Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип богоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Принятие христианства было обусловлено и расширением международных связей Руси. Но крещение Руси не только соответствовало интересам верхушки общества. Новая религия принесла с собой и не известную язычеству идею равенства людей: во-первых, исключила племенные и этнические различия; во-вторых,каждому от князя до землепашца- предстояло отвечать за свои земные дела на Страшном суде:ни высокое положение, ни богатство не спасали грешника и злодея от геенны огненной, которая доходчиво изображалась художниками на западной стене христианского храма; праведника же за терпение и добрые дела ожидал рай. В новой системе ценностей происхождение и социальный статус человека не имели значения: на Страшном суде смерд вполне мог оказаться более достойным, чем боярин или князь.

 

     Глава 2. Значение и проблемы принятия христианства.

Новая вера не посягала на земные порядки, хотя и осуждала резкий разрыв между евангельскими нормами и реальностью грешного мира. Но само признание равенства - хотя бы только перед Богом - и уверенности в грядущем разрешении всех земных противоречий до определенной степени сдерживало страсти и смягчало остроту социальных конфликтов. Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему, в отличие от языческих традиций подчинения отдельного человека роду и судьбе-року. Но христианство не только уравнивало людей перед Богом, оно вырывало их из круговорота слепой космологической зависимости: личная ответственность невозможна без свободы личностного выбора и духовной самостоятельности каждого человека, который отныне мог по мере своих сил приобщиться к божественной благодати («нетварной энергии»). А навстречу ему раскрывался Бог в человеческом лице Иисуса Христа, реально соединившем божество со всей природой человека. Личностное восприятие мира как Божьего дара давало христианину и надежду: даже на пороге смертного часа раскаявшийся грешник мог получить прощение и облегчить свою участь. Новый христианский тип сознания поднимал человека на немыслимую для языческого мироощущения высоту.9 Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ.Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св.Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. 10

Информация о работе Введение христиантсва на Руси