Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:50, реферат

Краткое описание

В последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем "Болонского процесса", в модернизации российской высшей школы.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть историю Болонского процесса.
2. Раскрыть понятие и определить основные цели Болонского процесса. Его участников.
3. Раскрыть основные положения Болонской декларации.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

3. Учреждение кредитной системы  по Европейской кредитно - трансфертной  системе (ECTS). Кредитами называются  условные единицы, в которых определяется  объем образования. За каждой  такой единицей стоит определенное  количество освоенных понятий, связей  между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость  полученных знаний и умений, включая  самостоятельную работу студентов  и сдачу ими промежуточных  и итоговых экзаменов, другие  виды учебной работы. Для получения  европейского диплома бакалавра  требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов  рассматривают как средство повышения  мобильности студентов при переходе  с одной учебной программы  на другую, включая программы  последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом  признания и мобильности студента, средством реформирования учебных  программ, а также средством передачи  кредитов высшим учебным заведениям  других стран. Аккумулирующая кредитная  система дает возможность учесть  все достижения студента, не только  учебную нагрузку, но и участие  его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах  и т.д. В отдельных странах как  условие начисления кредитов  выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы  студента. Благодаря накопительной  системе кредитов студент сможет  поступить в университет одной  страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения  университет или избранную специальность; закончить обучение на любом  этапе, получив степень бакалавра  или магистра, продолжить образование  в удобный для себя период  жизни.

Европейская система перевода кредитов

Краткая информация об академических кредитах:

Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибальная система оценок:

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов  сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

Введение ECTS - Европейской системы перезачета кредитов - является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть "линий помощи" (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

4. Существенно развить мобильность  учащихся (на базе выполнения  двух предыдущих пунктов). Расширить  мобильность преподавательского  и иного персонала путем зачета  периода времени, затраченного ими  на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального  образования. Для осознания и  утверждения конкурентоспособности  своих знаний и умений каждый  студент должен иметь возможность  хотя бы короткое время обучаться  и стажироваться за рубежом, а  благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков. Мобильности студентов способствует  целенаправленная подготовка к  сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру  по экономике GRE, менеджменту GMAT и  прочих.

В частности, академическая мобильность предполагается следующее:

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

5. Приведение высшего образования  в различных странах к единым  стандартам. Это касается разработки  сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь концепции  непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить  в течение жизни несколько  дипломов и ученых степеней, а  университету – значительно улучшить  финансово-материальное обеспечение  за счет предоставления информационно-материальной  базы для желающих продолжить  обучение. В основе этой концепции  лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью  жизни.

В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Несмотря на это, российское высшее образование фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "дипломированный специалист". В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

В целом отношение российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту. Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 "О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе".

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.

2. Болонский процесс: нарастающая  динамика и многообразие (документы  международных форумов и мнения  европейских экспертов) / Под научной  редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс  и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская декларация  как фактор формирования европейского  образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. –  С.103-108.

5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах  и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

6. Шадриков В.Д. Государственные  образовательные стандарты высшего  профессионального образования  и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.

 


Информация о работе Болонский процесс