Баки Урманче в истории татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:10, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение миропонимания творца, ознакомление с его работами.
Для осуществления данной цели необходимо раскрыть следующие главы:
Знакомство с жизнью и творчеством живописца;
Баки Урманче – великий татарский деятель искусств.

Содержание

ГЛАВА 1. ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ЖИВОПИСЦА 4
1.1 Немного из биографии художника 4
1.2 Начало творчества Урманче 6
1.3 Г.Тукай в жизни Баки Идрисовича 10
Глава 2. БАКИ УРМАНЧЕ – ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ 12
2.1 Роль Баки Урманче в истории татарского искусства 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории РТ.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

К середине 1970-х гг. художник становится живой легендой: его работы публикуют в школьных учебниках, творческая интеллигенция считает его своим наставником, в Казани и в городах Казахстана устраиваются грандиозные выставки его работ. Урманче – автор более ста скульптурных произведений, около трехсот живописных полотен, более четырех тысяч листов графики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. БАКИ УРМАНЧЕ – ВЕЛИКИЙ ТАТАРСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ

2.1 Роль Баки Урманче в истории татарского искусства

Мастер, даже будучи 80-летним, все открывает и находит новые темы, стилевые приемы и решения. Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, затем во ВХУТЕМАСе в Москве.

Известный татарский писатель и ученый Наки Исанбет, определяя роль Б.И.Урманче в истории татарской культуры, сказал: «Баки Урманче – патриарх нашего изобразительного искусства, голова, аксакал. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Г.Тукай и С.Сайдаш. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки ага Урманче».

Баки Урманче своим творчеством являет пример и образец неустанного труда, вдохновенной службы искусству. Счастливо сочетая свой редкий природный талант с упорным трудолюбием и высоким образованием, Б.И.Урманче создал более 3000 графических работ, около 300 живописных полотен и более 100 скульптур.

Представление о многогранности его личности еще более обогатится, если мы вспомним его инженерные, столярные склонности, любовь к музыке (играл на скрипке и даже мастерил ее сам). Он не только художник, но и певец: обладает красивым и сильным баритоном. В его репертуаре десятки народных песен татар, башкир, казахов. Баки Урманче тонко понимает, ценит и любит поэзию: Саади и Гёте, Хайяма и Хикмета, Абая и Байрона читает в оригинале и знает многое наизусть. Сам пишет стихи. В отличие от его солнечной, мажорной живописи поэзия у него чуть грустная, философская.

Урманче – хороший стилист. Образцовым, несколько высокого стиля языком пишет статьи о творчестве близких ему художников, коллег. Расшифровывает и анализирует древние рукописи как настоящий текстолог. Преподает арабскую каллиграфию студентам университета как педагог-каллиграф. Пишет монографию о татарском народном костюме и пособия для преподавателей рисования…Примечательно, что в любом виде искусства Урманче выступает как мастер на высоком профессиональном уровне.

Любая его работа выполняется с пониманием стиля народного искусства, в то же время в духе культурных традиций Востока и высоких достижений мирового искусства. Эти произведения далеки от простой стилизации, проникнуты поэзией и музыкой. Художник продолжает свой творческий труд и в живописи. В цикле «Воспоминания» интересна оригинальная творческая концепция. «В предгорьях Урала», «Сенокос в Салтыке», «Сабантуй» и другие полотна из этого цикла художник создал, используя традиции древних миниатюр, книжной и рукописной графики Востока, традиции татарского народного творчества и высокие культурные достижения современности.

Находя изящное, ритмичное композиционное и цветовое решение, Урманче стремится в этих картинах к декоративности и монументальности.

Аксакал всегда продолжал творческую работу с присущей ему энергией и вдохновением, посвящая свой труд социалистической Родине, советскому народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В 1976 году Баки Идрисович создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.

Из  93 лет жизни 70 Баки Идрисович посвятил искусству, продолжая упорно трудиться до последних дней жизни. Б. Урманче умер 6 августа 1990 г., похоронен на Новослободском кладбище Казани.

В 1999 г. в Казани был открыт музей Б. Урманче, в городах Татарстана – Буинске, Зеленодольске, Нижнекамске, Набережных Челнах – названы улицы в честь художника, каждые два года за высокие художественные достижения мастерам культуры Татарстана вручается премия им. Б. Урманче Министерства культуры РТ. К столетию художника, в 1997 г., в Казани был открыт памятник Б. Урманче на ул. Большой Красной.

Цель нашей работы можно считать достигнутой, поставленные задачи выполнены. Мы познакомились с жизнью и творчеством великого татарского деятеля искусств, остановились на творческом пути художника, подтвердили утверждение о том, что Урманче внес большой вклад в искусство нашего народа.

 

Список использованной литературы

 

1. Баки Урманче и татарская культура. – Казань, 2005

2. Новицкий А. Баки Урманче. – Казань, 1994

3. Журнал «Эхо веков», №1, 2007

    4. Электронный учебник Жизнь Урманче http://www.antat.ru/urm/life.html

    5. Сайт, посвященный  Баки Урманче http://urmanche.ru/bio.php

 

 

 

 


Информация о работе Баки Урманче в истории татарского народа