Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: рассмотреть историю Ассирийского и Нововавилонского царств в свете археологических данных, выявить их значимость для реконструкции истории Святой Земли.

Для выполнения этой цели необходимо разрешить следующие исследовательские задачи:

1.Рассмотреть историю Ассирийского царства и его взаимоотношения с Израильским царством.
2.Освятить археологические данные по истории Ассирийского царства.
3.Проследить историю расцвета и падения Нововавилонского царства.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Ассирийское царство. 3
1.1. История Ассирийского царства (912-605 гг. до Р.Х.) 3
1.2. Взаимоотношения Ассирийского царства с Израильским царством. 6
Глава 2. Ассирийское царство по археологических данных. 8
2.1. Памятники письменности. 8
2.2. Памятники материальной культуры. 14
Глава 3. Нововавилонское царство (625-539 гг. до Р. Х.). 23
3.1. Правление Набопаласара (626—605) и Навуходоносора II (605-562). Падение Иудеи. 23
3.2. Археологические свидетельства пребывания иудеев в плену. 26
3.3. Падение Нововавилонского царства. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы: 30

Вложенные файлы: 1 файл

ККР готовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

      Итак, археологи всего мира сделали немало для того, чтобы приоткрыть завесу над историей древней Ассирии, изучить жизнь, быт и нравы ее народа.

Глава 3. Нововавилонское царство (625-539 гг. до Р. Х.).

3.1. Правление Набопаласара (626—605) и Навуходоносора II (605-562). Падение Иудеи.

      История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась после падения Ассирийского царства. В Ассирии после смерти Ашшурбанипала наступила смута, и вавилоняне, воспользовавшись этим, в очередной раз попытались изгнать ассирийцев из своей страны. Во главе восстания встал некий халдей по имени Набопалассар. В 626 г. до Р. Х. вавилонские войска под его командованием осадили Ниппур, где располагались ассирийские военные гарнизоны. Осада затянулась надолго, население города страдало от голода, и некоторые жители, как свидетельствуют документы того времени, вынуждены были продавать своих детей в рабство, чтобы спасти их от голодной смерти. По какой-то причине вавилоняне сняли осаду и стали отступать в сторону Вавилона, ассирийская армия их преследовала. У стен Вавилона состоялось последнее сражение, ассирийская армия была полностью разбита. Воодушевленные своей победой вавилоняне провозгласили Набопалассара царем, ставшим основателем новой династии. В последующие годы Вавилония успешно расширяла свои границы все дальше на север, тесня Ассирию. Египет, до этого всегда враждовавший с Ассирией, попытался прийти к ней на помощь. Вавилоняне же нашли союзников в лице мидян, обитавших на территории Западного Ирана, и в союзе с ними продолжали теснить Ассирию. В 614 г. до Р. Х. союзные войска взяли г. Ашшур, в 612 г. захватили Ниневию. Остатки ассирийских войск укрылись в г. Харране, откуда они были выбиты в 610 г. Последнее решающее сражение между двумя коалициями состоялось в 605 г. до Р. Х. около г. Кархемиша. Вавилонская армия, которую возглавлял сын Набопалассара будущий Навуходоносор II, одержала полную победу. Ассирия исчезла с мировой арены, ее территорию поделили между собой вавилоняне и мидяне, Египет был разбит, и его авторитет на Ближнем Востоке был подорван. Набопалассар умер вскоре после битвы при Кархемише, а вернувшийся в Вавилон Навуходоносор II вступил на престол.

      Правление Навуходоносора II (605-562 гг. до Р. Х.) было временем возвышения Вавилонии на международной арене. В результате ряда удачных военных кампаний в Сирии-Палестине Вавилония подчинила себе огромную территорию, которая некогда была под властью ассирийской державы. «Теперь на Ближнем Востоке было лишь 3 могущественных государства: Мидия, Вавилон и Египет»8. Одержав ряд побед над правителями мелких государств Восточного Средиземноморья, Навуходоносор посчитал свою армию достаточно подготовленной, чтобы помериться силами с Египтом. Однако сражение, состоявшееся в 601 г. до Р. Х., не выявило решающего перевеса ни одной из армий, и вавилонянам впервые пришлось вернуться домой, не одержав победы. Тем временем политическая обстановка в Восточном Средиземноморье кардинально изменилась. Унизительный мир с Египтом подтолкнул некоторых местных правителей к мятежу.

      Одним из государств, решивших отпасть от Вавилона, была Иудея. Царь Иудеи Иоаким, сын Иосии, и его ближайшее окружение, занимавшие проегипетскую позицию, отказались платить дань Вавилону, не слушая предостережений пророка Иеремии и его сторонников (Иер 46-51). Вавилонский царь не мог оставить без внимания мятеж в стратегически важном для него государстве Восточного Средиземноморья, и в 597 г. до Р. Х. вавилонская армия вошла в Иерусалим, столицу Иудеи. Незадолго до этого Иоаким скончался и престол перешел к его сыну Иехонии. По приказу Навуходоносора царь и весь его двор, а также знатные семьи, настроенные против Вавилона, всего около 3 тыс. человек, были угнаны в Вавилон (4 Цар 24. 14-15). Египет, как и предсказывал Иеремия, не оказал никакой поддержки своим союзникам.

      Преемником  Иехонии Навуходоносор II назначил его  родственника Седекию. Несмотря на новые предостережения пророка Иеремии, Седекия, понадеявшись на поддержку со стороны Египта, решил вновь отложиться от Вавилона и отказался платить ему дань. В 587 г. до Р. Х. вавилонская армия вошла в Иудею, направляясь к Иерусалиму. По дороге вавилоняне захватили несколько городов, но не разрушили их и милостиво обошлись с мирным населением, рассчитывая, что, узнав об этом, жители Иерусалима не будут оказывать им сопротивления. Когда армия Навуходоносора II осадила Иерусалим, пророк Иеремия и его сторонники, зная, как милостиво вавилоняне обошлись с захваченными городами Иудеи, настойчиво призывали население капитулировать. В то же время египетская армия двинулась в Иудею и попыталась, правда, безуспешно, прорвать осаду Иерусалима. Вавилонянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе и после двухлетней осады захватить мятежный город. Навуходоносор II ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилона, в т. ч. и в самом Вавилоне. Именно тогда, по мнению большинства исследователей, и был написан известный 136 псалом «На реках Вавилонских...»9

      Согласно  вавилонской традиции, Навуходоносор II был не только завоевателем, но и  строителем и покровителем культуры. Его царствование было временем экономического расцвета и культурного подъема. Военные успехи Нововавилонского царства обеспечили ей политическую стабильность и способствовали притоку материальных богатств, что позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции Вавилона, превратившегося в правление Навуходоносора II в крупнейший город на Ближнем Востоке с населением около 200 тыс. человек. В северной его части, на берегу Евфрата, был построен новый царский дворец. Были заново отстроены городские стены и сооружен каменный мост через Евфрат, который соединил 2 части города. Полностью отреставрировали главный храмовый комплекс Эсагилу, в т. ч. семиступенчатую культовую пирамиду (зиккурат). С этой башней, возможно, связана и легенда о «висячих садах Вавилона» как одном из 7 чудес света. На верхней площадке зиккурата был высажен сад, который люди, подъезжавшие к городу, могли видеть издалека высоко возвышающимся над городскими стенами. Преемники Навуходоносора не представляли собой сколько-нибудь значительных государственных деятелей, и хотя государство недолгое время продолжало процветать, пик его возвышения был пройден.

3.2. Археологические свидетельства пребывания иудеев в плену.

      Историческая  картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими клинописными таблицами. Так, например, в вавилонских документах найдено подтверждение библейского рассказа об иудейском царе Иехонии, которого Навуходоносор угнал в плен в Вавилон. Библия свидетельствует, что когда на вавилонский престол вступил Евилмеродах, он выпустил Иехонию из тюрьмы и поселил в царском дворце, «… и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его» (4 Ц ар. 25, 28-29).

      В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом  о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.

3.3. Падение Нововавилонского царства.

      Последним правителем независимой Вавилонии был Набонид (556-539 гг. до Р. Х.), самая таинственная фигура нововавилонской истории. Несмотря на политическую нестабильность, он нашел время для проведения религиозной реформы, занимался активной строительной деятельностью и даже провел 10 лет в аравийской пустыне. Взойдя на престол, Набонид активно способствовал распространению культа луны, поддерживал культ лунного бога Сина в древнем г. Уре. При этом культ Мардука оказался на втором плане, что вызвало резкую оппозицию со стороны жречества, было создано даже несколько сочинений, обвинявших Набонида в кощунстве.

      Во  время десятилетнего пребывания Набонида в месте Тейма, одном из оазисов Аравийской пустыни, жители которого также поклонялись лунному богу, делами в Вавилоне управлял его сын Бел-шар-уцур (библейский Валтасар - Дан 5). Пока Набонид находился в Аравии, персы наращивали свои военные силы у границ с Вавилонией. В 539 г. до Р. Х. армия Кира II Великого перешла границы Вавилонии по берегу р. Диялы. Набонид, вернувшийся из Теймы, встретил персов во главе своего войска у г. Опис. В сражении вавилоняне были разбиты. Персы двинулись на Вавилон, жители которого, согласно некоторым местным источникам, сами открыли ворота армии Кира и приветствовали персидского царя как освободителя от тирана Набонида. Однако Геродот пишет, что город был взят силой. В любом случае иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым восторгом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались: в 538 г. до н. э. Кир особым декретом разрешил иудеям вернуться на родину.

      В 539 г. до Р. Х. Вавилон был захвачен персами, и это положило конец существованию Вавилона как независимого государства. Неоднократно в Вавилоне происходили восстания против господства персов. После восстания 482 г. Вавилонское царство было ликвидировано и низведено до положения рядовой сатрапии империи. Но несмотря на потерю государственности, вавилонская цивилизация просуществовала еще несколько столетий. Аккадская клинопись вплоть до I в. по Р. Х. использовалась в храмах для записи религиозных и административных текстов.

Заключение.

      Итак, исследовав выбранную нами тему контрольно-курсовой работы «Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство», мы пришли к выводам о том, что Ассирия - одно из могущественнейших, влиятельнейших и самых продолжительных царств древности. Оно было образовано потомками Ассура в верхнем течении Тигра. Главным городом его был Ассур (по-еврейски Ашшур). Постепенно это царство окрепло, его столицей стала Ниневия. Своего наивысшего могущества оно достигло ко времени становления Израильского царства, то есть примерно в IX в. до Р. Х. Ассирия владычествовала к этому времени над землями от Средиземного моря до Вавилона. Она всегда проводила очень агрессивную политику, поэтому в Священном Писании этим словом иногда называются и другие завоеватели и притеснители: Персия (Езд 6.22), Вавилон (Плач 5.6), Сирия (Зах 10.10).

      Большой материал для изучения истории Ассирии  дали раскопки крупнейших ее городов — Ашшура, Калаха, Ниневии и Дур-Шаррукина и других, где были обнаружены многочисленные развалины дворцов и храмов, разнообразные памятники архитектуры, предметы быта, памятники религиозного культа и, что особенно важно, огромное количество надписей, расшифровка которых положила начало науки ассирологии.

      Отношения ассирийцев с древнееврейской государственностью насчитывают несколько сот лет. Израиль и Иудея стали объектами ассирийской экспансии в странах Восточного Средиземноморья. Впервые Ассирия появляется на границах Святой земли около 1100 г. до Р. Х., в правление Тиглатпаласара I, а в 720 г. ассирийцами было покорено Израильское (Северное царство) большая часть жителей которого была уведена в плен. С 701 г. Иудея не выходила из-под ассирийской власти вплоть до нашествия скифов (ок. 630 до Р. Х.), положившего конец могуществу Ассирии.

      После разрушения Ниневии и гибели Ассирии  Иудея попадает под власть Нововавилонского царства. Навуходоносор II ликвидировал Иудейское царство, присоединив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилона, в том числе и в самом Вавилоне. И лишь в 538 г. после падения Нововавилонского царства иудеи вновь смогли вернуться в Святую землю.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  вне данных по истории Ассирийского и Нововавилонского царств библейская история Ветхого Завета, вырванная  из общего потока событий, оставалась бы в своей «светской» части малопонятной. Только ассирология позволила построить надежный хронологический каркас истории Святой земли. В Свящ. Писании не отмечены многочисленные современники еврейских царей. Поэтому достоверная хронология библейских событий строится благодаря их синхронному сопоставлению со временем правления ассиро-вавилонских царей, даты которых твердо установлены по материалам ассирологии. Ассирийские источники сообщают о многих фактах истории Древнего Израиля, неизвестных из Свящ. Писания, а многие факты и реалии, уже известные по Свящ. Писанию, могут быть прояснены, уточнены, дополнены или подтверждены и вписаны в более широкий исторический контекст. В свою очередь текст Свящ. Писания проясняет «темные места» в истории Ассирии и Вавилонии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

    1. Авдиев В.И. «История Древнего Востока» - Ленинград: Госполитиздат, 1953. [Электронный ресурс]: сайт «Historic.ru»: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/index.shtml
    2. Василиадис Н. «Библия и археология». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
    3. Деопик Д. В.  «История Древнего Востока». [Электронный ресурс]: Русские страницы: http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Deopik
    4. Деопик Д. В. «Курс лекций по библейской археологии». М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
    5. Мерперт А. «Археология библейских стран». М., 2000.
    6. Опарин А. А. «И камни возопиют…»  [Электронный ресурс]: Библия и наука: http://nauka.bible.com.ua/kamni/
    7. Оппенхейм А.Л. «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации». [Электронный ресурс]: Русские страницы: http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Oppen
    8. Райт Дж. Э. «Библейская археология». СПб, 2003
    9. Садаев Д. Ч. «История древней Ассирии».  [Электронный ресурс]: сайт «Империал»: http://imtw.ru/lofi/index.php/t4644.html
    10. Сазанов А. «Библейская Археология». [Электронный ресурс]: Русские страницы: http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Sazanov
    11. Тураев Б.А. «История древнего Востока». Том 2 \\под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935. [Электронный ресурс]: сайт «Historic.ru»: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000039/index.shtml Historic.ru

Информация о работе Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство