Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы: рассмотреть историю Ассирийского и Нововавилонского царств в свете археологических данных, выявить их значимость для реконструкции истории Святой Земли.

Для выполнения этой цели необходимо разрешить следующие исследовательские задачи:

1.Рассмотреть историю Ассирийского царства и его взаимоотношения с Израильским царством.
2.Освятить археологические данные по истории Ассирийского царства.
3.Проследить историю расцвета и падения Нововавилонского царства.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Ассирийское царство. 3
1.1. История Ассирийского царства (912-605 гг. до Р.Х.) 3
1.2. Взаимоотношения Ассирийского царства с Израильским царством. 6
Глава 2. Ассирийское царство по археологических данных. 8
2.1. Памятники письменности. 8
2.2. Памятники материальной культуры. 14
Глава 3. Нововавилонское царство (625-539 гг. до Р. Х.). 23
3.1. Правление Набопаласара (626—605) и Навуходоносора II (605-562). Падение Иудеи. 23
3.2. Археологические свидетельства пребывания иудеев в плену. 26
3.3. Падение Нововавилонского царства. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы: 30

Вложенные файлы: 1 файл

ККР готовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

      Интерес к землям, упоминавшимся в Священном Писании, существовал во все эпохи, но регулярное исследование библейских древностей началось лишь в XIX веке, с началом идентификации древних городов, упоминающихся в Ветхом Завете.

      Главным шагом к научному изучению восточных древностей в первой половине XIX века стали работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи. Одновременно европейские дипломаты, военные инструкторы и путешественники делали первые попытки обмеров и раскопок в «библейских странах», заложив начало археологических исследований таких памятников, как  Вавилон, Бехистунская надпись, Ниневия (Куюнджик) и Хорсабад с дворцом Саргона II, а затем и Нимруд.

      С работ П. Э. Ботта в Ниневии (1842-1846) и О. Г. Лэйарда в городах Вавилонии (1845-1848) началась месопотамская археология. Был обнаружен ряд важных для библейской истории памятников: «черный обелиск» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша, найденное во дворцах Синаххериба на Куюнджике, а главное - библиотека Ашшурбанипала, в которой хранились клинописные тексты вавилонской эпохи.

      По  мере прочтения вновь обнаруженных аккадских, а затем и шумерских текстов и сопоставления их со сведениями из Библии и других источников становилось ясно, что месопотамские материалы имеют большое значение для понимания истории Ветхого Завета, а Свящ. Писание содержит ряд ранее не выявленных данных по истории Ассирии и Вавилонии.

      Таким образом, изучение истории Ассирийского и Нововавилонского царств необходимо для реконструкции тех общих рамок истории Ближнего Востока, неразрывной составной частью которой была история Святой земли.

      Цель нашей работы: рассмотреть историю Ассирийского и Нововавилонского царств в свете археологических данных, выявить их значимость для реконструкции истории Святой Земли.

      Для выполнения этой цели необходимо разрешить  следующие исследовательские задачи:

    1. Рассмотреть историю Ассирийского царства и его взаимоотношения с Израильским царством.
    2. Освятить археологические данные по истории Ассирийского царства.
    3. Проследить историю расцвета и падения Нововавилонского царства.

Глава 1. Ассирийское царство.

      1.1. История Ассирийского царства (912-605 гг. до Р.Х.)

      Собственно Ассирия занимала небольшую территорию вдоль верхнего течения Тигра, которая тянулась от нижнего течения Нижнего Заба на юге до гор Загра на востоке и до гор Масиос на северо-западе. К западу от Ассирии открывалась обширная сирийско-месопотамская степь, пересечённая в северной части горами Синджара. На севере территория Ассирии незаметно переходила в Армянское нагорье. Степи и горы, окружавшие Ассирию, были покрыты скудной растительностью. Население здесь с давних времён занималось главным образом скотоводством. Долина Верхнего Заба удобна для земледелия, так как эта река несёт весной много воды после таяния горных снегов. Долина Тигра хорошо орошалась периодическими разливами великой реки. Однако, стеснённая с востока горами, эта долина сравнительно невелика. Площадь пахотных земель собственно древней Ассирии не превышала 12 тыс. кв. км.

      Древнейшую  историю Ассирии ввиду недостатка документов подробно восстановить не представляется возможным. Поздняя  историческая традиция считала древнейшим предком ассирийских царей легендарного Энлиль-бани. Судя по древнейшим ассирийским надписям, правители города Ашшура в XXII—XXI вв. до н. э. находились под властью царей из III династии Ура. Весьма возможно, что некоторым из них удалось освободиться от иноземного гнёта. Так, например, Шалимахум в своей надписи уже не называет себя подобно своим предшественникам «слугой» царя Ура. В эпоху аморитского завоевания Месопотамии в XX в. до н. э. ассирийские правители вели упорную борьбу с аморитами, основавшими Вавилонское царство. В этой борьбе они опирались на древние города Шумера, которые ещё помнили о былом могуществе Шумерийского государства. Ассирийский царь Илушума, современник первого аморитского царя Сумуабу, с гордостью говорит в своей надписи о том, что он дал свободу «аккадянам и их сыновьям... в Уре, Ниппуре, Авале, Кисмаре и Дере... вплоть до города Ашшура установил свободу». Таким образом, Илушума подчинил себе не только южную часть Месопотамии, но и некоторые области, расположенные к востоку от Тигра. Его сын и преемник Иришум оставил после себя целый ряд надписей, в которых он с гордостью сообщает о своей строительной деятельности. Очевидно, при нём были построены храм Ашшура и монументальная прецессионная лестница, а также храм Адада. Однако это усиление Ассирии было сравнительно недолговременным. Вавилонскому царю Хаммурапи удалось сломить силу Ассирии и подчинить себе страну Субарту, а также правителей города Ашшура, главного города Ассирии того времени. В своём своде законов Хаммурапи говорит об ассирийских городах Ашшуре и Ниневии, как о городах своего государства, в которые он «возвратил милостивого бога-хранителя» и «дал воссиять имени богини Иннины», т. е. восстановил в них «нарушенную справедливость» и установил над ними свой контроль. В деловых документах этого времени, в формулах клятвы наряду с именем правителя Ашшура встречается имя аморитских царей Вавилона. Борьба Хаммурапи с Ассирией была длительной и упорной. Во главе Ассирии в эти времена стоял царь Шамшиадад, насильственно захвативший в свои руки власть в результате государственного переворота. Он происходил из туземного субарейского рода. В одной своей надписи он с гордостью говорит о том, что он установил в своей стране твёрдые цены на зерно, масло и шерсть, причём эти цены, как это видно из деловых документов, были вдвое ниже цен, существовавших тогда в Вавилонии.

      Шамшиадад в какой-то степени защищал интересы свободных масс сельского и городского населения и, очевидно, захватил власть в результате широкого народного движения. Опираясь на средние слои свободного населения, Шамшиадад несколько укрепил Ассирию. Он получал дань от царей Тукриша и Нагорной страны, лежавших к северу и к востоку от Ассирии, поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу «Великого моря» (Средиземного моря). Судя по тому, что он поклонялся богу Дагану, он правил не только над Ассирией, но и над страной Хана, расположенной к западу от Ассирии. Своего сына Иасмахадада он поставил царём Мари, став, таким образом, соперником Вавилона. Хаммурапи, завоевавший царство Мари, очевидно, нанёс сильный удар и Ассирии. Однако Хаммурапи не говорит в своих надписях о полном завоевании Ассирии, а сообщает лишь о том, что на 32-м году своего царствования он разгромил «Манкису и прибрежную страну Тигра вплоть до страны Субарту»1. Вавилонское царство, основанное в значительной степени на завоеваниях, оказалось очень непрочным. Вскоре после смерти Хаммурапи могущество Вавилона пало под ударами касситских завоевателей. Однако Ассирия не смогла использовать падения Вавилона для своего усиления. В Малой Азии ассирийцы должны были уступить своё влияние новому Хеттскому царству. А рядом с Ассирией выросло сильное Митаннийское царство, которое, опираясь на помощь Египта, завоевало вскоре ряд соседних областей, в том числе и Ассирию.

      В XV в. до н. э. Ассирия находится под властью митаннийских царей. Митаннийский царь Шаушшатар громит Ассирию, захватывает город Ашшур и увозит в свою столицу Васуганни богатую добычу, в частности роскошные ворота, украшенные золотом и серебром. Однако Митаннийское царство, ослабленное длительной и упорной борьбой с хеттами, постепенно теряет своё влияние в северной части Месопотамии. Ассирийские цари пользуются ослаблением Митанни и, стремясь добиться независимости страны, завязывают отношения с далёким Египтом. Ассирийский царь Ашшурнадинахе получил из Египта 20 талантов золота. Ассирийский царь Ашшурубаллит отправил особого посла в Египет и сообщил Эхнатону, что он посылает этого посла, чтобы «тебя видеть и твою страну видеть. Пусть он узнает твою волю и волю твоей страны и пусть он тогда вернётся». Из другого письма мы узнаём, что ассирийский царь послал подарки египетскому фараону и обратился к нему с просьбой прислать золото. Очевидно, Ассирия стремилась в эту эпоху установить торговые отношения с Египтом и в своей борьбе против Митанни опереться на Египет. Создавшаяся международная обстановка была выгодна для Ассирии. Ашшурубаллиту удалось освободить Ассирию от гнёта Митанни, совершить поход в Вавилонию, посадить на вавилонский трон своего родственника Куригальзу III и таким образом прочно укрепить влияние Ассирии в северо-западной и северной части Двуречья.

      История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода:

       1) Около 1300 - около 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274-1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале XI в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

      2) 883-763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале IX в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях - Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света»2, воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

      3) 745-612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II, основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (705-681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681-669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669-629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

      Ассирийская культура не отличалась самостоятельностью и находилась под влиянием шумеров, аккадцев и вавилонян. Дворцовая архитектура и традиция составления анналов были заимствованы у хеттов и митаннийцев. Для ассирийского видения мира характерны пространные описания военных побед и расправ с побежденными, отражавшие идеологию «священной войны» по приказу бога Ашшура. Своеобразными иллюстрациями к этим анналам были огромные рельефы с военными сценами в залах ассирийских дворцов, которые должны были служить наглядным уроком иноземным послам и правителям. Административное устройство государства и организация военного дела являлись приоритетными направлениями внутренней политики Ассирии, ассирийская армия была организована и оснащена лучше любой другой на Древнем Востоке, ассирийцы были прекрасными строителями городов и крепостей, военными инженерами и искусными оружейниками. В столице Ашшурбанипала Ниневии находилась огромная клинописная библиотека, исследованная в XIX в. археологами и ставшая для современной науки одним из главных источников сведений по истории Ближнего Востока.

1.2. Взаимоотношения Ассирийского царства с Израильским царством.

     По  мере прочтения вновь обнаруженных аккадских, а затем и шумерских текстов и сопоставления их со сведениями из Библии и других источников становилось ясно, что месопотамские материалы имеют большое значение для понимания истории Ветхого Завета, а Свящ. Писание содержит ряд ранее не выявленных данных по истории Ассирии и Вавилонии. Кроме того, стало очевидно, что многие библейские мотивы имеют параллели в шумерских и аккадских письменных памятниках (напр., сюжет о всемирном потопе).

      Отношения ассирийцев с древнееврейской государственностью насчитывают несколько сот лет. Израиль и Иудея стали объектами ассирийской экспансии в странах Восточного Средиземноморья, где основным противником Ассирии был Арам-Дамаск. Около 1100 г. до Р. Х., в правление Тиглатпаласара I, Ассирия впервые появляется на границах Святой земли и подчиняет себе Северную Финикию вплоть до Сидона. Возможно, воспоминания о великом завоевателе Тукульти-Нинурте I (1244-1208 до Р. Х.) отразились в образе Нимрода (Быт 10. 8-9). Однако более определенные сведения об Ассирии Священное Писание приводит только с IX в. до Р. Х. В 853 г. до Р. Х. Салманасар III, пытаясь захватить Сирию, потерпел поражение в битве при Каркаре от коалиции местных царей, включая израильского царя Ахава, царя Дамаска, царя Аммона и др. В 841 г. до Р. Х. Салманасару удалось одержать победу над Дамаском, и израильский царь Ииуй стал почти на 10 лет данником Ассирии вместе с правителями Тира и Сидона. После длительного перерыва ассирийцы появились на рубежах Израиля около 796 г. до Р. Х., при Ададнерари III, и ненадолго покорили израильского царя Иоаса, царя Дамаска, Эдом (библ. Едом) и филистимлян, а Иоас, воспользовавшись ослаблением Дамаска под ударами ассирийцев, «возвратил города Израилевы» (4 Цар 13. 25). Потерпев поражение от Урарту, ассирийцы вновь оказались в этом регионе только при Тиглатпаласаре III, который, захватив Северную и Центральную Сирию, около 740 г. до Р. Х. добился выплаты дани со стороны израильского царя Менаима (4 Цар 15. 19). При царе Факее Израиль пытался восстановить свою независимость (ок. 737 до Р. Х.), но Тиглатпаласар, вмешавшись по просьбе иудейского царя Ахаза в его конфликт с царями Израиля и Дамаска, разгромил Израиль (733 до Р. Х.), захватил Дамаск и добился замены Факея на Осию (732 до Р. Х.). Большая часть территории Израиля была занята ассирийцами, на оставшуюся часть с центром в Самарии наложена тяжелая дань. В результате Иудея впервые за свою историю попала в зависимость от Ассирии (4 Цар 16. 10). Попытка Осии по смерти Тиглатпаласара освободиться от Ассирии вызвала карательный поход, осаду Салманасаром V Самарии (725-722 до Р. Х.) и после ее падения захват Израильского царства Саргоном II, подавившим в 720 г. до Р. Х. восстание в Самарии. Значительную часть израильтян в несколько этапов переселили на восток, а на их место поселили арамеев и арабов (4 Цар 17. 4-6). После смерти Саргона II Иудейское царство отказалось признавать власть Ассирии (ок. 704 до Р. Х.). Карательный поход нового ассирийского царя Синаххериба против Иудеи в 701 г. до Р. Х. завершился признанием царем Езекией владычества Ассирии и выплатой огромной дани (4 Цар 19. 37). С тех пор Иудея не выходила из-под ассирийской власти вплоть до нашествия скифов (ок. 630 до Р. Х.), положившего конец могуществу Ассирии. Это помогло иудейскому царю Иосии восстановить независимость, а также присоединить к Иудее все земли, которые принадлежали ей во времена царствования Давида и Соломона.

Информация о работе Ассирийское царство по археологическим данным. Нововавилонское царство