Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість в XIV - першій половині XVII століття

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

В первый период своего господства великое княжество Литовское под воздействием более высокой культуры завоеванных народов восприняло древнерусское законодательство и письменность, пользовалось услугами искусных мастеров и с уважением относилось к местным традициям, неизменно подчеркивая в своих указах, что оно «новин не вводит, а старины не рухает». Однако в дальнейшем положение украинского населения стало резко ухудшаться, особенно после Люблинской унии 1569 года, в результате которой основная часть украинских земель вошла в состав Речи Посполитой и оказалась под властью польских магнатов.

Содержание

Введение
Архітектура
Образотворче мистецтво
Скульптура
Живопис та ікони
Мініатюра та графіка
Усна народна творчість
Висновки
Додатки
Список літератури

Вложенные файлы: 1 файл

История Украины.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

Более строгое сочетание  архитектуры и скульптуры представляет фасад часовни Кампианов. Четко  разделенный пилястрами и карнизами, он украшен полными движения реалистическими  изображениями, которые помещены в  виде рельефов на полях декоративных арок (скульптор Ян Пфистлер).

Большое распространение  получили скульптурные надгробия, выполненные  под большим влиянием итальянских  и немецких образцов. Примером может  служить надгробие князя Острожского (1579) в Успенском соборе Киево-Печерской  лавры. На саркофаге в свободной  позе лежит мужская фигура. Несмотря на известную сухость и схематизм  пластического решения, лицо статуи наделено выразительными портретными  чертами.

2.2 Живопись и иконы

Значительное место в  украинском изобразительном искусстве  рассматриваемого периода занимает живопись. Она развивалась в русле  религиозного искусства, опираясь на богатое  наследие Киевской Руси. На территории Украины в силу сложившихся исторических обстоятельств сохранилась лишь часть созданных в то время  памятников, но и они позволяют  говорить о высоком уровне монументальной живописи. Об этом свидетельствуют  фресковые росписи церкви в Лужанах (первая половина 15 в.) и церкви св. Онуфрия  в селе Лаврове (15 в.), а также фрагменты  фресок в древней части армянского собора во Львове (конец 14 - начало 15 в.); в стиле последних отразились не только местные, но и армянские  традиции.

Украинские и белорусские  живописцы пользовались славой опытных  мастеров. Из письменных источников известно, что их охотно приглашали для работы в Молдавию, Литву и часто в  католическую Польшу, несмотря на то, что  в своих росписях они, естественно, придерживались иконописных традиций греко-восточной церкви.

В становлении украинского  искусства серьезное значение имели  кроме его тесного взаимодействия с русской культурой постоянные культурно-художественные связи с  греко-византийскими монастырями, которые  в то время считались в России и на Украине твердынями православия. Веяние искусства палеологовской Византии заметно в сохранившейся росписи  замковой капеллы св. Троицы в Люблине (1415), исполненной «рукою Андреево». Замкнутая статичность и созерцательность образов, свойственная местной живописи предшествовавшего периода, сменилась выражением внутренних переживаний и динамичной композицией.

О своеобразии средневековой  украинской живописи яркое представление  дают иконы. Для украинской иконописи  длительное время были характерны строгая  лаконичная композиция, плоскостная  трактовка форм, выразительность  силуэта, продуманный ритм локальных  цветовых пятен. Колорит произведений очень сдержан и даже суров (иконы  «Деисус» из с. Ванивки, 15 в., «Распятие», 15 в.; обе в Львовском музее  украинского искусства). Одним из наиболее значительных произведений ранней украинской живописи является икона  «Юрий Змееборец» из Станиля (14 в.). Фигура Юрия в сине-зеленых, глубоких по тону одеждах оживлена в двух-трех местах ярко-красными акцентами; в цветовой композиции иконы четко выделен  также черный силуэт коня. Энергичный ритм линий, образующих острые контуры  фигур, напряженность цвета и  целостность композиции сообщают произведению большую эмоциональную выразительность. Суровой непреклонностью веет от Змееборца, образ которого в народных представлениях ассоциировался с борьбой  против злых, враждебных сил.

Украинской живописи того времени присуще стремление к  конкретной и реальной передаче изображенного  действия. Так, в «Преображении» из Бусовиск (15 в.) фигуры более объемны, пространство имеет известную глубину. И хотя иконописец по-прежнему был  связан еще старыми принципами «обратной  перспективы», но в трактовку традиционного  условного пейзажа с трехчастными горами он внес новые черты, напоминающие рельеф родного Прикарпатья. Характерно также трогательно наивное оживление  земли кустиками травы и цветов.

Своеобразие украинской иконы, так же как и русской, в значительной мере определяется важной ролью цвета  как носителя эмоционального начала. Несомненно, что в цветовой гамме  икон непосредствен о отразился  эстетический вкус народа. Близость украинской и русской живописи того времени нельзя объяснить лишь общностью религии и общими древними традициями - она существовала и поддерживалась беспрерывными культурными связями, взаимным тяготением родственных народов, тем значением, которое приобрело для Украины Русское государство в процессе борьбы украинского народа за свою независимость и сохранение национальной культуры.

В 16 в., особенно во второй половине, вместе с ростом ремесла и торговли и усилением национально-освободительного движения стала оживленней культурная и художественная жизнь Украины. В живописи и других видах искусства  проявились разные тенденции. В иконе  Богоматери из села Красова образ, наделенный большой внутренней значительностью, решен в духе строгих традиционных канонов. В условиях борьбы с чужеземными  влияниями нарочитая архаизация имела определенный политический смысл, утверждала приверженность древнерусским  традициям. Однако главную роль стало  играть другое направление, свидетельствующее  о том, что на смену духу средневековой  отчужденности и аскетизма пришли светские стремления. В иконописи  фигуры приобрели большую материальность, стали более коренастыми, весомыми. Расширилась зона пространства, в  котором они живут, более радостной  стала цветовая гамма произведения.

Хорошим примером может служить  икона «Преображение» из Яблонив, близ Турки (около 1575 г.), где в лицах  святых уже можно уловить местные  черты, а вместо традиционно схематизированных  гор появился реальный прикарпатский  пейзаж с его отрогами и рядами деревьев. Любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Прикарпатья, в иконах «Рождество Христово» из Трушкович (16 в.) и «Поклонение волхвов» из Бусовиск (вторая половина 16 в.).

Важной чертой изобразительного искусства Украины в 16 в. было также  нарастание декоративного начала, которое  проявилось в живописном строе иконы. Если в ранний период в иконе лишь отдельные робкие пятна киновари оживляют сочетание сине-зеленых и темно-коричневых тонов, то со второй половины 16 в. всю живопись пронизывает темпераментный ритм горячих красных тонов, данных в звучном сочетании с синим, белым, золотисто-желтым. Полнокров-ность и сила цветового звучания становится характерной чертой украинской иконописи.

В украинском искусстве широкое  применение нашел орнамент. Если к 15 в. орнамент встречался лишь на полях  иконы и иногда на нимбах, то теперь он обильно покрывает и весь фон, а иногда и одежды. Любовь к декоративному  искусству как выражение эстетических вкусов украинского народа проявлялась  во всех сферах его художественного  творчества; в росписях хат, печей, в  резьбе по дереву, в украшении каменных порталов виноградной лозой, в развитии художественного металла и керамики, в производстве фигурного стекла. Большое развитие получили в 16 в. на Украине художественное ткачество  и шитье, Золотошвейное и ковровое производство.

Близость живописи к народному  мироощущению сказалась также в  появлении острых социальных мотивов  в религиозных композициях. Так, при изображении Страшного суда осуждались не только пороки быта, но и  сами представители господствовавших классов (например, мотив наказания  пана и его супруги, коляску которых  черт толкает в ад). Сближению  иконописи с народной жизнью способствовал  тот факт, что религиозная борьба православия против католицизма  приобрела на Украине актуальное общественное значение как форма  протеста народа против ига шляхетской Польши. Ведущую роль в этом движении до начала 17 в. играл Львов.

Художественная жизнь  Львова не представляла собой однородной картины. Заказчиками многих произведений живописи и архитектуры были представители  патрициата, в большинстве ориентировавшиеся  на искусство западноевропейских стран. В цехах православного братства шла напряженная борьба талантливых  украинских живописцев против национальной дискриминации и богатых братчиков. К наиболее крупным украинским живописцам начала 17 в. относятся некоторые мастера из семейства Карунко и Федор Синькевич. В 30-40-х гг. пальма первенства принадлежала ученику Синькевича Николаю Мороховичу-Петрахновичу. Ему приписывается превосходный портрет львовской патрицианки Варвары Лян-гишивны (Львовский исторический музей), свидетельствующий о знакомстве художника с достижениями западноевропейского искусства. Петрахнович является также автором второго иконостаса Успенской церкви во Львове.

Характер украинского  иконостаса окончательно определился  к середине 17 в. в виде пятиярусной  стены (Пятницкая церковь во Львове, 1644 г., и др.). От русского он отличается своей большей декоративностью, разнообразием профилировки и форм карнизов, иконных обрамлений и особенно благодаря широкому применению ажурной  золоченой резьбы, излюбленным мотивом  которой была виноградная лоза. Золото, сочетаясь со звучной красочностью иконописи, придавало иконостасу торжественную  праздничность.

По мере усиления Запорожской  Сечи, которая, возникнув в 16 в. на низовьях Днепра в качестве форпоста, преграждала  путь татарам и стала важнейшим  опорным пунктом народно-освободительного движения, подъем культурной жизни  постепенно начал распространяться и на районы Поднепровья. В первой половине 17 в. в Киеве велись большие  работы по восстановлению древнерусских  храмов, были созданы православный коллегиум, крупная типография.

Как искусство, освященное традицией, на Украине и в России часто  принималось архаизирующее творчество мастеров Афонской горы. Так, «перстами  греков», приглашенных киевским митрополитом Петром Могилой, в 1643 г. была расписана  церковь Спаса на Берестове в  связи с ее реставрацией. Однако некоторые особенности росписи  позволяют считать, что в ее исполнении участвовали и украинские мастера.

В Поднепровье, так же как  и в Западной Украине, иконопись, оставаясь в русле дневнерусских  традиций, эволюционировала в сторону  большей реальности образа. Например, в иконе «Жены-мироносицы» из Лесников, около Киева (40-е гг. 17 в.), художник строит композицию на основе линейной перспективы, придавая объемность фигурам и убедительность их движениям.

Портрет в живописи Украины  получил заметное развитие в 16-17 вв. И сейчас еще можно видеть в  старинных украинских церквах более  или менее сохранившиеся портреты того времени: игумена В. Красовского (Чорнобрывця) в Троицкой церкви Кирилловского  монастыря (начала 17 в.), П. Могилы в церкви Спаса на Берестове (1642) в Киеве  и другие.

В некоторых портретах  художники довольно удачно передают черты сходства, в других они исходят  из схемы представительного портрета. Сохранились сведения о портрете вождя украинского народа - гетмана  Богдана Хмельницкого, служившем  в качестве хоругви во время его  похорон, и о надгробном его портрете в церкви села Субботова. Но они до нас не дошли. В связи с этим особенный интерес представляет наиболее раннее сохранившееся изображение  Богдана Хмельницкого в украинской иконе «Покров Богородицы» из селения Дашки на Киевщине (вторая половина 17 в., Киевский музей украинского  искусства). В иконе изображены коленопреклоненный под покровом Богородицы русский  царь Алексей Михайлович, гетман Богдан Хмельницкий и другие портретно  переданные лица. В позе Хмельницкого подчеркнуты независимость и  достоинство. Художник решительно порывает с традиционными канонами; Богоматерь представлена в виде украинской женщины  в национальном красочном наряде; образ ее символизирует единство двух братских народов - русского и  украинского.

Эволюция украинской средневековой  живописи завершается в конце 17 - начале 18 в. в творчестве Иова Кондзелевича, Ивана Рутковича и других мастеров, создавших превосходные проникнутые новыми светскими тенденциями иконы и парсунные портреты. В иконах богородчанского иконостаса Иов Кондзелевич создал образы величественные и значительные, мастерски применив светотеневую моделировку формы. Иван Руткович в иконах «Иисус и Мария Магдалина», «Старозаветная Троица», «Архангел Гавриил» (Львовский музей украинского искусства) воплотил образы, исполненные большой человеческой красоты. Блестяще используя и обогащая традиции декоративной живописи, художник сочетает холодные и горячие краски, придающие его произведениям нарядность и эмоциональную выразительность.

2.3 Миниатюра и графика

Наряду с живописью  важное место в истории украинской художественной культуры 14-17 вв. заняли миниатюра и графика. О сохранившейся  в 14 столетии киевской школе миниатюристов  красноречиво говорит рукопись Псалтыри (1397), написанная дьяком Спиридонием. Ее миниатюры представляют довольно сложный комплекс: одни из них следуют более ранним образцам, другие отмечены, по-видимому, влиянием палеологовского искусства Византии. Традиционно выполнена миниатюра фронтисписа с изображением Давида, напоминающая перегородчатую эмаль с обильным применением золота. Среди миниатюр другого типа большой выразительностью отличается «Танец перед царем Саулом». Движения женщин переданы пластически изящно, с мягкой грациозностью, с большим чувством ритма.

Наряду с киевской школой миниатюры существовала галицко-волынская. Наиболее значительным памятником этой школы являются миниатюры Пересопницкого евангелия (1556 -1561, Киевская публичная  библиотека). В центре каждой из четырех  его миниатюр помещены на золотом  фоне небольшие изображения евангелистов. Отмеченные живым чувством, они выполнены  в целом в традициях древнерусского искусства. Но особенное внимание привлекает в этих миниатюрах их широкое обрамление с богатым орнаментом. Смелое чередование зеленых, красных, нежно-сиреневых тонов и творческая переработка ренессансных декоративных мотивов придают бордюрам нарядность и красочную декоративность. К миниатюрам Пересопницкого евангелия близко примыкают миниатюры Загоровского «Апостола» (1554). Их можно отнести, по-видимому, к той же школе.

Со второй половины 16 в. в  связи с активизацией культурной жизни и усилением религиозной  борьбы стал расширяться спрос на книгу. Появилась обширная просветительская и полемическая литература; увеличивалось  количество книг, переведенных с болгарского  и других языков. Все это подготовляло почву для появления на Украине  своей печатной книги и для  развития гравюры.

Важную роль в развитии украинской гравюры на дереве сыграл русский первопечатник Иван Федоров, создавший в 1573-1574 гг. при поддержке  простых людей и низшего духовенства  Львова первую на Украине типографию. В изданных им книгах: «Апостол»  и «Русская грамматика» (Львов, 1574), «Новый завет с псалтырью» и Библия (Острог, 1580-1581) - он довольно широко использовал  гравюры на дереве, особенно декоративные заставки и концовки. Имея большой  набор досок, выполненных еще  в Москве, он гравировал и новые  доски, привлекая местные художественные силы. Так, образ евангелиста Луки для «Апостола» был исполнен в  духе местных традиций львовским  художником Лавришем Филипповичем. Под  влиянием Ивана Федорова в конце 16 и в первой половине 17 в. работали многие украинские граверы: монограммист Т. П. (Тимофей Петрович), Ив. Макарий, Георгий, Прокопий, Илия и другие.

Информация о работе Архітектура, образотворче мистецтво та усна народна творчість в XIV - першій половині XVII століття