Археологические источники изучения истрии первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:34, реферат

Краткое описание

История первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в тоже время впитавшая в себя крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому археологические источники, на основе которых складывается история первобытного общества, очень разнообразны и являются достоянием различных наук, как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………....3
2. Понятие "археологических источников".…...….....................................4-5
3. Виды археологических источников…………………………………….6-8
4. Синонимы понятия "археологические источники"…………………..9-12
5. Первобытная археология…………………….......................................13-15
6. Заключение…………………………………………...................................16
7. Список использованной литературы…………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

               3) Археологические остатки. Здесь подчеркивается не функциональная связь с древнейшей материальной культурой, а, наоборот, противопоставление ей; объекты рассматриваются как часть прежней культуры и противопоставляются тому целому, от чего они остались. Для современного наблюдателя объекты археологии — конечные источники информации, но чтобы верно оценить эту информацию, он должен мысленно встать на место человека прошлого, для которого мир был значительно более полным, красочным и живым, а то, что от него сохранилось в качестве источников информации, — это только остатки. В ракурсе рассмотрения классификация  остатков по степени сохранности: полные — неполные, целые — поврежденные.

            4) Археологические памятники — это аспект, близкий к предшествующему, но не совпадающий с ним. Учитывая связь объектов археологии с прежней культурой и опираясь на эту связь, данное понятие все же переносит главный акцент на сопоставление и увязку этих объектов с современной культурой и жизнью. Рассматривая объекты как археологические памятники, мы исходим из их принадлежности к памяти человечества. Активное, действенное начало памяти связано с ним, с его способностями и целями. Поэтому, рассматривая археологические памятники, мы имеем в виду не просто их связь с прошлым, а прежде всего их включенность в современную культуру, их современные жизненные функции, их ценность и необходимость современному человеку. Это как бы взгляд со стороны современной культуры. Если для увязки объектов с прежней культурой наибольшее значение имело функциональное назначение предмета, то для определения культурно-исторической роли предмета в подготовке современных явлений наиболее существенными оказываются его генетические связи, место в культурно-историческом процессе, культурная принадлежность. Для группировки материала в этом аспекте служит классификация по временной и культурной принадлежности: палеолитические памятники, античные, скифские, славянские.                   5) Археологические находки. Эту сферу рассмотрения ограничивает полевой источник поступления. Поскольку полевая археология долго рассматривалась как поставщица вещей для коллекций, термин "находки" в русском языке ассоциировался именно с такими вещами. Когда же интересы к археологическим объектам расширились на сооружения, конфигурации заселенности, термин "находки" оказался не очень подходящим для них, и в таких контекстах стали говорить об "открытиях", хотя тогда уж точнее было бы в параллель "находкам" говорить о "полевых открытиях": ведь "открытия" могут быть сделаны и не в поле. Разработка классификации по условным обнаружениям, необходимая для исследований в этом аспекте, ведет к систематизации этих понятий и к упорядочению терминологии: "вещи", "находки", "сооружения", "памятники" — все эти термины получают узкие значения и соподчиняются в единой системе.

               6)Археологические экспонаты — это материальные древности, находящиеся в коллекциях и музеях. Эта сфера ограничена музейным каналом ознакомления исследователя с объектами. "Осмотр экспонатов", "ссылки на экспонаты", "публикация экспонатов" — вот контексты, в которых это понятие применяется. Чисто музейное значение имеет классификация экспонатов по их экспозиционной ценности. Оцениваются уникальность экспонатов, их репрезентативность, аттрактивность, наконец, просто дороговизна. Для археологов, не работающих в музее, эта классификация профессионального интереса не представляет. Но с сортировкой экспонатов в музее имеет дело и другая классификация - по степени надежности информации (подлинники, копии, реконструкции, подделки). И эта классификация представляет для всех археологов больший интерес.

              7) Археологические источники. В этом термине отражена главная, определяющая функция объектов. Надо определить, чем ограничено использование понятия при выборе такого синонима для его обозначения. Таков перечень общих понятий синонимов понятия "археологические источники". Каждому из этих понятий соотнесена та или иная классификация материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первобытная археология

 

                       Первобытная археология, как известно, занята поисками и изучением памятников первобытной культуры, остатками давно прошедшей жизни. Археология имеет дело с непосредственными ее следами: скелетом, материальным миром. Моделируя социальные организмы первобытности, она закладывает основы реконструкции социальных систем далекого прошлого.

           Реконструкция первобытности во всем ее объеме не может быть решена только археологией. Это задача особой синтетической науки, истории первобытного общества, которая была бы невозможна без творческого взаимодействия археологии. В то же время история первобытного общества является самостоятельным разделом всеобщей истории. Ею собственно всеобщая история и открывается, так как она охватывает тот наиболее длительный период существования человечества, на протяжении которого были заложены основы всего его дальнейшего развития.

            Своеобразие истории первобытного общества состоит, однако, в том, что она не ограничивает себя какими-либо хронологическими или географическими границами и изучает первобытное общество вне зависимости от времени и места его существования, как в древности, так и в наше время, всюду, где она находит общества на ранних этапах социально-экономического развития, общества доклассовые. Следовательно, история первобытного общества – наука, изучающая историю первобытнообщинной формации. Концепция общественных формаций – ее краеугольный камень. Она является теоретической основой для сопоставления результатов археологии и других наук, при построении истории первобытности. Будучи разделом всеобщей истории, история первобытного общества ставит перед собой те же цели; однако ее интересуют в первую очередь не события, а процессы. От других разделов всеобщей истории ее отличают источники, а соответственно и особые методы исследования. Если традиционные разделы всеобщей истории опираются преимущественно на письменные источники, для первобытной истории на первом месте стоит археология, составляющая ее источниковедческую базу, и это делает ее поистине комплексной наукой.

                        Археология вынесена на первый план, потому что именно она снабжает прямыми фактами историю первобытного общества, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии, на сравнительно-типологический метод. Хронологически она полностью охватывает временные границы существования первобытного общества. До недавнего времени верхней границей археологического исследования считалась эпоха средневековья, даже эпоха позднего средневековья, но раскопки очень поздних поселений, оставленных аборигенным населением на территории Сибири и особенно Северной Америки, продемонстрировали исключительную информативность археологического исследования и в этом случае. Нижняя хронологическая граница теряется в седой древности. Возможно, древнейшей каменной индустрии предшествовала эпоха использования дерева, есть данные об использовании в качестве материала для орудий кости, но доказать эти предположения пока не удается. Так или иначе археологический материал появляется с самого начала человеческой истории, иными словами, с самого начала истории первобытного общества. 
                  Все же при всех ограничениях археологический материал бесспорно позволяет осуществить ряд научных процедур и делать достаточно определенные выводы, в чем и состоит его историческое значение. Он дает возможность проследить динамику внешних форм культуры, на основе типологического сравнения и стратиграфического залегания, отделяя ранние формы от поздних и устанавливая хронологическую последовательность их изменений. На этой базе создается картина прогресса человеческой культуры на протяжении истории первобытного общества и прослеживается в то же время преемственность развития культуры от ее простейших форм до более сложных. Археологические раскопки при их проведении на должном техническом уровне доставляют богатый палеоантропологический, археозоологический и археоботанический материал, в свою очередь, является неоценимым источником сведений о физических особенностях древних людей, морфологии и породах доместицированных видов животных, сортах и видах культурных растений. Изучение петрографии горных пород, из которых изготовлялись орудия, приводит к возможности восстановить пути древних миграций и обмена, аналогичная процедура возможна при сравнительном исследовании состава древних металлов. В раскопках встречаются почти повсеместно предметы искусства, и по ним мы судим о художественной культуре тех или иных обществ, с известными ограничениями и об их духовной культуре. Можно сделать вывод, что археологический материал очень информативен и его роль в реконструкции исторических процессов первобытности огромна.

        Археология дает возможность проникнуть в основы материального производства изучаемых ею обществ. Она позволяет судить о том, было общество оседлым или вело подвижный образ жизни. Более того, археология, вооруженная современными методами исследования, может сказать нам, какими были численность и плотность населения, поддерживало ли оно и в какой степени обменные или торговые отношения с другими обществами и чем именно обменивалось, существовало ли в обществе имущественное и социальное расслоение, и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

                   Археология, как и всякая наука, не может существовать и развиваться изолированно. В той или иной степени она связана почти со всеми дисциплинами — гуманитарными, естественными и даже точными. Археология тесно связана с естественными науками не только в использовании их методов, но и в привлечении их выводов для истолкования археологических данных, и сама, со своей стороны, представляет им ценные материалы. Однако еще теснее связи археологии с общественными науками, один из разделов которых она представляет, в частности с историей.

                Археология – это часть исторической науки, которая изучает прошлое человечества по вещественным памятникам при помощи специальных методов. От истории как таковой она отличается тем, что у нее другой основной источник, а именно не письменные памятники, а остатки материальной культуры. Поэтому особенно важную роль археология играет в реконструкции дописьменной истории.

                На основании всего выше изложенного,  можно сделать вывод о том,  что археологические источники  являются основным и самым  главным материалом, позволяющим  изучать историю первобытности.  

                Закончить хотелось бы замечательными словами Чаадаева П. Я.: "Вся наша история — продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования."

 

            

               

 

Литература:

 

 

Алексеев В.П., Першиц А.И. История  первобытного общества:«История». –        М.: Высш. шк., 1990. – 351 с.: ил.                                                                                       Клейн Л. С. Археологические источники. - Л. , 1978,  120 с.                                                 Владимир Кабо: Теоретические проблемы реконструкции первобытности / Владимир Кабо // Археология и этнография (http://aboriginals.narod.ru/reconstruction1.htm)                                                                    Янин В.Л. Археология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.- 608с.                                                       Мартынов А.И. Археология: Учебник.— 4-е изд., испр. и доп.— М: Высш. шк., 2000.—439 с: ил.                                                                                                                          http://www.my-article.net/get

 

 

 

 




Информация о работе Археологические источники изучения истрии первобытного общества