Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена «Салической правды»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования.
Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена «Салической правды».
Задачами нашего исследования является:
1) рассмотреть основные отрасли хозяйства и общественное развитие древних франков по данным «Салической правды»;
2) выявить, какие изменения произошли в экономическом и общественном строе германцев со времен Цезаря и Тацита до времен «Салической правды»;
3) проследить разложение родового строя, эволюцию общины и формы собственности у салических франков.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Анализ хозяйственных  и общественных отношений древних  франков во времена "Салической правды" Название: Анализ хозяйственных и  общественных отношений древних  франков во времена "Салической правды"

 Раздел: Рефераты по  истории

 Тип: курсовая работа  Добавлен 00:57:45 01 мая 2011 Похожие работы

 Просмотров: 5565 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Введение

 

Актуальность темы.

 

Исследование общественного  и хозяйственного строя древних  франков по данным «Салической правды»  очень важно. Источник отражает обычаи народа, недавно переселившегося  в сравнительно слабо романизированные части Галлии, и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей  жизни. Римское влияние сказалось  здесь гораздо меньше, чем в  других варварских Правдах. Это позволяет более точно проследить изменения, произошедшие в обществе древних германцев со времен Цезаря и Тацита до образования государства у древних франков. Вместе с тем, более поздние кодексы «Салической правды» отличаются от более ранних, т.к. отражают новый этап в развитии общества. Сравнивая кодексы, составленные в разное время, мы можем судить о том, как изменялись материальные условия жизни франков, изучить переходной период от первобытнообщинного строя к феодальному.

 

Цель исследования.

 

Анализ хозяйственных  и общественных отношений древних  франков во времена «Салической  правды».

 

Задачи исследования.

 

Задачами нашего исследования является: 1) рассмотреть основные отрасли  хозяйства и общественное развитие древних франков по данным «Салической  правды»; 2) выявить, какие изменения  произошли в экономическом и  общественном строе германцев со времен Цезаря и Тацита до времен «Салической  правды»; 3) проследить разложение родового строя, эволюцию общины и формы собственности  у салических франков.

 

Хронологические рамки исследования.

 

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с начала VI по IX века – время создания, редактирования и действия «Салической правды».

 

Территориальные рамки исследования.

 

Объединенное Франкское  королевство салических (приморских) франков на территории северной Галлии.

 

Объект исследования.

 

Общественный и хозяйственный  строй древних франков по данным «Салической правды».

 

Предмет исследования.

 

Основные виды хозяйственной  деятельности, община, виды и формы  собственности, категории населения  и их правовое положение во Франкском  королевстве по данным «Салической  правды».

 

Методы исследования.

 

Анализ исторических источников и имеющейся отечественной литературы.

 

Степень научной разработанности.

 

К настоящему времени тема данного исследования тщательно  разработана. Особенно активно она  обсуждалась в советское время  и была предметом острых научных  дискуссий. Большое внимание изучению «Салической правды» как источника, характеризующего хозяйственный и  общественный строй древних франков, уделяли Н.П. Грацианский, А.И. Неусыхин, А.Я. Гуревич, Ф.Я. Полянский, которые являются ведущими специалистами по данному вопросу. Также много работ посвятила этой теме Г.М. Данилова, хотя ее мнение не во всем совпадает с мнением вышеназванных специалистов (в частности, дискуссия о раннефеодальном государстве).

 

Н.П. Грацианский в сборнике статей «Из социально-экономической  истории западноевропейского средневековья» подробно рассматривает «Салическую  правду» как источник, толкование в судебнике термина villa, виды материальных взысканий. А.Я. Гуревич в работе «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» помогает проследить разложение родового строя у варваров, развитии индивидуальности у германцев. Ф.Я. Полянский в своей работе «Экономическая история зарубежных стран» дает характеристику социально-экономического и общественного строя германцев эпохи Цезаря и Тацита и франков времен «Салической правды». А.И. Неусыхин в книге «Проблемы европейского феодализма» подробно характеризует понятия «свобода» и «собственность» в варварском обществе по «Салической правде», дает детальные характеристики категориям свободного и зависимого населения франкского общества. Данилова Г.М. в своей работе «Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев» дает сравнительный анализ франкских, древнерусских, хорватских, сербских и польских источников (свободное население, рабы и др.). Много интересной информации по теме содержится в книге «История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма» в 3-х томах: аграрный строй варваров, эволюция общины, формирование крепостной зависимости крестьян и т.д. В исследовании также была использована энциклопедия «Всемирная история» А.Н. Бадак, И.Е. Войнич 2001 года выпуска, Т 7, в которой дана общая характеристика франкского общества во времена «Салической правды».

 

Источники.

 

«Салическая правда» («Lex Salica») принадлежит к числу варварских Правд – сборников, фиксирующих старинное обычное право варварских народов (вестготов, бургундов, саксов, баваров и других германских племен). Как частичная запись обычаев салических франков, она была редактирована по почину верховной власти, по соображениям государственной выгоды, причем редактирована со слов старейших представителей племени. Место возникновения Правды – объединенное Франкское королевство, распространившееся за Луару.[1]

 

По мнению некоторых исследователей, древнейший, не дошедший до нас текст  «Салической правды» был написан  на германском языке, а дошедший до нас латинский текст – простой  перевод текста германского. Но Грацианский  считает, что Правда уже первоначально  была редактирована письменно именно на латыни.[2]

 

«Салическая правда», как  известно из традиции памятника, «жила» около 400 лет (т.е. с начала VI века по IX век). Много раз за это время  она переписывалась, дополнялась, видоизменялась. «Салическая правда» представлена в 358 списках, которые научная традиция памятника разбила на 5 групп, или  «семей».

 

Наиболее ранней из дошедших до нас «семей» рукописей «Lex Salica» является I «семья», от которой сохранились четыре рукописи. Самая ранняя из ранних рукописей этой «семьи», дошедшая до нас, - рукопись «Paris 4404» - служит в научной традиции исходным моментом исследования. С ней сравниваются тексты других рукописей из других «семей» (II, III, IV, V). Сравнивая более поздние тексты с рукописью «Paris 4404», можно проследить изменения, происходившие в обществе и отразившиеся в тексте.[3]

 

«Салическая правда» записана по распоряжению государственной власти, которая еще была не в состоянии  уничтожить обычаи, возникшие в период родового строя, но она вносит в судебник и новые правовые постановления, отражающие интересы все более усилившейся  франкской знати. Поэтому «Салическая  правда» является важным источником, который дает возможность изучить  переходный период от первобытнообщинного  строя к феодальному.

 

Наиболее полно в ней  отражены архаические отношения, существовавшие у франков в период, предшествовавший завоеванию Галлии (родоплеменной строй  в последней стадии его разложения, т.е. этап развития, следующий за тем, который переживали древние германцы эпохи Тацита) и слабо отражена жизнь и правовое положение галло-римского населения.

 

При изучении судебника возникают  большие трудности, т.к. этот источник юридического характера, многие стороны  жизни франков в нем не освещены. Формулировки лаконичны и подчас неясны. Структура «Правды» хаотична, перечисление серьезных и незначительных преступлений, полагающихся за них  штрафов и вергельдов, лишено последовательности. В ряде случаев один и тот же термин имеет разное содержание: например, термин «вилла» где означает деревню, а где – дом общинника.[4] «Однако  такая казуистичность правды, при отсутствии в ней общих законодательных норм, иногда способна обрисовать даже мелкие черты быта франкского общества».[5]

 

Т.о., Правда имеет исключительную ценность, как источник по истории  франкского общества.

 

 

1. Хозяйство древних франков  по данным «Салической правды»

 

Социально-экономическое  развитие германских племен в ближайшие  столетия(II-V вв.) после Тацита почти  не оставило следа в документах; только археологические раскопки свидетельствуют  о том, что в эту пору их материальная культура стала богаче и были достигнуты значительные успехи в обработке  железа, гончарном искусстве (освоение гончарного круга) и т.д. Но когда  в процессе падения Западной Римской  империи возникли варварские королевства, то началась кодификация обычного права  германских племен, ускоренная их столкновениями с прежним населением римских провинций и обострением социальных противоречий среди самих завоевателей. В результате этого возникли так называемые «правды» (вестготская, бургундская, салическая, рипуарская, баварская, саксонская), являвшиеся сборниками обычного права. Составлены они были весьма примитивно и представляли собой простой перечень штрафов за всякого рода преступления. Тем не менее, они очень ярко рисуют социально-экономические отношения эпохи.

 

Франки селились на заброшенной  галло-римской территории, среди больших лесных массивов, где очень редко попадалось местное население. Уже одно то обстоятельство, что франки не брали в противоположность другим освоившимся на римской территории варваров, землю у местного населения, говорит о земных просторах между нижним Рейном и Соммою.[6] Обилие пустых земель и лесов налагало печать на все хозяйство, приливавших от Рейна франкских поселенцев, сообщая своеобразный характер и их скотоводству и их земледелию (например, скот часто ходил по воле без пастуха, садовые деревья сажались в открытом поле).

 

«После расселения в завоеванных  провинциях Римской империи рядовые  свободные германские соплеменники стали превращаться в крестьян. Несмотря на то, что и на старых местах жительства они с давних времен занимались оседлым  земледелием и скотоводством, непосредственными  производителями, поглощенными хозяйством, они еще не являлись. Ибо наряду с хозяйственной деятельностью  они вели жизнь воинов, принимали  участие в управлении и суде».[7] Сколь разителен контраст, по сравнению  с тем, что выступает на первый план в древнейших записях обычного права германцев – варварских Правдах. Главное содержание Судебников – охрана имущества и личной неприкосновенности хозяев, их усадеб, домов, скота и  др.

 

Что касается форм поселения  франкских пришельцев, то наши сведения об этом недостаточны. А.Р. Корсунский в своей работе так описывает  единственную известную меровингскую деревню во Франции: «Она состоит  из 30 раскопанных землянок, из которых  лишь четыре относятся ко времени  до середины VI века. Примерно около 700 г. поселение было покинуто. Рядом с  некоторыми землянками были найдены  ямы для отбросов. Не все строения были жилыми, некоторые служили ремесленными мастерскими… Деревня соприкасалась с развалинами строения галло-римского времени. При одной землянке обнаружен водосток; глубина уходящей в землю части жилища доходит до 65 см. Среди найденной керамики есть остатки, изготовленной на гончарном круге, и ручные изделия. Самая большая землянка занимала 17,4 кв. м., средняя величина землянок составляет около 7,45 кв. м. Средняя глубина пола достигала 21 см. Все землянки построены в направлении с востока на запад. Поскольку менее чем в четырех километрах находился меровингский королевский пфальц Витри-ан-Артуа, археолог, производивший раскопки, предполагает, что жителей Бребьера связывали с этой королевской резиденцией тесные хозяйственные и социальные отношения. Исследования костей, найденных в землянках и ямах для отбросов, показали наличие 96,1% костей домашних животных и 3,9% костей диких животных. Преобладают свиньи (39,26%), затем следуют крупный рогатый скот, овцы, куры, лошади и козы. Остатки зерна не найдены».[8] Судя по тому, что главное содержание «Салической правды» - охрана имущества и личной неприкосновенности домохозяйств, их усадеб, домов, скота, можно сделать вывод, что средоточием хозяйственной и социальной жизни франков являлась усадьба и дом.

 

После завоевания франками территории Галлии в жизни франкского общества большую роль стали играть римские  порядки. Это следует из анализа  «Салической правды» и хроник. Попав в новые, более благоприятные  климатические и почвенные условия  Галлии, германцы нашли там лучшие сельскохозяйственные орудия и методы обработки земли, новые сорта  злаков и овощей, фруктов. Они нашли  в Галлии водяные мельницы, римские  дороги и водопроводы, разнообразные  приспособления для работы на виноградниках, прессы для вина и масла. Они усвоили  прогрессивные методы обработки  земли: многократную пахоту, прополку хлебов, обмолот цепами. Они улучшили качество своего скота, получили вьючных  животных – мулов и ослов. Животноводство поднялось на более высокий уровень.[9]

 

И вместе с тем «…вторжения  варварских народов на территорию Римской  империи открыли качественно  новую эпоху в социально-экономической  истории Европы…Новые формы поселений, новые типы полей и системы  обработки почвы, главное же - иной характер социальных отношений решительно отделяют древнегерманских скотоводов, земледельцев и воинов, членов варварского  общества, от формирующегося крестьянства раннего средневековья».[10]

 

Подробно экономический  строй франкского королевства на рубеже V-VI вв. прекрасно показывает «Салическая правда», которая имеет  значение необычайно ценного исторического  документа, показывающего хозяйственную  жизнь эпохи.

 

Она свидетельствует, что  франки в то время были земледельцами  и их агрикультура, как отмечает Полянский Ф.Я., стояла на довольно высоком  уровне.[11] Правда франки занимались и  охотой, причем у них имелись охотничьи  собаки, за кражу которых платился штраф в 15 солидов.[12] Так же у них процветало экстенсивное скотоводство, особенно свиноводство. Стада свиней оставались круглый год в лесах на подножном корму. Часто дичали, и за поросятами приходилось охотиться как за обыкновенными кабанами. Их часто воровали, и потому уже начальные статьи «Салической правды» давали классификацию поросят всех возрастов и категорий, определяя штрафы за их хищения.[13] Охрана таких стад была делом первостепенной важности, и для этого пастухи использовали особых собак. Существовало и стойловое содержание свиней, причем за похищение поросенка из хлева взимался в три раза более значительный штраф (45 солидов), чем за похищение из стада. Если же кто-либо поджигал хлев с находящимися в нем поросятами, то штраф увеличивался до 63 солидов.

 

«Салическая правда» охраняет крупный рогатый скот, угрожая  за хищение теленка-сосунка штрафом  в 3 солида, упряжной лошади – в 45 солидов, жеребой кобылы – 30 солидов.[14] «Даже в тех статьях, которые говорят о потравах, прежде всего защищаются интересы скотоводства, именно запрещается «бить до изувечения» животных, зашедших на чужие нивы. Разрешается лишь загнать этих животных и взять штраф за потраву»[15]. Франки держали также в большом количестве и мелкий рогатый скот (овец, коз) и разные виды домашней птицы (куриц, журавлей, домашних лебедей, гусей, голубей). Пастбищное хозяйство основывалось на использовании лесных пастбищ. В ряде королевских доменов, например в Трире, Туре, в области Леман и Бордо занимались коневодством.

Информация о работе Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена «Салической правды»